Если компания готова меняться, то ресурсы и возможности появятся, считает управляющий директор по ИКТ-услугам АО «Казахтелеком» Бикеш Курмангалиева
Новые технологии позволяют бизнесу сокращать операционные издержки и быть ближе к своим клиентам, быстрее удовлетворять их потребности и понимать в реальном времени, в какую сторону необходимо развиваться, создавая востребованную продукцию и сервисы. Кроме того, они открывают перед компаниями большие перспективы за счет доступа к глобальным рынкам. Понимая это, отечественные предприниматели активно интересуются облачными сервисами таких компаний, как «Казахтелеком». Об основных трендах цифровизации бизнеса и методах диджитализации говорили участники форума «Цифровая повестка в эпоху глобализации 2.0. Инновационная экосистема Евразии» в Алматы, в частности на сессии, посвященной вопросам цифровизации малого-среднего бизнеса.
Одним из ярких примеров востребованности ИКТ-сервисов для бизнеса стала банковская сфера. Так, спикеры из России отметили, что нынешние банки уже не являются банками в классическом понимании, а превращаются в цифровые эко-системы. Об этом рассказал главный архитектор российского Центра развития перспективных технологий Анатолий Гавердовский. И это не просто громкие заявления, а фактически способ выживания для обеих сторон: для крупных игроков и МСБ. Данная парадигма очень важна для государств, которые трансформируются из закрытых в открытых IТ-провайдеров, вокруг которых выстраивается IТ-экосистемы для бизнеса.
Строить межстрановую экономику в ЕАЭС проще «снизу», от самого рынка, отметил основатель белорусской Единой торгово-логистической платформы Василий Гриневич. Однако этот бизнес из-за нехватки внутренних ресурсов оказался в условиях цифрового неравенства, констатировал эксперт. Нет денег на качественные IT-продукты, на квалифицированных специалистов.
«Поэтому малому и среднему бизнесу необходима поддержка. Нужно создать эко-среду для компаний в виде сервисов и открытых цифровых платформ», - заметил Василий Гриневич.
В Казахстане над этим работает мультисервисный оператор «Казахтелеком». Для того, чтобы отечественные бизнесмены присоединялись к цифровым платформам, позволяющим им выходить не только на отечественный, но и за пределы странового рынка, компания запустила проект Ismet.kz, рассказала участникам сессии управляющий директор по ИКТ-сервисам АО «Казахтелеком» Бикеш Курмангалиева.
Платформа вмещает в себя все, что нужно бизнесу, в формате «одного окна». Это площадка для коммуникаций сектора B2B, источник информации по государственным программам помощи МСБ, созданию специализированных сервисов, доступ к аналитике рынка. С помощью Ismet.kz продавцы могут получить доступ к широкой клиентской базе, сервис помогает найти финансирование для различных проектов, партнеров, получить консультации и сформировать пакеты услуг для каждого сегмента рынка.
«Самая большая ценность для нас - это вовлеченность бизнеса в цифровизацию. Мы на протяжении многих лет разрабатываем пакеты телекомуслуг, успешно внедряя их на рынок. Однако освоение новых и перспективных рынков и сфер для нас также представляет большой интерес/ А растущий спрос на ИКТ-услуги и IT-решения для бизнеса укрепляет нашу позицию», - отметила Бикеш Курмангалиева во время своего выступления.
После выступления Kapital.kz задал несколько вопросов спикеру.
- Бикеш Кайдаровна, как цифровизация способна изменить современный малый и средний бизнес?
- Кардинально. Казахстанские предприниматели должны понять это, иначе их место на рынке займут более прогрессивные и гибкие конкуренты, в том числе из стран-партнеров Казахстана по ЕАЭС. Поэтому «Казахтелеком» намерен помочь отечественному бизнеcу использовать возможности цифровизации. Нельзя думать только о том, как продать свой товар или услугу в нашем регионе. Технологии позволяют масштабировать свой бизнес за пределы локального рынка. И, конечно, сейчас можно эффективнее сотрудничать, больше узнавая о партнерах, о выгодных поставках сырья, технологичного оборудования. При этом не нужно тратиться на разъезды, достаточно активно работать в цифровом пространстве.
- С какими сложностями сталкиваются бизнесмены, двигаясь по пути диджитализации?
- С вопросами, касающимися инфраструктуры, но сегодня это проблема решаема. Если речь идет о малом бизнесе, то многие процессы можно оцифровать с помощью мобильного телефона и доступа к интернету. Но основная сложность, как всегда, в понимании выгоды, в готовности в изменениям, в масштабности видения. К сожалению, как я уже сказала, пока у предпринимателей нет четкого понимания того, насколько ценны конкретно для их бизнеса цифровые технологии. Когда появляется такое понимание и потребность, то и средства находятся, и навыки приобретаются. Я имею ввиду самообразование, потому что у нас пока в вузах не прививают предпринимательские навыки с уклоном в области применения новых технологий.
- Как с практической точки зрения меморандум, который в рамках форума «Казахтелеком» подписал с Межотраслевым центром систем идентификации и электронных деловых операций, Национальной академии наук Беларуси и российским сервис-провайдером еPass.ru, поможет интеграции информационных платформ в рамках ЕАЭС?
- Данный шаг несет огромную важность и означает, что казахстанские бизнесмены с помощью цифровых каналов смогут вывести свои компании за пределы страны. Кроме того, будут унифицированы стандарты электронного документооборота на территории ЕАЭС. Это сэкономит предпринимателям, особенно малому и среднему бизнесу, время и деньги. И, конечно, цифровое партнерство облегчит трансферт новых способов ведения бизнеса между странами ЕАЭС. Поскольку в каждой стране есть свои модели, достойные изучения и заимствования. Почему бы этим не обмениваться, не становиться сильнее и богаче. Это соглашение является важным шагом на пути интеграции бизнеса разных стран. Для нас - владельцев платформ - это серьезный вызов и ответственность перед своими клиентами по открытию перспектив трансграничного сотрудничества.
Источник kapital.kz