Пекин начал глобальный бунт против американского авиапрома
Провалы в американской авиабезопасности Китай использует в экономической войне с США. Самолеты Boeing могут упасть с небес на землю, а США неизбежно слетят со своего трона, прогнозируют китайские аналитики на портале Шанхайского института стратегических исследований. Китайцы признают, что это они инициировали «глобальный бунт» против Boeing. Пекин объявил о закупке 300 самолетов на 30 млрд евро у европейских конкурентов Boeing.
Эксперты из КНР считают проблемы с безопасностью Boeing 737 MAX не частным эпизодом, а системной проблемой глобального доминирования США, чьи компании часто злоупотребляют монопольным положением и подчиняют себе систему госконтроля безопасности.
«Если у США окажется достаточно ума, они увидят, что случай с Boeing – не просто авиакатастрофа, это явный признак того, что Соединенные Штаты рискуют потерять свое господство в мире. Основная угроза для США заключается вовсе не в подъеме Китая, ее источник скрыт в самих США. Эта страна долго находилась на вершине мира», – рассуждает китайский аналитик Шэнь И.
Если сейчас не последует никаких решительных действий, то самолеты Boeing опустятся с небес на землю, а США неизбежно слетят со своего трона, прогнозирует китайский эксперт. Он подробно анализирует причины провалов в системе авиационной безопасности как в Boeing, так и в государственной администрации – Федеральном управлении гражданской авиации (ФАА), которое раньше считалось мировым образцом.
Если бы на проблемы с опасной системой управления обратили внимание сразу после трагедии в Индонезии в октябре 2018 года, то катастрофы в Эфиопии в марте 2019 года могло бы и не быть. При проверке безопасности ФАА пропустило самолет, хотя еще при проектировании персонал предупреждал о новых рисках, связанных с системой управления.
Такое пренебрежение рисками произошло по целому ряду причин, считают китайцы. К ним они относят и господствующие позиции Boeing, ФАА, да и самих США в авиапроме и в системе международных отношений. Это привело к возникновению «монополистического высокомерия и к стремлению сохранить торговое преимущество любой ценой», отмечают китайцы.
Эксперт отмечает «особые отношения» между государством и частной компанией. Вместо защиты безопасности американское управление гражданской авиации фактически встало на защиту интересов Boeing в конкурентной борьбе с европейцами. В 2018 году Boeing потратил более 15 млн долл. на лоббирование собственных интересов среди политиков. Эти деньги передавались Конгрессу, депутатам от штатов, губернаторам и мэрам, сообщают китайцы.
Они напоминают, что служащие Boeing занимают ключевые позиции в Пентагоне. Аналитик обращает внимание на порочную реакцию американских властей даже после повторной катастрофы Boeing 737 MAX в Эфиопии. Американские чиновники продолжали уверять граждан в безопасности самолета и даже совершали демонстративные полеты на опасных лайнерах. И все это происходило уже после того, как Пекин запретил эксплуатацию опасных самолетов. «Гражданская авиация Китая первая приняла решение по самолетам Boeing 737 MAX, поэтому поднявшаяся волна запретов полета была названа западными СМИ всемирным бунтом», – отмечает китайский эксперт.
Но репутационный ущерб для Boeing мог быть гораздо хуже. «На самом деле для компании все сложилось не слишком плохо. Во-первых, катастроф не случилось в развитых странах Запада, а во-вторых, Дональд Трамп вовремя нажал на тормоз, предотвратив возможность третьей аварии. Можно без преувеличения сказать, что компанию спасли США и Китай», – считает аналитик. Впрочем, о спасении говорить пока рано. Ведь еще не ясна судьба изготовленных машин.
Не ясна также судьба предварительных контрактов на поставку более 4 тыс. этих лайнеров. Не определена и сумма ущерба из-за простоя сотен самолетов, которые неизвестно когда поднимутся в воздух. Специалисты Boeing рассказывают о новом программном обеспечении. Но проблема в том, что оно создавалось без учета причин катастрофы в Эфиопии.
«В битве за новые технологии и рынки конкуренция между США и Китаем будет только усиливаться. И авиационная техника станет одним из элементов общего соперничества», – считает инвестстратег компании «БКС Премьер» Александр Бахтин. Но он считает, что «проблемы Boeing в значительной степени преувеличены и компания предпринимает конкретные шаги для смягчения международной реакции».
«Технические недоработки существенно ослабят позицию США», – считает доцент Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Александр Тимофеев. Неудачи американцев, по его словам, открывают окно возможностей и для российских производителей самолетов. Пока же Китай объявил о заключении крупного контракта с европейским консорциумом Airbus на покупку 300 самолетов на общую сумму в 30 млрд евро.
Источник информации: ng.ru