23
Сб, нояб

Страховой рынок выглядит менее ярким на фоне банков, которые все чаще трубят о технологичности и цифровизации

03 11Почему футуристичные технологии - это лишь «хайп» и о том, что будет реально происходить на страховом рынке в части внедрения технологий, рассказали сами страховщики.

Представители страховых компаний говорят, что, несмотря на всеобщий тренд увеличения технологической составляющей, цифровые решения страховой рынок пока не оккупировали. Но прорыв в этой области вполне может произойти в 2019 году, после введения электронного страхового полиса и сопутствующих ему услуг.

Так, по мнению страхового омбудсмана Андрея Копова, в плане цифрового развития страховые компании не остаются в стороне. «Конечно, еще многому нужно поучиться у банков, к примеру в отношении внедрения мобильных приложений, но, думаю, введение электронного полиса повлечет за собой необходимость создания в том числе и мобильных приложений для более удобного сервиса для страхователей», - предполагает спикер.

Сами страховщики подтверждают, что именно электронные полисы создадут новые ниши для страховых компаний. Однако технологической революции на страховом рынке ожидать не стоит. «Казахстанский рынок очень сильно зарегулирован, и страховые компании тратят значительные ресурсы на то, чтобы просто соответствовать требованиям Национального банка. Зачастую приоритетом номер один становится соответствие всем регуляторным и комплаенс-требованиям, а уж потом - внедрение новых технологий», - отмечает председатель правления страховой компании Amanat Алексей Мохнаткин.
Более того, на текущем этапе все еще не решен вопрос с риском мошенничества при продаже электронных полисов.

Защита от мошенников

Один из больных вопросов - продажа контрафактных полисов, которые автолюбители приобретают или по незнанию, или для того, чтобы прикрыть себя при проверке со стороны полицейских. «Со временем это будет меняться. Те камеры, которые сейчас следят за дорожным движением, будут также определять наличие или отсутствие страховки у автовладельца. Тем самым будут искореняться незастрахованные автовладельцы», - рассказывает Андрей Копов.

У дорожной полиции будет полная информация о заключивших договоры страхования. Количество незастрахованных будет уменьшаться, и будут выявляться факты мошенничества, которые, к слову, могут стать поводом к возбуждению уголовного дела.
Существуют определенные риски, связанные с мошенничеством в электронной сфере. «Когда законопроект (о страховой деятельности. - «Къ») рассматривался, также обсуждались вопросы по противодействию мошенничеству», - продолжает спикер.
В частности, поднималась проблема сайтов-клонов, через которые клиент рискует провести оплату на фейковом ресурсе и в результате не получить страховую услугу. Такие риски остаются и сейчас. Страховые компании решают, как с этим бороться, совместно с уполномоченным органом. Финальное решение о том, каким образом будет осуществляться оплата электронного полиса, для того чтобы снизить риск мошеннических действий, пока не озвучено.

Омбудсман также напомнил, что при приобретении страхового полиса в электронной форме предусмотрена скидка, что связано с сокращением операционных расходов на бумажную форму договора, которая, к слову, совсем не дешевая. Тем не менее необходимо учитывать, что не все страхователи будут готовы заключать договоры в электронной форме и после начала продаж электронных полисов.
В целом же недооценивать возможности, которые уже сейчас существуют на страховом рынке в части цифровых решений, не стоит. Некоторые компании уже давно предлагают заказ ряда страховых услуг на сайте, и можно предположить, что налаживающиеся процессы автоматизации рано или поздно простимулируют дальнейший «уход в цифру» как страховщиков, так и страхователей.

Новые решения

Андрей Копов предполагает, что в ближайший год страховые компании могут предложить мобильные приложения, в том числе позволяющие делать обзорные видео или фотографии транспортного средства, которые дадут возможность страхователю не посещать офис страховой компании. Это может также распространяться и на осмотр жилья при процедуре страхования имущества. И это не все.«Я думаю, достаточно большим блоком для специализирующихся компаний будет страхование грузов», - считает страховой омбудсман.

Это очень интересный и сложный вид страхования с учетом того, что груз перевозится на большие расстояния различными видами транспорта, при этом отгружает одна компания, получает другая, перевозит третья, перегружает четвертая компания и т. д.
«В данном случае цифровизация этого процесса и активное участие страховой компании на всех этапах перевозки в дальнейшем, при разбирательстве по страховому случаю, снимут спорные вопросы», - полагает он.
Такие вопросы действительно возникают у страховщиков при обращении страхователя за выплатой, в результате страховщик проводит достаточно сложные и затратные расследования.

По мнению Андрея Копова, страховые компании должны отказываться от непродуктивных и менее эффективных каналов продаж. «К примеру, потребность в страховых агентах как таковая постепенно отпадает, поскольку практически любой клиент может получить любую информацию по страхованию на сайте страховой компании», - подчеркнул спикер.
Председатель правления страховой компании «Коммеск-Өмір» Олег Ханин рассказал, что сейчас проводится тестирование приложения для аварийных комиссаров по ДТП, которое будет интегрировано с информационной системой компании.
«Еще одно новшество - это запуск чат-бота в Telegram, который предоставляет информацию пока по категории HR. Чат-бот содержит контактную информацию о сотрудниках, также от него можно получить ответы на вопросы, касающиеся Трудового кодекса, трудовых договоров, отпусков и т. д.», - пояснил спикер.

Алексей Мохнаткин добавил, что любые технологии, включая уже отшумевшие блокчейн и криптовалюты, имеют свои области применения и ограничения и отнюдь не являются панацеей. «Я считаю, что гораздо важнее не следовать модным тенденциям, а развивать корпоративную культуру, создавать команду, разделяющую общие ценности, строить процессы на базе этих ценностей. И если какие-то новые технологии могут в этом помочь, то это отлично, давайте их использовать. Но мы понимаем, что сами по себе, в отрыве от всего вышеперечисленного, они ничего не дадут», - заключил он.
Андрей Копов считает, что, учитывая ряд факторов, в плане цифрового развития страховой и не только страховой сектор все же запаздывает. «Изначально финансовому сектору в целом предоставлялась хорошая фора, но мало кто этим воспользовался. И сейчас от калькуляторов перешли к компьютерам, но используют их в своей работе по-прежнему как калькуляторы», - заключил он.

Источник: Курсивъ