6 декабря в Санкт-Петербурге состоится заседание Высшего Евразийского экономического совета и неформальная встреча лидеров стран СНГ.
В этот же день планировалось провести и неформальный саммит ОДКБ для обсуждения ситуации вокруг назначения нового генсека организации, но мероприятие было отменено. О том, какие неожиданные инициативы были озвучены накануне саммитов, и чего ждать от итогового заседания лидеров ЕАЭС и СНГ – в статье «Евразия.Эксперт».
Декабрьская пора традиционно связана с подведением политических итогов года, оценкой результатов по ключевым направлениям работы, а также анализом новых стратегических вызовов и возможностей. Исключением не стали и интеграционные процессы на постсоветском пространстве. О важности сопряжения ряда направлений деятельности ЕАЭС и СНГ в 2018 г. говорилось немало, и в этой связи неудивительно решение «синхронизировать» саммиты организаций. Однако из данной связки выпал саммит ОДКБ – но не из-за различия повесток, а по политическим причинам. Впрочем, оценки сторон по данному вопросу разошлись.
Страсти по ОДКБ
2 декабря по итогам телефонных переговоров и.о. премьер-министра Армении Никола Пашиняна и президента России Владимира Путина было принято решение не проводить саммит ОДКБ в Санкт-Петербурге. По словам Пашиняна, «президент России предложил не проводить саммит из-за сложившейся ситуации, после же в рабочем порядке обсудить решения». Однако в дальнейшем между сторонами развернулась полемика – несогласие армянской стороны вызвало заявление помощника президента РФ Юрия Ушакова о том, что перенос саммита состоялся «с учетом, в частности, просьбы армянской стороны». Для Пашиняна, напротив, было важно подчеркнуть, что «Армения с какой-либо просьбой ни к кому не обращалась».
Указанные трения можно списать на остроту обсуждаемого вопроса и подготовку Армении к парламентским выборам 9 декабря. Тем не менее, публичную полемику вокруг в большей степени технических вопросов нельзя занести в актив имиджу ОДКБ.
С другой стороны, Ереван исходит из того, что для организации важен не столько вопрос принадлежности генсека, сколько выполнение взаимных союзнических обязательств. В этом отношении не завершена заочная полемика Еревана и Минска, разгоревшаяся после того, как президент Беларуси Александр Лукашенко на переговорах с послом Азербайджана в Минске Латифом Гандиловым коснулся темы саммита ОДКБ в Астане.
Таким образом, в сложившихся условиях решение о переносе саммита ОДКБ (вероятно, уже на 2019 г.) представляется оптимальным: есть шанс, что в Армении поутихнут внутриполитические страсти, и стороны в рабочем порядке наметят пути снятия сложившихся противоречий. Тем более что текущая неопределенность пока не препятствует эффективной работе организации по различным направлениям – от борьбы с нелегальной иммиграцией до масштабных военных учений.
Россия предаст эстафету Армении
Повестка Высшего Евразийского экономического совета будет сформирована с учетом подведения итогов российского председательства в ЕАЭС в 2018 г. Кроме того, будут предложены ключевые направления дальнейшего углубления евразийской интеграции в сферах торговли, энергетики, цифровой экономики и космонавтики. Они будут формализованы в проекте Декларации об углублении интеграции в рамках ЕАЭС, которая предусматривает:
1. Новые действия по созданию единых рынков товаров и услуг, развитию торгово-инвестиционных связей, укреплению производственной и технологической кооперации, формированию эффективных логистических цепочек.
2. Сближение валютно-финансовой и денежно-кредитной политики.
3. Углубление сотрудничества в социально-гуманитарной и образовательной сферах.
Наряду с обсуждением стратегических задачам участники саммита настроены на дискуссию по проблемным аспектам интеграции.
«…Мы договаривались о свободном движении рабочей силы, капиталов, услуг, товаров и так далее – без этого не может быть ЕАЭС, и даже таможенного союза не может быть. Почему его сегодня нет?», – заявил президент Беларуси Александр Лукашенко накануне саммита.
В 2019 г. председательство в ЕАЭС переходит от России к Армении, которой в новом статусе предстоит особо активно включиться в разработку новых инициатив по решению озвученных проблем и дальнейшему развитию объединения.
Евразийский союз: сопряжение с СНГ и сигналы для ЕС
Также на повестку переговоров в Санкт-Петербурге будут вынесены вопросы международного сотрудничества. Вместе с приоритетными направлениями, например, вступлением в силу в 2019 г. преференциального соглашения с Ираном и соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем, накануне саммита анонсировались и неожиданные элементы повестки.
Так, 27 ноября стало известно, что президент Казахстана Нурсултан Назарбаев лично пригласил председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера на саммит ЕАЭС.
Несмотря на то, что позиция европейского политика едва ли изменилась, а Евросоюз по-прежнему связывает возможность полноценного диалога с ЕАЭС с урегулированием украинского кризиса, инициатива Астаны демонстрирует открытость Союза к сотрудничеству с западными партнерами. Даже несмотря на туманность подобных перспектив в текущих политических реалиях.
Одним из ключевых сюжетов встречи в Северной столице России станет обсуждение перспектив дальнейшего сопряжения ЕАЭС и СНГ. Наряду со сближением нормативно-правовых баз объединений, в 2018 г. сближение объединений приобрело и страновой характер – Молдова, будучи участницей СНГ, стала первым государством-наблюдателем при ЕАЭС. На развитие аналогичных процессов в отношении стран Центральной Азии намекнул президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков.
«Народы России, Казахстана, Киргизии, а также Армении и Беларуси всегда будут вместе. А также народы других стран – Узбекистана и Таджикистана. Потому что другие страны тоже могут войти в ЕАЭС, мы можем расширяться, в этом направлении тоже надо работать», – подчеркнул кыргызский лидер.
Таким образом, в Санкт-Петербурге лидерам стран ЕАЭС и СНГ предстоит найти ответы на широкий круг назревших вопросов, и сформулировать ключевые приоритеты развития интеграционных объединений на 2019 г. Какими станут эти приоритеты? Узнаем совсем скоро.