23
Пн, дек

Закон об обязательном страховании автовладельца в Казахстане может потерять статус «социального закона»

OnlineStrahovaniyeАвтопарк Казахстана ежегодно прирастает на 7-8%, учитывая динамику первичной регистрации транспортных средств, а количество объектов страхования падает.

Как уже сообщал портал Allinsurance.kz, количество объектов страхования по ОС ГПО ВТС на 1 ноября 2018 года по действующим договорам страхования составляет 3 381,7 тыс. единиц, в то же время по состоянию на 1 декабря 2018 года в Республике Казахстан зарегистрировано 4,45 млн всех типов транспорта. То есть около четверти автовладельцев не имеют страхового полиса, что серьезно снижает статус обязательного страхования автовладельца, как «социального закона».

Но, несмотря на снижение активности граждан в отношении заключения договоров обязательного страхования, сделки купли-продажи автотранспортных средств прирастают полным ходом.

По данным Ассоциации Казахстанского АвтоБизнеса (АКАБ), по итогам одиннадцати месяцев 2018 года в Казахстане регистрацию прошло 1 094 106 транспортных средств всех типов, это на 53 953 больше, чем за весь 2017 год.

При этом доля первичной регистрации изменилась едва заметно (6,9% против 6,6% в 2017 году), однако в количественном выражении на первичный учет поставлено 75 885 против 62 626 авто, соответственно. Остальные 1 018 221 ед. пришлись на вторичную регистрацию – переоформление автомобилей. На долю физических лиц приходится 94% регистраций, 6% юридические лица.

По данным АКАБ, больше 38% от общего числа регистраций по-прежнему приходятся на автомобили возрастом старше 20 лет (423 602 единиц). На технику от 10 до 20 лет – 27,4% (300 289 ед.). Количество сделок с автомобилями 2008-2015 годов выпуска – 266 476 ед (24,3%). На автомобили до 3-х лет - 102 810 регистраций.

Судя по представленным данным, основной контингент, который участвует в сделках купли-продажи – это автотранспорт старше 20 лет. Такие автоладельцы наиболее часто являются виновниками ДТП, поскольку зачастую используют свой транспорт для целей коммерческого заработка в виде такси и, к тому же, не особо платежеспособны в части возмещения вреда пострадавшему владельцу, если у них нет страховки.

Вот и получается, что продать автомашину без действующего техосмотра нельзя, а без страховки – можно. Ведь при регистрации сделки купли–продажи в специальном ЦОНе действующий страховой полис не значится в списке обязательных к представлению документов при снятии с регистрации транспортного средства, также как и при постановке на учет.

С 2019 года при отмене «бумажного полиса», то есть страховки, выписанной на специально отпечатанном бланке со степенями защиты, скорее всего, ситуация резко ухудшится.

Но, положение дел может исправиться, если ввести изменения в правила регистрации транспортных средств требование об обязательном наличии страховки при снятии с регистрации или постановке на учет автотранспортного средства. Учитывая возможность покупки полиса онлайн с начала следующего года, приобрести полис обязательного страхования автовладельца без посещения офиса страховщика или агента будет проще простого, и даже не выходя из ЦОНа. Может быть такими действиями недостающий миллион «зайцев» на дороге ликвидируется сам собой.

Подготовлено порталом Allinsurance.kz