Агентство The Boston Consulting Group (BCG) подготовило традиционное исследование самых инновационных предприятий мира. На этот раз основной темой стала растущая важность искусственного интеллекта (ИИ) и платформ, поддерживающих инновации
Широко используют возможности ИИ и платформ все участники топ-50, но особенно преуспевает первая десятка. Лидер списка Alphabet/Google, сместивший с этой позиции Apple впервые за 13 лет, по словам руководства, является в первую очередь ИИ-компанией. Она давно активно работает как с платформами (например Android), так и с экосистемами (сотрудничая с другими фирмами в разработке Waymo, своей технологии автономного вождения). Amazon, занимающий второе место, помимо использования ИИ в розничном бизнесе, впервые внедрил технологию распознавания голоса (Alexa) и платформенные сервисы (Amazon Web Services). В разработку программного обеспечения для распознавания голоса большой вклад сделала компания Apple (третье место) со своей системой Siri. Она также предложила первоклассное виртуальное рабочее место для разработчиков приложений на своей платформе iOS. Четвертый в списке лидеров Microsoft тоже превратился из разработчика ПО в поставщика платформенных и ИИ-услуг.
Все 10 компаний с самым высоким рейтингом – и многие из топ-50 – используют ИИ, платформы и экосистемы, чтобы позволить себе и другим создавать и использовать новые продукты, услуги и способы работы. Например, McDonald’s (№21) алгоритм ИИ нужен для обслуживания цифровых меню, которые постоянно меняются в зависимости от таких факторов, как время суток, день недели, посещаемость ресторанов и погода. Philips (№29) запустил платформу ИИ в 2018: она помогает учёным, разработчикам ПО, врачам и поставщикам медицинских услуг получить доступ к расширенным возможностям анализа данных здравоохранения, также предоставляя им инструменты и технологии для создания, поддержки, внедрения и масштабирования решений на основе ИИ. Лидер мировой химической отрасли BASF (№12) сотрудничает с разработчиком ИИ-программ Citrine в создании моделей, идентифицирующих новые материалы для улавливания углекислого газа и других парниковых газов.
Большинство компаний если не полностью внедряют, то по крайней мере изучают использование ИИ и видят положительные результаты. Девять из 10 респондентов опроса BCG сказали, что их организации инвестируют в ИИ, а более 30% ожидают, что ИИ окажет наибольшее влияние на любую область инноваций их индустрии в течение следующих трёх-пяти лет. Четверо из 10 опрошенных, относящихся к «смелым новаторам», сообщили, что делают более 15% своих продаж посредством продуктов с поддержкой ИИ (против менее одного из 10 у «слабых новаторов»).
Платформы и экосистемы выполняют множество функций, в том числе способствуют инновациям у других игроков (а иногда извлекают из этого выгоду), расширяют охват и сотрудничество, предоставляют новые решения. Опять же смелые новаторы, таргетируя эти направления, более уверены, что увидят значительный результат своих действий в течение трёх-пяти лет. 75% сообщили об использовании разного рода инкубаторов, 81% ведут академическое партнёрство, 83% сотрудничают с коллегами по цеху. «Слабые новаторы» отстают во всех этих областях.
Платформы – это и технологии, которые обеспечивают фундамент для разработки других бизнес-предложений. Многочисленные компании, производящие промышленные товары, в том числе Siemens (№16) и Boeing (№11), создали платформенный бизнес для профилактического обслуживания, чтобы дополнить традиционные направления инжиниринга и производства. Amazon, Microsoft и IBM среди прочего предлагают широкий спектр ПО и услуг на своих облачных платформах.
Экосистемы идут ещё дальше и используют ряд партнёров, объединяющих базовые технологии, приложения, программные платформы и сервисы, для создания интегрированного решения. Две основные мобильные операционные системы – Google Android и Apple iOS – превратились в сложные экосистемы телекоммуникационных компаний, производителей устройств, поставщиков услуг и разработчиков приложений. Потребность в партнёрских отношениях ещё больше усиливают быстро меняющиеся технологии и растущий спрос клиентов на индивидуально настроенный пользовательский опыт.
Возможность изобретать совершенно новые бизнес-модели, а также источники дохода и конкурентные преимущества особенно велика для предприятий сектора B2B – благодаря массивам данных, которые генерируют устройства, подключённые к интернету вещей. Экосистемы данных будут играть решающую роль в определении будущего конкуренции во многих отраслях B2B. Задача состоит в том, чтобы эффективно создавать и управлять этими экосистемами и использовать их стратегически, повышая ценность и получая преимущество.
Последнее наблюдение BCG, на которое стоит обратить внимание желающим разгадать успех участников списка, относится к компаниям из первой десятки, входящим в неё с 2005. Все они являются серийными изобретателями. Google постоянно пересматривает свои алгоритмы и предложения. Amazon неустанно изобретает новые категории, услуги, модели и способы привлечения своих клиентов. Microsoft успешно избавился от давней зависимости от партнёрства с Intel в ПК и стал облачным технологическим бизнесом. IBM не боится периодически обновляться – от мейнфреймов к ПК, от сервисов к облакам, ИИ, платформам и экосистемам.
Так что базовая ориентация на перемены – никогда не быть удовлетворённым и всегда желать заново изобретать себя – остаётся частью жизненной силы самых инновационных компаний.
Источник: Forbes.kz