Октябрь завершился сильнейшим падением цен на нефть за месяц с июля 2016 года, однако американские санкции в отношении Ирана все еще могут оказать ей поддержку.
В начале октября усилились разговоры о том, что цена на нефть марки Brent может подняться до $85 или даже $100 за баррель до конца года. Однако к концу октября цена на этот сырьевой товар показала максимальное месячное снижение с июля 2016 года.
Изначальные прогнозы повышения появились в ответ на ожидания, что возобновление американских санкций в отношении иранской нефтяной отрасли с 4 ноября приведет к активности на рынке, а остальные производители будут отчаянно пытаться компенсировать недостаток. Однако до 4 ноября, несмотря на то, что данные уже указывают на резкий спад экспорта, нефть резко и кардинально сменила динамику и упала почти на $12 за баррель, прежде чем найти поддержку на уровне $75 за баррель – ключевого с технической точки зрения уровня и середины ценового диапазона, около которой нефть марки Brent торговалась с апреля по сентябрь.
Эти события в очередной раз показали, почему в данный момент практически невозможно делать краткосрочные прогнозы по ценам на нефть. Рынок постоянно подвержен изменению аналитических показателей по нефти, которые часто расходятся, а также политическому вмешательству. При этом инвесторы, ставящие на макроэкономику, используют нефть в качестве показателя мировых экономических тенденций.
Риск масштабного и кардинального изменения стал четко заметен в начале октября, когда нефть марки Brent поднялась выше $80 за баррель и взлетела почти до $87 за баррель. Во время такого роста хедж-фонды превратились в продавцов (особенно нефти WTI) вместо того, чтобы пользоваться сильной позицией, как это обычно бывает. При повышении цен на нефть влияние оказала словесная интервенция Вашингтона: Трамп надавил на Саудовскую Аравию с целью увеличения ее добычи. Вместе с ценами на нефть рос и риск для прогноза спроса, учитывая, что многие развивающиеся экономики уже страдают от тяжелого груза долларового долга в нынешний период растущей стоимости финансирования и более сильного доллара.
Хедж-фонды тем не менее снижают свой совместный прогноз роста цен на нефть на треть до 15-месячного минимума, несмотря на взлет цены до $87 за баррель в начале октября.
Обещание Саудовской Аравии качать в полную силу и усиление внимания к негативным последствиям для роста спроса в будущем помогли подстегнуть улучшение. Опасения насчет роста спроса все еще привлекают к себе усиленное внимание вместе с «винегретом» из торговых войн, сильного доллара, роста долга и стоимости финансирования. Все это создает весьма непростые перспективы для глобального роста, а также для спроса на нефть.
Это особенно важно с учетом того, что рост мирового спроса почти на три четверти связан с развивающимися странами, на которые тот самый «винегрет» может оказать наиболее существенное влияние.
Тем не менее, возросшая неопределенность в отношении повышения спроса в 2019 году должна быть отражена в ежемесячных отчетах от аналитиков из трех ведущих агентств: ОПЕК, Управления энергетической информации США и Международного Энергетического Агентства. В период с июля по октябрь, эти три организации снизили свои ожидания по глобальному росту спроса на нефть в среднем на 100,000 баррелей в день до 1,42 млн баррелей в день.
В то же время, ежемесячный опрос 46 экономистов и аналитиков, проведенный Reuters (Saxo Bank также посодействовал проведению опроса) на прошлой неделе, показал, что глобальный спрос на нефть вырастет на 1,1-1,5 млн баррелей в день в 2019 году.
Неудивительно, что после возвращения к отметке в $75 за баррель требования о $95 сменились призывами к достижению цены в $65 за баррель. Тем не менее, мы полагаем, что введение США санкций в отношении Ирана может вызвать смещение акцента на поставки и позволить поддержать цену в течение следующих недель и месяцев, пока не станет понятным, как это на самом деле влияет на ситуацию. По нашему мнению, на этом этапе потенциальное повышение должно быть ограничено $80 за баррель, в связи с ростом американских товарно-производственных запасов, вызванным сезонным снижением спроса на нефтепереработку (до конца ноября), а также увеличением производства в США, России и Саудовской Аравии.
На днях Управление энергетической информации США опубликовало свой ежемесячный отчет о производстве неочищенной нефти и природного газа за август, в котором, как ожидалось, было отражено повышение до отметки свыше 11 млн баррелей в день. Все это происходило на фоне заявлений со стороны России о том, что ее сентябрьские показатели производства побили новый рекорд за весь постсоветский период и достигли 11,356 млн баррелей в день. Иными словами, опережение США России в качестве крупнейшего мирового производителя –лишь вопрос времени.
Подготовлено порталом Wfin.kz по материалам Saxo Bank