Они вошли в полосу системного кредитного кризиса, из которого не могут выйти
Конечно, говорить о наличии в Казахстане всех предпосылок для сабпрайм-кризиса, вероятно, неправильно. Сабпрайм предполагает ситуацию, когда жилищные займы сбиваются в пул, продаются инвесторам на фондовом рынке и в какой-то момент теряют кредитное качество, опрокидывая рынок. У нас секьюритизация – перепродажа пула ипотечных облигаций – едва начавшись, прервалась в конце нулевых в связи с мировым финансовым кризисом, затронувшим и Казахстан. Тогда местные банки, бойко выдававшие валютную ипотеку, получили массу неплатежеспособных клиентов и осевшие на балансах залоги. С замораживанием ипотеки потеряли смысл и ипотечные облигации.
- Основная причина финансового кризиса – несоответствие стоимости активов их денежной оценке. И когда мы ругаем банки, говорим, что виноваты аудиторы, я, как инвестор, всегда замечаю, что у нас одна проблема – мы не знаем будущего. То, что сегодня было хорошим активом, завтра может оказаться плохим. В эти вещи все упирается, – указывает экономист Алмас Чукин.
Слабая оценка качества рисков – не единственная проблема банковской системы. Банки накрыло сокращение кредитного бизнеса, тогда как комиссионное вознаграждение все еще остается для них основным доходом. Дело в том, что кредитоспособному корпоративному клиенту, помимо банков, всегда рады и на других рынках – за границей и на местных биржах. В самом банковском секторе битву за качественных заемщиков, которым нужны деньги на длинные проекты, давно выигрывают госбанки (БРК и ЕАБР) и международные организации в лице ЕБРР. Банковское корпоративное кредитование находится в минусе третий год подряд.
«В системе накопилась огромная ликвидность в 5 трлн тенге, но правительство говорит о том, что нет долгосрочных ресурсов. По нашей оценке, из этих 5 трлн тенге избыточных денег 1,5–2 трлн – это долгосрочные средства, из которых можно давать ипотеку или долгосрочные инвестиционные кредиты, – комментирует финансист Мурат Темирханов.
Вопрос, кому давать эти средства. По словам Темирханова, кредитование корпоративного сектора упирается в структурные проблемы экономики. Вклад МСБ в ВВП должен составлять 50–60%, а не 27%, как сейчас. Госкомпании и сырьевые компании играют крайне большую роль в экономике, но они кредитуются в основном за рубежом либо их финансирует правительство. Банкам, имеющим избыток ликвидности, просто некому давать деньги. Поэтому они так активны в розничном секторе, что в принципе может быть опасно как для них самих, так и для населения, полагает эксперт.
Бесбашенная розница
Действительно, ситуация с розничным кредитованием бьет текущие рекорды. Так, по итогам 2018 розничный портфель банков прирос на 17%, что не столь существенно, например, по сравнению с серединой нулевых, когда рост был свыше 30% в год. Однако розничный рост существенно опережает прирост ВВП и кредитование корпоративного сектора. Возникают дисбалансы с точки зрения соотношения доходов экономики и ожидаемых доходов населения.
Ситуация усугубляется, если взять кредитование с участием остальных игроков кредитного рынка. По данным «Первого кредитного бюро» (ПКБ), выдачу займов увеличили все крупные кредиторы: банки, на которые пришлось 92% займов, МФО (их доля выросла за год с 4,6 до 5,2%) и онлайн-компании: законодательные ограничения ставки в 100% годовых способствовали росту доли PDL-займов «до зарплаты» с 1,7 до 2,5%.Совокупная задолженность граждан перед кредитными организациями выросла в 2017 на 613 млрд тенге, до 5,2 трлн тенге, и еще на 800 млрд в 2018, превысив 6 трлн тенге. Было выдано 7,2 млн розничных кредитов, в 1,3 раза больше, чем в предыдущем году.
Потребительское кредитование растет как в банках, так и в МФО, что опасно для населения и косвенно для банковского сектора, полагает и глава Ассоциации финансистов Казахстана Елена Бахмутова. Она отмечает, что онлайн-кредиторам ограничили ставки через Гражданский кодекс, однако вопрос мониторинга и исполнения данного решения не всегда возможен. Риски сосредоточены в том, что население не отличается высокой финансовой грамотностью и не привыкло оценивать свои возможности. Если можно получить кредит без предоставления дополнительных документов, то никто не думает о последствиях. После чего у заемщиков начинаются проблемы и рост социальных иждивенческих настроений. Для банков это может обернуться потерями, так как внешне выглядевший хорошим заемщик по факту оказывается плохим, поскольку набрал еще кучу кредитов в других местах.
Согласно данным Нацбанка, уровень проблемных кредитов у МКО за последний год вырос на 46%, с 9 до 13 млрд тенге. Растет просрочка свыше 90 дней – с 4,5 млрд до 7 млрд тенге в абсолютных цифрах. Просрочка есть и в системе онлайн-займов «до зарплаты», однако свежих данных по ним нет. За 2016 просрочка у отдельных компаний могла доходить до 40%.
Нацбанк, конечно же, розницу регулирует. Есть жесткие правила, по которым банковскому заемщику в случае, когда у него нет доказанных доходов, не выдается кредит. Либо когда слишком большая доля доказанных доходов заемщиков должна будет уходить на оплату займа. Свои ограничения по работе с розницей есть у МКО и онлайн-компаний. В целом регулятор пока спокоен и не стремится сделать высокорисковые кредиты менее интересными для банков. И дело не только в том, что розничные займы обладают высокой маржей, дают БВУ возможность зарабатывать и показывать положительную кредитную динамику. Государство само стало главным кредитором экономики и не хочет впускать из рук кредитный калькулятор.
Вертолетные деньги
Больше 10 лет назад крупные банки, поделив внутренний рынок, стали активно продвигаться в ближнем зарубежье, открывая «дочки» и скупая активы. Сейчас по этому пути пошел Народный банк, создав «дочку» на открывшемся для иностранцев перспективном узбекском рынке. Вопрос в том, что делать другим банкам, не обладающим возможностями группы Halyk.
Правительство выступает за экономический рост, который в этом году должен быть не ниже 5%. Нюансы таковы, что в этом вопросе у него собственный взгляд на достижение экономических результатов. Как показывают события, правительство вновь опирается на государственный кошелек – достаточно масштабно и не прибегая к деньгам частного сектора.
В прошлом году Нацбанк запустил государственную ипотечную программу «7–20–25» для льготного кредитования населения через ипотечную госкомпанию «Баспана». Одновременно государственный Жилстройсбербанк кредитует население под льготные 5%. На эти цели ЖССБ получил из бюджета пятилетний, до 2021, заем в 120 млрд тенге. Средства, предоставленные ЖССБ, будут оборачиваться в последующие 15 лет три раза, что позволит обеспечить выдачу займов дополнительно 6 тыс. вкладчиков.
За счет снижения ставок ипотека выросла за 2018 на 20%, до 1,3 трлн тенге. Внутренний спрос на жилье расширяется, однако он обеспечивается искажением рыночных отношений. Не понятно, как банки будут развивать рыночную ипотеку, если рядом под 5–7% деньги выдает государство.
Дальше – больше. С 2019 правительство расширит перечень производимых внутри страны товаров народного потребления под лозунгом «экономика простых вещей». На эти цели направят 600 млрд тенге, которые в виде семилетних кредитов банки-операторы начнут выдавать предприятиям под конечные 15%, где номинальная ставка вознаграждения для заемщика составит 8% годовых за счет субсидирования со стороны государства. В качестве «выхлопа» ожидается создание к 2025 16 тыс. постоянных рабочих мест, поступление налогов в размере 1,1 трлн тенге, снижение импорта и прирост ВВП на 2,4%.
В начале марта прежний глава Нацбанка Данияр Акишев сообщил, что центробанк готов оперативно разработать и финансировать программу кредитования на приобретение населением автомобилей отечественного производства. Подчеркнув, что программа будет выстроена на рыночных принципах кредитования через банки с механизмом секьюритизации кредитов по примеру программы «7–20–25» и на базе ее инфраструктуры. После смены руководства Нацбанка уточнений по этому поводу от нового главы Ерболата Досаева не поступало, что на сегодняшний день можно рассматривать как преемственность позиции регулятора.
- В экономике так мало драйверов, которые бы позволяли ей обеспечивать стабильный и поступательный рост, и сейчас государству некоторые драйверы приходится выдумывать, как искусственные, так и реальные, – оценивает ситуацию бизнесмен Айдан Карибжанов (№25 рейтинга богатейших бизнесменов и №24 рейтинга самых влиятельных бизнесменов Forbes Kazakhstan). – Что касается ипотеки, то, мне кажется, это умная и обоснованная программа с участием Жилстройсбербанка и государства. Удешевление ставок – как раз вещь неплохая. Что касается автокредитования для отверточной сборки автомобилей и потребительского кредитования, на мой взгляд, скорее дело частных финансовых институтов участвовать в такого рода проектах, поскольку долгосрочная польза от этого достаточно ограничена».
Сохранить баланс
Масштабное и быстрое насыщение экономики деньгами через госпрограммы – довольно спорный плюс. Вторжение бюджетных денег в экономику деформирует рыночные отношения и оставляет у частного сектора недовольство и тревогу за будущее. Появляются риски и для государственных институтов, прежде всего для Нацбанка. Ранее финансовый регулятор публично и на деле старался придерживаться четкого направления в денежно-кредитной политике (ДКП), поставив целью таргетирование инфляции и сдерживание цен. Однако намеченные изъятия из Нацфонда сверх запланированных негативно скажутся на эффективности ДКП. На рынке появятся дополнительные деньги, которые надо будет как-то нейтрализовать, чтобы избежать ускорения инфляции. У Нацбанка усилятся противоречия между сдерживанием инфляции и желанием правительства ускорить экономику.
Проблема в том, что если Нацбанк занимается таргетированием инфляции, то он не должен заниматься ростом экономики. Иначе теряется доверие к монетарной политике регулятора, поскольку он говорит одно, а делает другое. Возникает проблема в директивах президента, который возложил на регулятора ответственность за рост экономики. Таргетирование ВВП как раз позволяет избежать конфликта между инфляционным таргетированием и ростом экономики. Однако, чтобы перейти на новую политику, Нацбанк должен формально утвердить ее, дабы у рынка не возникало вопросов.
Источник forbes.kz