29
Пт, март

Барахолка с оборотом €1,8 млрд: новая мекка челноков

Кто заработал на открытии восточных ворот нового Шелкового пути

В контрольно-пропускном пункте Хоргос на границе Казахстана и Китая начинается первый коридор нового Шелкового пути через страны Евразийского экономического союза. В 2011 году по указу президента Казахстана Нурсултана Назарбаева на площади 5740 га началось строительство свободной экономической зоны Хоргос — Восточные Ворота. Сейчас здесь работают индустриальная зона и центр приграничного сотрудничества, сухой порт переваливает грузы, к нему с обеих сторон, китайской и казахстанской, протянули новые железнодорожные пути и автомобильные трассы. В 2018 году в порту было сформировано 311 контейнерных поездов по маршруту КНР — Европа, беспошлинную торговую зону посетило более 1,2 млн человек. В проект вложено минимум $1,4 млрд.

Кто бенефициар этих инвестиций?

Организованные шоп-туры в новую мекку челноков отправляются из Алма-Аты поздно вечером, чтобы к утру, к открытию, добраться до Международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос». Челноки преодолевают 300 км на автобусе по бесплатной трассе за пять часов, стоимость билета 6000 тенге (1000 рублей). До границы можно доехать в два раза быстрее по новой четырехполосной автодороге, но она платная.

«Шубу кто-то будет брать? Шубу можно только одну на руки. Если возьмете две или три, обязательно скажите мне, чтобы я раскидала по людям и мы спокойно прошли таможню, — инструктирует гид сонных пассажиров. — Мы сегодня как семья и должны друг другу помочь». Гид предупреждает, что из беспошлинной зоны можно вывезти товары весом не более 25 кг и стоимостью не более €500. Правила ужесточили с 2019 года, в 2018-м было 50 кг и €1500. Но за дополнительную плату, по словам одного из торговцев «Хоргоса», нормы можно превысить. Отдельно можно оплатить проход в беспошлинную зону без очереди (около 500 рублей).

«Хоргос» — один из крупнейших совместных проектов, реализуемых по инициативе глав Казахстана и КНР. Центр площадью 528 га состоит из двух частей. Пешеходно-транспортный переход соединяет казахстанскую часть (185 га) с китайской (343 га). На стороне Казахстана работает один торговый центр, в Китае их шесть, и здесь открыто несколько тысяч лавок, торгующих бытовой электроникой, меховыми изделиями, одеждой, обувью, постельным бельем. Пестрые витрины магазинов с названиями «Лена», «Таня и Витя», манекены, стоящие прямо в проходах, тюки с товаром, громкие зазывалы на входах в лавки, снующие всюду челноки. Один покупатель из Киргизии говорит, что цены в «Хоргосе» значительно ниже, чем на крупнейшем в Центральной Азии вещевом рынке «Дордой» в Бишкеке.

В период новогодних праздников за покупками в «Хоргос» ежедневно приезжали около 15 000 покупателей. В обычные дни посетителей в три раза меньше. В 2018 году при прежней норме €1500 на человека оборот гигантской барахолки составил примерно €1,8 млрд. Впрочем, как объясняют продавцы, за доплату нужным людям из беспошлинной зоны можно легко вывезти товар с превышением всех нормативов.

Деньги торговцы зарабатывают в основном на шубах. «Здесь мы покупаем шубы по $300 за штуку, а продаем в Казахстане за $1000», — рассказывает один из челноков. На какие только уловки не идут покупатели, чтобы не платить госпошлину или мзду таможеннику: срывают бирки с шуб, уверяют, что шуба стоит копейки (чеков в «Хоргосе» никто не выдает), надевают новые шубы на себя. Две-три шубы из норки или песца вполне могут оказаться в плотно замотанных тюках с пледами, одеялами и постельным бельем.

Мелкие партии можно собрать в контейнер и отправить его через сухой порт Хоргос. Индустриальная зона (224,6 га) и сухой порт (129,8 га) находятся в 16 км от центра приграничной торговли. С китайской стороны к границе протянули железную дорогу в конце 2009 года, в 2011-м была построена железная дорога на казахстанской стороне от Хоргоса до Алма-Аты (293 км). До появления нового транспортного коридора китайские товары ввозились в Казахстан через погранпереход Достык, для нового Шелкового пути можно было реконструировать эту ветку и увеличить провозные мощности. Вот только эта дорога проходит через Джунгарские ворота — природную аэродинамическую трубу. Воздух в ней сжимается и ускоряется, из-за чего образуется Джунгарское цунами — ветер до 70 м/с, способный свалить контейнер с грузом с вагона-платформы. И операторы один месяц в году не могут возить грузы.

Резиденты индустриальной зоны не платят земельный и имущественный налоги и таможенные пошлины. Участников свободной экономической зоны пока не так много — семь компаний, четыре из них производят продукты питания. Первая очередь сухого порта открылась в октябре 2014 года, в июле 2015-го пришла первая партия контейнеров из Китая. В 2018 году здесь было обработано более 27 000 контейнеров.

По итогам 2018 года грузооборот на контрольно-пропускном пункте Хоргос вырос на 23,3% и составил 35,74 млн т, сообщает издание Silkroadnews. Внешнеторговый оборот вырос на 22,2% и достиг $19,97 млрд. Россия — основной получатель китайских товаров, проходящих через Хоргос. Надолго ли этот эффект?

В августе 2018 года Нурсултан Назарбаев открыл крупнейший порт Курык с паромной переправой на Каспийском море, и товары из Хоргоса пойдут в Европу через Азербайджан и Грузию с перегрузкой на морской транспорт в портах Каспийского и Черного морей. Новый порт глава Казахстана назвал стратегическим объектом для всего континента. По его словам, за 10 лет Казахстан инвестировал в развитие евразийских торговых путей $30 млрд и уже через два года будет получать от транспортных перевозок $5 млрд в год.

Источник www.forbes.ru