24
Вс, нояб

Попытки поднять цены на нефть США воспринимают как игнорирование своих интересов

Страны ОПЕК в 2019 году сократят добычу нефти на 800 тысяч баррелей в сутки, а государства, не входящие в картель, на 400 тысяч.

Это должно снизить предложение на рынке и поддержать цены на «черное золото». Рынок отреагировал эйфорией, которая продлилась всего несколько часов.

Контекст

В октябре 2018 цена на нефть марки Brent перевалила за 85 долларов, что внушало оптимизм многим участникам рынка. Прогнозы, что цены в скором времени перевалят за 100 долларов, раздавались все чаще.

Однако все сложилось с точностью до наоборот:

«черное золото» стало стремительно дешеветь, только в ноябре потеряв более 20% от своей стоимости – это худший месяц за 10 лет Баррель Brent упал до уровня в $60 долларов, WTI – до $50. Дальнейшие перспективы рынка связаны с ОПЕК.

Нефтедобывающие страны должны были решить, сокращать ли добычу, чтобы снизить предложение на мировом рынке и поддержать цены, или же смириться с низкими ценами, но при этом сохранить свои доли на рынке и постараться выдавить американских сланцевиков, себестоимость продукции которых выше, чем, к примеру, в странах Персидского залива.

В конце ноября на саммите стран G20 состоялась встреча Владимира Путина и наследного принца Саудовской Аравии Мохаммеда бен Салмана – двух человек, от которых в большей степени зависит будущее соглашение.

Стороны договорились о его продлении, но добавили, что конкретных договоренностей по цифрам еще нет (при этом ОПЕК рекомендовал сокращение на 1,3 млн баррелей в сутки). Последнее уточнение рынок фактически проигнорировал и цены пошли вверх.

Негативный фон
Конкретное решение страны ОПЕК и не входящие в картель государства должны были принять 7 декабря. А за несколько дней до этого Катар, один из старейших членов организации, заявил, что с 1 января 2019 года покидает ее состав.

Новость стала неожиданностью, а ее обоснование неубедительным:

Катар, крупнейший в мире экспортер сжиженного природного газа, решил нарастить производство СПГ, а потому основные силы решил направить на это направление. Как этому мешал ОПЕК, не оговаривается.

Версий, что побудило Катар к выходу, немало: от несогласия с политикой Саудовской Аравии (отметим, что страны региона обвинили Катар в финансировании терроризма и объявили ему политический и экономический бойкот), и это уже стоило стране $250 млрд, потраченных на организацию новых инфраструктурных проектов и поддержку валюты, и заканчивая желанием уйти из-под политических рисков со стороны США. При этом в целом ситуацию рынок драматизировать не стал, в результате цены на сырье не поменялись.

Катар добывает 610 тыс. баррелей нефти в сутки, но учитывая объемы ОПЕК в 933 млн баррелей, это несущественно.

Однако негативный фон усилился на фоне заявления представителя Ирана в ОПЕК. Хусейн Каземпур Ардебили сообщил, что добыча нефти должна быть снижена минимум на 1,4 млн баррелей в сутки. Иначе цены могут упасть до уровня в 40 $/баррель.

При этом сам Иран ограничивать добычу не будет – страна находится под санкциями США, а потому и без этого теряет рынки сбыта.

Примерно в это же время на Brent сформировался «смертельный крест» — так на рынке называется ситуация, когда краткосрочная (50-дневная) скользящая средняя цена опускается ниже долгосрочной (200-дневной). Как правило, это предшествует долгосрочному падению рынка.

Ситуацию усугублял и тот факт, что крест на WTI был сформирован еще в ноябре, что не добавляло уверенности в стабильности.

Россия против
Но и это не все: 5 декабря оказалось, что договоренность ОПЕК может быть не продлена из-за страны, которая в этом заинтересована едва ли не больше всех – России.

Во время предварительных переговоров от РФ требовали сократить добычу на 250-300 тыс. баррелей в сутки, но максимум, на который соглашалась Москва, был гораздо ниже — 140 тыс. баррелей.

Появилась информация, что ОПЕК может вообще не продлить соглашение, если сторонам не удастся прийти к единому мнению:

или все страны притормаживают добычу, или этого не делает никто — принимать половинчатые меры ОПЕК смысла нет.

Вечером 5 декабря стало известно, что Россия все-таки согласилась сократить добычу в 1 полугодии 2019, однако никаких цифр озвучено не было. Удалось ли картелю убедить РФ в своей позиции или Москва навязала свои условия, на тот момент было неясно.

Путин решит
6 декабря, когда наконец стартовало заседание ОПЕК, стало окончательно понятно, что Россия и страны картеля преследуют разные цели, находясь в различных условиях.

Ближневосточным странам необходимо залатать дыры в бюджете, теряющем при низких ценах на «черное золото», тогда как в РФ сложился профицит бюджета, а смягчает ситуацию и слабый рубль. За счет этого Россия и пытается «продавить» выгодное ей решение, надеясь, что ОПЕК сдастся первым.

Итоговое решение должен был принять лично Владимир Путин: президент России в это время находился в Санкт-Петербурге на саммите стран ЕАЭС, поэтому министр энергетики РФ Александр Новак, представлявший страну на заседании, летал к нему из Вены.

Коллега Новака, министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих, между тем рассказал прессе о ходе переговоров.

Сторонам не удалось договориться об объемах сокращения, а вместо ожидаемых 1,3 млн баррелей обсуждаются варианты со снижением на 0,5-1 млн баррелей в сутки.

На это рынок отреагировал мгновенно: цены на Brent и WTI упали в течение пары часов сразу на 3 доллара. Североморская смесь моментами снижалась ниже $59, североамериканская – до уровня $50 (что, как считается, является точкой безубыточности для американской нефти).

Договоренность есть, эффекта – пока нет
Тем неожиданнее стало итоговое решение ОПЕК: 7 декабря было объявлено, что страны картеля сократят добычу на 800 тыс. баррелей в сутки, а страны, не входящие в альянс, на 400 тысяч.

Итого – 1,2 млн, что на 20% больше самых позитивных прогнозов предыдущего дня.

Официальных данных о том, какие обязательства на себя берут разные страны, нет. Но по неофициальным Россия согласилась сократить добычу на 200 тыс. баррелей.

Иран не будет снижать ее вообще, а наибольшее приостановление мощностей произойдет в Саудовской Аравии

Цены на нефть подскочили практически мгновенно: в течение часа стоимость Brent выросла с 60 до 63 долларов, однако эффект оказался краткосрочным. К концу торгов все вернулось на привычный уровень 61,3 $/баррель – примерно столько нефть и стоила до соглашения сделки. Таким образом, эйфория на бирже продлилась всего несколько часов.

Утерли нос другим или проиграли сами?

Соглашение ОПЕК уже подвергается критике. Глава счетной палаты РФ Алексей Кудрин заявил, что подобные договоренности хоть и дают сиюминутный доход, но

лишают добывающие сферы стимула повышать эффективность и производительность труда, что негативно сказывается на экономике всей страны. При этом среди российских экспертов преобладают другие настроения:

широкую растиражированность получило мнение о том, что Россия публично унизила Трампа.

Последний неоднократно требовал отказаться от идеи сокращения добычи, выступая за низкие цены на нефть. Поэтому решение ОПЕК сейчас воспринимается как публичное игнорирование интересов США.

Источник 365info.kz