В финансовом секторе применение инновационных технологий является неотъемлемой частью процесса оказания услуг. Цифровые продукты и решения ориентированы на потребности клиентов в быстром и удобном получении финансовых услуг, отличаются доступностью и легкостью в применении. О процессе цифровизации финансового сектора, текущей ситуации и проектах рассказал директор Департамента платежных систем Национального Банка Казахстана Ерлан Ашыкбеков, передает wfin.kz.
Он отметил, что в финансовом секторе уже давно активно используются цифровые технологии. «Сегодня в Казахстане стремительно развивается дистанционное банковское обслуживание клиентов - услуги интернет-банкинга, мобильных банковских приложений, посредством которых можно удаленно проводить платежи, оплачивать услуги и иметь доступ к иным востребованным продуктам банков. В этих системах зарегистрировано более 9 млн. пользователей, из которых порядка 30% регулярно проводят операции. Объемы операций через системы Интернет и мобильного банкинга уже сейчас превышают объемы безналичных платежей через POS-терминалы. Ежедневно в стране через системы цифрового банкинга проводится более 400 тыс. безналичных транзакций населения на сумму около 6 млрд. тенге. 70% финансовых транзакций субъектов бизнеса также проводятся посредством электронных банковских сервисов», - рассказал Е. Ашыкбеков.
Он добавил, что в настоящее время банками внедряются новые решения по онлайн открытию банковского счета и использованию биометрических технологий (отпечатки пальцев, голос и распознавание лица). На сегодня запущен сервис для онлайн открытия юридическими лицами банковского счета и заключения договора обязательного страхования на этапе их государственной регистрации через портал электронного правительства, т.е. вновь создаваемое юридическое лицо в рамках одной электронной процедуры может пройти государственную регистрацию, открыть банковский счет по своему усмотрению в одном из банков второго уровня, предлагающем такой сервис, и застраховать своих работников. Таким образом, активно идет процесс формирования новой цифровой экосистемы финансовых услуг.
«Параллельно Национальным Банком Казахстана совместно с банковским сообществом в целях дальнейшей цифровизации финансового сектора проводятся работы по реализации нескольких проектов, отвечающих новым современным реалиям. Это переход на электронное взаимодействие финансовых организаций с государственными органами для автоматизации процесса оказания как финансовых, так и государственных услуг, внедрение механизма удаленной идентификации клиентов, создание инфраструктуры для быстрых, моментальных платежей и ряд других инфраструктурных мер, в том числе, направленные на создание в перспективе открытой экосистемы электронных финансовых услуг», - сообщил Е. Ашыкбеков.
В частности, он рассказал, что на текущий момент со стороны всех банков реализован сервис по направлению уведомлений в государственные органы о принятых платежах в бюджет в течение 15 минут с момента инициирования оплаты, что позволит ускорить оказание необходимых государственных услуг. Реализуется ряд интеграционных процессов по реализации доступа банков к информации об административных штрафах, налоговой задолженности и задолженности по социальным платежам и иной информации в системах госорганов для реализации автоматического учета и исполнения платежей.
Внедрение механизма удаленной идентификации клиентов прорабатывается Национальным Банком Казахстана совместно с банками, заинтересованными государственными органами. «Сегодня получение финансовой услуги требует посещения офисов финансовых организаций, т.е. личного присутствия клиента с целью прохождения идентификации личности, что создает серьезный барьер. Для реализации возможности дистанционного получения финансовых услуг планируется внедрение механизма удаленной идентификации клиента. Данный сервис способствует расширению охвата банковскими сервисами населения, в том числе, проживающих в отдаленных районах Казахстана», - сказал Е. Ашыкбеков.
«Для организации системы моментальных платежей активно проводится работа по внедрению нового расчетно-клирингового механизма для банков в части обеспечения проведения платежей и переводов денег между клиентами различных банков в моментальном режиме по упрощенному идентификатору - номеру мобильного телефона с использованием различных дистанционных каналов банковского обслуживания. Это способствует расширению спектра оказываемых финансовыми организациями цифровых услуг, в том числе росту использования мобильных приложений банков, предоставляющих такие услуги, повышению доступности и качества услуг всего финансового сектора», - резюмировал Е.Ашыкбеков.
В заключение он отметил, что реализация указанных проектов послужит основой для построения интегрированной цифровой среды, эффективного взаимодействия финансовых институтов, клиентов и государственных органов для качественного повышения уровня сервисов в финансовом секторе.