24
Вс, нояб

Казахстан: Назарбаев между Путиным и Трампом

Попытки американских властей восстановить северный транспортный коридор для материально-технического обеспечения своего воинского контингента в Афганистане в обход России в казахстанской прессе, в отличие от российской, не обсуждаются. Хотя для Акорды это весьма чувствительная тема с точки зрения дружбы с Москвой.  

 На портале kz.expert мы подробно писали об этом. Процитируем несколько важных абзацев из этой публикации:

«Очевидно, что в условиях нарастающего геополитического противостояния США и России, которое приобретает все более фатальный характер, российские власти будут категорически против того, чтобы Казахстан предоставил США т.н. режим «открытого неба».

Эта позиция Москвы существенно усиливается тем, что Кремль имеет реальные рычаги влияния на Акорду, а сам Казахстан к тому же связан с Россией многочисленными договорами, в том числе в рамках ОДКБ, и имеет с соседним государством общую систему противовоздушной и противоракетной обороны.

В этих условиях Акорда и лично Нурсултан Назарбаев оказываются в положении карася на раскаленной сковородке: как бы он ни поворачивался, смертельные ожоги неизбежны.

По нашей оценке, в этих условиях казахстанские власти будут затягивать ответ на запрос США, ссылаясь на процедурные, технические и иные трудности.  И это единственная разумная тактика. Другое дело, что она не улучшит отношений ни с Россией, ни с США. Увы, но это уже издержки многовекторной политики, которую практикует Нурсултан Назарбаев».

А теперь мы проанализируем три, на наш взгляд, самые интересные публикации российской прессы на эту тему, где сформулировано отношение Кремля к столь вызывающим действиям Белого дома в зоне влияния России. Способным, заметим, существенно обострить российско-казахстанские отношения.

Первый материал называется «США построят в Грузии аэродром подскока» и имеет подзаголовок «Бывшая военная база России превратится в логистический центр НАТО».

Процитируем самые важные, по нашему мнению, утверждения, предположения и выводы, сформулированные в данной публикации (выделения здесь и далее сделаны нами):

«Грузия и США договорились построить на базе аэродрома Вазиани, который до 2007 года использовался Россией, крупный военный логистический центр НАТО. После модернизации взлетно-посадочная полоса сможет принимать даже самые крупные американские самолеты. По словам грузинских экспертов, новый объект будет использоваться для переброски сил на учения, но может быть применен и в случае реальной эскалации обстановки в регионе».

«В октябре этого года во время визита в Брюссель Леван Изория предложил альянсу продолжить развитие военной инфраструктуры в Грузии, имея в виду именно базу Вазиани. После модернизации она сможет принимать самые большие военно-транспортные самолеты США. Когда начнется строительство нового аэродрома и во сколько оно обойдется, пока неизвестно. По словам господина Изории, эти технические детали «находятся в процессе обсуждения».

«Грузия проводит частые военные учения в Вазиани с участием стран НАТО, — напомнил господин Аладашвили, — а доставлять военную технику воздушным путем удобнее, чем морем». Однако эксперт подчеркнул, что речи о создании полноценной военной базы США в Грузии не идет. «Пока об этом говорить рано, но то, что планируется, — очень важный шаг», — резюмировал господин Аладашвили».

Вторая обратившая на себя наше внимание публикация называется «Единый пояс давления»: что стоит за планами США построить в Грузии ещё один военный аэродром».

Процитируем отдельные абзацы из нее:

«Вашингтон и Тбилиси собираются построить военный аэродром в районе бывшей 137-й военной базы МО России Вазиани. Об этих планах рассказали в грузинском Министерстве обороны. Ранее США выделили средства для строительства Центра боевой подготовки, где натовские инструкторы будут обучать грузинских коллег. Американские военные пользуются в Грузии едва ли не большими возможностями, чем в странах — участницах НАТО. Однако Грузию до сих пор не приняли в альянс, а Пентагон воздерживается от размещения в стране крупного контингента. Будет ли появление аэродрома угрожать безопасности России — в материале RT».

«Отметим, что 9 ноября генерал Стивен Лайонс побывал с визитом в Баку, где встретился с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Этим переговорам предшествовало турне советника президента США Дональда Трампа по национальной безопасности Джона Болтона, который в конце октября побывал с официальными визитами в странах Закавказья и России. Комментируя поездку Джона Болтона, эксперты предположили, что администрация Трампа занята формированием собственного подхода к закавказскому региону. Грузии в рамках этой стратегии может быть отведена особая роль».

«После начала процесса вывода из Грузии российских военных баз США стали энергично наращивать своё присутствие в регионе. Уже в мае 2002 года Вашингтон запустил программу по вооружению и обучению грузинских военных стоимостью $64 млн. Соглашение о сотрудничестве в оборонной сфере, одобренное парламентом Грузии, наделяет Пентагон рядом привилегий. В частности, военнослужащие США могут находиться в стране на беспаспортных и безвизовых основаниях, они вправе свободно носить оружие. Военные США обладают дипломатическим иммунитетом, а контракты на поставки оборудования или строительные работы заключаются согласно американскому законодательству. Но самое главное — переброска любой армейской техники в Грузию осуществляется по первому требованию американского командования.

Не могут грузинские власти контролировать и перемещение американских военных по своей стране. Гипотетически эти нормы позволяют Пентагону разместить в Грузии любой контингент. Для сравнения: перемещение военной техники НАТО через национальные границы европейских стран — участниц НАТО зачастую сопряжено с немалыми бюрократическими проволочками, составы с военной техникой вынуждены подолгу стоять на таможне в ожидании разрешения двигаться дальше».

«Строительство военного аэродрома в районе Вазиани на первый взгляд способно обеспечить существенные преимущества НАТО в регионе. Однако при ближайшем рассмотрении эти плюсы малоконвертируемы, считают эксперты. По словам главного редактора журнала «Арсенал Отечества», полковника запаса Виктора Мураховского, Вазиани имеет очень выгодное расположение — от неё самое короткое расстояние до оборонных объектов Южного военного округа России. Однако логистические проблемы практически сводят на нет это преимущество».

«Военный эксперт Иван Коновалов в беседе с RT пояснил, что хотя США разворачивают в Грузии бурную активную деятельность, на самом деле она имеет в большей степени демонстрационное значение. «Конечно, если американцы развернут в Грузии полноценную базу, то они получат очень серьёзные возможности в регионе, например для эскалации обстановки. Если в Белом доме решат когда-то взорвать ситуацию, то аэродром в Вазиани может сыграть очень серьёзную роль. Но всё упирается в военно-политическую волю и особенности региона», — считает Коновалов». «По периметру российской границы давно нагнетается давление. Планы НАТО по модернизации сети аэродромов в Европе — звено этой же цепи. Сейчас идёт речь также о модернизации крупного военного аэродрома в Румынии, не говоря уже об активности в Прибалтике и Польше», — пояснил Коновалов».

Третья публикация, на наш взгляд самая интересная, называется: «США налаживают через Центральную Азию северный транзит в Афганистан». Процитируем ее:

«Уже не скрыть, что в конце октября стартовал очередной этап "раскачки" Центральной Азии. Это заметно по обострению ситуации в Горно-Бадахшанской АО, активности американских НПО, практике Государственного департамента США. Главный раздражитель – поступательное возвращение в регион России, играющей все большую роль и в афганском вопросе, а также автономность местных элит в принятии политических решений.

Госдеп подходит к ситуации комплексно, отрабатывая все возможные варианты влияния на регион от "углеводородных интриг" на Каспии и поддержки казахстанской оппозиции против стареющего Назарбаева до попыток "соблазнить" Мирзиеева и давления на Пакистан путем развития Северной распределительной сети, обеспечивающей доставку грузов в Афганистан.

Предоставление американцам транспортных коридоров Баку – Актау, Курык – Сарыагаш – Келес и Бейнеу – Галаба стало одним из главных политических событий в Центральной Азии в 2018 году. Основные точки интереса для США – каспийские порты Казахстана и железнодорожный переход Галаба – Хайратон на узбекско-афганской границе с конечным пунктом в Мазари-Шарифе. Используется и узбекский порт Термез рядом со станцией Галаба. Кроме того, грузы на баржах перевозятся в афганский Хайратон через Амударью. Пока менее востребованы железнодорожные переходы на туркмено-афганской границе Серхетабат (Кушка) – Торугунди и Атамурат – Имамназар – Акина, откуда грузы идут на Герат.

Заявив о своей роли посредника в урегулировании афганского конфликта, Узбекистан активно помогает соседям в совершенствовании северной ж/д сети. Узбекские специалисты обслуживают дорогу от Хайратона до Мазари-Шарифа, а с учетом начала строительства Ираном порта Чорбахр и магистрали от этого порта до Герата узбекская сторона предлагает свое участие в соединении рельсами Герата и Мазари-Шарифа. Американский транзит в регионе осуществляется и через Таджикистан, где США профинансировали строительство моста в районе перехода Нижний Пяндж.

В 2010 году Ак-Орда заключила соглашение с Лондоном о транзите военного имущества и персонала за ежегодные выплаты до $400.000. Аналогичные соглашения Казахстан имеет и с другими государствами-членами западной коалиции, воющей в Афганистане. Осенью 2014 года Астана ратифицировала соглашение с Великобританией о порядке осуществления через территорию Казахстана обратного (из Афганистана) транзита железнодорожным и морским (через порт Актау) путем британских невоенных спецгрузов. Развитие более дорогой и логистически сложной Северной распределительной сети связано не только с попытками "оседлать регион", но и с ухудшением отношений между США и их союзником Пакистаном».  

 «Трамп собирается заморозить всю военную помощь США Исламабаду (около $1,15 млрд). При этом США расширят военные операции в Афганистане, что становится дополнительной нагрузкой на службы снабжения. Северная распределительная сеть приобретает в этих условиях особо важное значение, но окончательно рвать с таким союзником, как Пакистан, в Вашингтоне не будут. Это подтвердил и визит в Пакистан в сентябре госсекретаря Майкла Помпео».

«Одновременно США обхаживают Ак-Орду. В конце сентября Астана и Вашингтон договорились о прямом воздушном сообщении. Недавно Казахстан посетил министр торговли США Уилбур Росс, а казахский министр экономики Тимур Сулейменов заручился обещанием Вашингтона о том, что санкционная политика США против России не коснется Казахстана».

«Вашингтон активен по всей цепочке "северного маршрута". Болтон в конце октября проверил на верность Тбилиси. 9 ноября Баку посетил командующий транспортным командованием США генерал армии Стивен Лайонс. Он подробно ознакомился с объектами нового Бакинского международного морского торгового порта в поселке Алят; идет изучение возможностей транспортной инфраструктуры Азербайджана для развернутого использования транзита через Каспий».

Из всего выше процитированного можно сделать вывод, что Кремль, с одной стороны, обеспокоен действиями США по восстановлению северного транспортного коридора в Афганистан в обход территории России, но, с другой, понимает, что воспрепятствовать им он никак не может. В том числе и потому, что Казахстан уязвим к внешнему воздействию – на него можно влиять, например, с помощью введения против Нурсултана Назарбаева и его родственников американских санкций, аналогичных тем, что уже применены против российских сановников и близких к ним людей.

В этих условиях самой разумной тактикой для Кремля будет не столько открытая конфронтация с Акордой, сколько непубличное давление лично на президента Назарбаева и казахстанские власти в целом, а также формирование всевозможных технических проблем, которые, может быть, и не помешают запуску северного транспортного коридора, но сделают перевозки грузов по нему настолько дорогими (медленными), что это станет серьезной проблемой

Что касается запуска воздушных перевозок через территорию Казахстана, то мы по-прежнему считаем, что последние маловероятны, хотя в публикации Фонда стратегической культуры утверждается: «В конце сентября Астана и Вашингтон договорились о прямом воздушном сообщении».

По нашей оценке, вряд ли Кремль позволит американским грузовым самолетам  беспрепятственно летать в зоне совместной казахстанско-российской противовоздушной и противокосмической обороны, разве что в обмен на какую-нибудь уступку в той же Сирии. При условии, конечно, что она останется незамеченной  американской прессой, иначе спровоцирует очередной всплеск обвинений Дональда Трампа в работе на Владимира Путина.