15
Пт, нояб

Компании онлайн-кредитования ищут новые бизнес-модели

Анатолий Глухов рассказал «Kapital.kz» о нынешней прибыльности рынка и настроении игроков.

В своем первом интервью после назначения исполнительным директором Казахстанской ассоциации ФинТех в январе этого года Анатолий Глухов рассказал «Капитал.kz» о нынешней прибыльности рынка, настроении игроков и поделился прогнозами на этот год.

– Вы много лет возглавляли Ассоциацию микрофинансовых организаций. Как вышло так, что вы решили сменить ее на КазФинТех?

– С сектором онлайн-кредитования я познакомился три года назад на заре становления этого направления в Казахстане. Тогда они думали, что могут функционировать как микрофинансовые организации, поэтому первые консультации по законодательству давал я, ввиду того, что хорошо владею информацией. Соответственно, еще тогда прозвучали первые предложения возглавить профильную организацию или сделать какую-то объединенную ассоциацию. Но в то время рынок онлайн-кредитования как таковой не существовал, не было понятно, какие у него перспективы. А Ассоциация МФО успешно выполняла поставленные задачи, поэтому я не рассматривал вариант куда-то из нее уходить. Но поскольку в Ассоциацию МФО я пришел в 2009 году, то есть это почти 10 лет назад, то понимал, что необходимо дальнейшее личностное развитие. И то направление, которым сейчас занимается КазФинТех, – очень прогрессивное и перспективное. Я надеюсь, что, возглавляя ассоциацию, смогу больше понять рынок финансовых технологий в целом. Кроме того, думаю, в течение следующих 5 лет схлопнутся технологичные и финансовые компании. И, обладая знаниями в области финансов и финансовых технологий, я для себя вижу большие перспективы. Кроме того, хотелось бы сделать свой вклад в развитие финтеха.

– Как может ваш опыт главы Ассоциации МФО помочь в КазФинТехе?

– Система, которая создана в микрофинансировании, очень равновесная, в ней существует конструктивный диалог между государством, потребителями и кредиторами. Я думаю, такой же формат мы можем выстроить в онлайн-кредитовании и КазФинТехе. Также перед нами стоит задача сделать рынок более открытым и социально ответственным.

– На что вы намерены сделать упор в своей работе на позиции главы КазФинТеха?

– Нужно усилить институт саморегулирования. Я не могу сказать, что КазФинТех сегодня представляет собой саморегулируемую организацию (СРО). Одно из предложений, которое поддержали члены ассоциации, – создать законодательную среду для деятельности саморегулируемых организаций в области кредитования. Начало переговоров с госорганами по этому вопросу поможет создать хоть какой-то скелет работы СРО. Это поможет консолидировать сектор и сделать его работу прозрачнее. На сегодняшний день в ассоциации 11 членов, которые занимают 80% рынка. По данным Первого кредитного бюро (ПКБ), в общей сложности на нем работают 40 компаний. То есть 30 организаций никем не объединены и работают сами по себе.

– Как изменился сектор в прошлом году?

 – По данным ПКБ, в 2017 году было предоставлено 944 тыс. микрозаймов на сумму 40 млрд тенге. По 2018 году финальных данных пока нет, но, по предварительной оценке, было выдано 2 млн микрозаймов на общую сумму 75 млрд тенге. Как мы видим, рынок вырос. Но наиболее бурный рост происходил в первой половине 2018 года, потому что с 16 июля вступили в силу поправки в законодательство, согласно которым размер эффективной ставки по онлайн-займам не может превышать 100% годовых. Это стало причиной того, что во втором полугодии не было существенной динамики.

– Покинули ли какие-то компании рынок онлайн-кредитования в прошлом году?

– Насколько мне известно, одна компания прекратила свою деятельность. Есть компании, которые остались в качестве юрлиц, они занимаются возвратом выданных займов, но новые уже не выдают. Однако по комментариям участников рынка я знаю, что инвесторы очень осторожно смотрят на рынок Казахстана, и их настроение близко к тому, что они, скорее всего, не зайдут на наш рынок в связи с тем, что Нацбанк существенно ограничил возможности онлайн-кредитования. Для тех компаний, которые впервые входят на рынок, сейчас это будет очень высокозатратно, и они не смогут уложиться в существующие 100% вознаграждения в год. Но у тех, кто уже работает, расходы на привлечение клиентов не так высоки, потому что у них уже есть активная клиентская база.

– Мы говорим о внутренних или внешних инвесторах?

– О тех и других. Последние два года средняя сумма онлайн-займа составляет 40 тыс. тенге. И в настоящее время компании пересматривают свои бизнес-модели, для того чтобы снизить операционные расходы. И если новая модель будет найдена, то инвесторы, возможно, пересмотрят свое решение.

– Есть цифры по капитализации сектора на данный момент?

– Смотря что мы под этим понимаем. Мы можем косвенно определить капитализацию через размер кредитного портфеля, исходя из объема задолженности населения перед компаниями онлайн-кредитования. На начало 2018 года она составляла примерно 48 млрд тенге, в течение года максимальная задолженность доходила до 74 млрд тенге, и в конце года она скорректировалась до 60 млрд тенге. Это связано с внесенными в законодательство изменениями, плюс часть инвесторов стала выводить свои средства. Это цифры, которые нам предоставило ПКБ.

– Есть мнение, что ограничение ставки не снизит доходность компаний, они найдут, на чем заработать.

– Поиск новой модели идет, как я сказал. Они могут совместить кредитование с функциями платежных организаций, платежных агентов, делать переводы кредитных средств в пользу третьих лиц, взимая какие-то комиссии. Это только предположения. Будущее покажет.

– Каковы прогнозы на этот год по сектору?

– В 2019 году будут увеличиваться сроки кредитования и средний чек, потому что компании заинтересованы в снижении операционных расходов по обслуживанию каждой выдачи. Ожидать снижения ставки вряд ли стоит, потому что существующие 100% позволяют бизнесу только находиться на плаву до тех пор, пока не произойдет трансформация модели онлайн-кредитования.

Источник www.wfin.kz