CEO сотового оператора – о самой громкой покупке на рынке связи Казахстана
Как уже сообщал Forbes.kz, 12 декабря 2018 «Казахтелеком» подписал договор с Telia Company и Fintur Holdings BV о приобретении 75% голосующих акций компании «Кселл». Через полтора месяца, 28 января 2019, совет директоров «Кселл» принял решение назначить Каспарса Кукелиса на должность главного исполнительного директора «Кселл», прежде занимавшего позицию главного директора по розничному сегменту АО «Казахтелеком». Новый CEO компании рассказал о том, как будет развиваться сотовый оператор и чего ждать его абонентам.
Г-н Кукелис, на ваш взгляд, насколько приобретение «Кселл» прибавило весу «Казахтелекому», особенно накануне IPO, которое, возможно, пройдет уже в этом году?
- «Кселл», безусловно, - ценный актив для «Казахтелекома». Хотя любая сделка, тем более крупная - это риск для инвестора. Но в данном случае, я считаю, риск был совершенно оправданным: покупка «Кселл» несет в себе целый ряд потенциальных экономически значимых синергий двух компаний.
Отмечу, что для «Казахтелекома» была крайне привлекательная и выгодная цена сделки (доля 75% «Кселл» была куплена за $446 млн, вся компания оценена в $771 млн – F). И «Казахтелеком», был совершенно очевидным и рациональным покупателем оператора, а сама сделка - достаточно очевидная для всех участников рынка.
Бизнес сотовых операторов в последние годы претерпевает изменения во всем мире: рынки насыщаются, значительно меняется потребление услуг. Сегодня сотовые операторы – это лакомые куски для инвесторов?
- «Лакомый кусок» - достаточно оценочное суждение. Все зависит от цены (смеется). Не сильно закредитованный оператор по цене в 1 доллар - хорошее приобретение. И, наверное, не очень логична покупка сотового оператора, тогда, когда у покупателя не предвидится никакой синергии с приобретением. Сегодня верхняя линия выручки у операторов уже или не растет, или растет очень медленно, или вообще снижается. Этот бизнес перестал быть пионерским, на вдохновении.
В чем ожидается синергия «Кселл» и «Казахтелекома»?
- Есть несколько очевидных моментов. Так, например, «Кселл» исторически не обладает собственной транспортной инфраструктурой (оптоволоконной магистралью - F). Соответственно, все время находится в зависимости. Причем даже не от одного игрока, который бы собственными силами покрывал весь рынок, а в разной степени от всех. Образно говоря, «Кселл» – компания, у которой есть много вагонов, но не было гарантированного доступа к железной дороге.
У «Казахтелекома» своя транспортная инфраструктура есть. Выходит, теперь это существенно снижает косты «Кселл»?
- Я бы сказал, что это просто на порядок сокращает риски «Кселл». Ведь уязвимость от потенциального неконтролируемого роста издержек – это фундаментальный риск. Например, в группе «Казахтелекома» есть и другой мобильный актив (Altel/Tele2 – F). Поэтому не исключена и потенциальная синергия в радиосети, как по операционным издержкам, так и по бюджету капиталовложений. При такой экономии очевидны преимущества для абонентов всех сетей.
В марте 2019 были опубликованы итоги работы «Кселл» за прошлый год. В отчете отмечается ряд взлетов и падений компании. Как бы вы прокомментировали итоги 2018-го – года, в котором вы еще не работали в компании?
- Результаты логично рассматривать в динамике и в контексте последних лет. В целом, стабилизировались показатели, которые снижались с 2014 года. У компании за прошлый год есть достижения по выручке с ростом в 2,2 млрд тенге, растет бизнес контрактных телефонов на 52,6% год к году, растет сегмент В2В - по итогам IV квартала 2018-го более чем на 30%, но сжимается выручка от традиционных голосовых услуг.
Итоги были ожидаемы?
- В целом, цифры находятся в рамках тех прогнозных параметров, которые мы применяли для оценки «Кселл» при принятии решения о покупке доли. Если «сюрпризы» и были, то небольшие и в деталях, которые напрямую не влияют на кэш. Компания публична и листингуется на двух биржах (KASE и LSE – F), своевременно предоставляет рынку информацию не просто о важных событиях, но даже о признаках возможных изменений. Компания предельно корректна и обо всем своевременно предупреждает инвесторов.
Есть ли вероятность, что после покупки «Казахтелекомом» «Кселл» уйдет с бирж?
- Пока этот вопрос не появлялся на повестке даже в форме обсуждения. И это точно не вопрос ближайшего будущего.
Тогда давайте поговорим о насущном. Какие задачи перед вами сегодня поставили акционеры и совет директоров?
- Задачи достаточно очевидные: стабилизировать операционные и финансовые показатели и подготовить компанию для роста. Безусловно, новый инвестор приобретал этот актив, чтобы показать, что компания может работать по-другому. Конечно, будет интеграция активов в группе и использование всех возможностей, которые открывает синергия в группе. Это наша большая дорожная карта.
В чем компания может реально вырасти?
- Будет продолжаться рост выручки. По другим параметрам мне пока сложно комментировать, поскольку мы находимся в преддверии важных решений, которые могут повлиять на компанию. Например, мы можем понести значительные расходы по интеграции сейчас, чтобы получить существенную экономию впоследствии. В какой мере это произойдет, и в каком объеме попадет в показатели текущего года, сегодня рано судить.
В вашем отчете по результатам деятельности за 2018 год сказано, что компания пересмотрела стратегические приоритеты и «перешла от дистрибуции, основанной на объемах, к привлечению качественных клиентов». Это привело к сокращению абонентской базы на 1 млн SIM-карт. Оправдалась ли эта стратегия? Вы продолжите ее придерживаться?
- Да. Это явление времени и в какой-то степени отражение зрелости сотового рынка Казахстана. В чем идея? Компания «Кселл» отказывается от разбрасывания по рынку SIM-карт с неконтрактным балансом в ожидании того, что существенный процент этих карт станут качественными абонентами. Мы считаем, что период бурного роста и проникновения абонентов на рынке закончился, и нет смысла раскидывать тысячи SIM-карт в ожидании сотен абонентов. Нужно находить способы, как быть привлекательными для абонентов, которые на протяжении долгого времени буду продолжать пользоваться нашей связью.
Смена акционеров как-то повлияла на настроение абонентов? Были ли значимые притоки-оттоки за последние три месяца?
- Думаю, такие процессы абоненты воспринимают нейтрально. Это не должно и не может повлиять на них. Хотя не исключаю, что из наших 8 млн абонентов человек сто приняли какие-то важные решения в ту или иную сторону (улыбается).
Для многих абонентов сервис «Кселл» по уровню качества является эталонным. Чего сегодня ждут от вас абоненты? И что вы им можете предложить?
- Если говорить о фиксированной связи, то для этого сегмента «Казахтелеком» является эталоном качества. В этом смысле наша связка имеет перспективы, в том числе по потенциальному взаимному проникновению услуг. Не исключаю, что в какой-то момент у абонентов «Кселл» и «Казахтелекома» появится конвергентный продукт, который будет покрывать потребности как в мобильной, так и фиксированной связи. Технологических препятствий для этого сегодня нет, регуляторных тоже. Тем более, что похожие решения в портфеле «Казахтелекома» уже есть. Но поскольку «Кселл» отличается своей продуктовой линейкой и по-другому спозиционирован, перспективы тут могут быть очень интересными.
Источник forbes.kz