23
Сб, нояб

Создание Национального моторного бюро - новый шаг к повышению конкурентоспособности казахстанского страхового рынка

Текущая рыночная ситуация, обусловленная происходящими в экономике процесса­ми, ставит пред сраховыми компаниями задачи по выработке подходов к ведению бизне­са в новых экономических условиях. Высоконкурентная среда и перспектива прихода на казахстанский страховой рынок международных игроков, равно как и интеграция Респу­блики Казахстан в международные рынки, ставят в качестве основной задачи развитие инфраструктуры.

Ассоциация страховщиков Казахстана инициировала проект по созданию в Казахстане Национального моторного бюро. Основные положения предложенной концепции пред­лагаем вниманию наших читателей.

С точки зрения перспективы

Создание Национального моторного бюро (НМБ) в Респу­блике Казахстан, основанного на принципах конкурентоспособности участников страхового рынка, обу­словлено созданием эффективного механизма защиты прав потреби­телей финансовых услуг, способ­ствующего повышению доверия физических лиц к поставщикам страховых услуг, развитию финан­сового сектора экономики страны.

Основными целями создания НМБ являются:

1) дальнейшее развитие страхо­вого рынка в Республике Казахстан;
2) интеграция отечественного страхового рынка в международ­ные системы страхования и гаран­тирования;
3) совершенствование законо­дательной, нормативной и методо­логической базы, способствующей развитию страхования;
4) обеспечение финансовой устойчивости и роста капитализа­ции страховых организаций;
5) укрепление стабильности и на­дёжности национальной страховой индустрии и повышение страховой культуры населения, обеспечение возможности расширения осведом­лённости населения о его правах в сфере страховых услуг посред­ством целенаправленной работы со средствами массовой информации, включая интернет-ресурсы;
6) повышение прозрачности де­ятельности страховых организаций;
7) снижение числа случаев недобросовестного поведения участников страхового рынка;
8) Улучшение обратной связи между потребителями страховых услуг и участниками страхового рынка.

Предпосылки создания НМБ

Основываясь на примерах из международной практики, можно констатировать, что выстраивание эффективной системы регулирова­ния и надзора за страховой дея­тельностью необходимо осущест­влять с элементами саморегуляции страхового рынка, поскольку госу­дарство обладает ограниченными материальными и человеческими ресурсами. В Республике Казахстан элементы подобной саморегули­руемой системы в обязательном страховании целесообразно начать с самого массового класса страхо­вания - обязательного страхования гражданско-правовой ответствен­ности владельцев транспортных средств (ОС ГПО ВТС). Для полно­ценного функционирования такой системы на внутреннем и междуна­родном рынке необходимо предус­мотреть следующие функциональ­ные структурные единицы:

1. Международное моторное бю­ро (для обеспечения функционирова­ния единого продукта ОС ГПО ВТС на пространстве Евразийского экономического союза (ЕАЭС) или системы «Зелёная карта»);
2. Фонд гарантирования;
3. Единый оператор оценки;
4. ЕСБД, аналитика и актуарные расчёты;
5. Омбудсман;
6. Повышение квалификации и страховой культуры.

Кроме того, необходимо решать задачи, стоящие перед страховым рынком, включая новые вызовы, связанные с интеграцион­ными процессами на пространстве ЕАЭС и вступлением Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию (ВТО):

Налаживание автоматизиро­ванного учёта и информацион­ного взаимодействия

- ведение статистики по заклю­ченным договорам страхования;
- обеспечение расчётов по си­стеме «бонус-малус»;
- борьба со страховым мошен­ничеством;
- усиление контроля рынком за ЕСБД по соблюдению политики информационной безопасности;
- отработка взаимодействия ЕСБД и органов дорожной поли­ции;
- развитие массовых продуктов посредством введения электронных полисов;
- возможно использование базы регулятором для камеральных проверок участников страхового рынка.

Совершенствование процеду­ры урегулирования убытков и оптимизация расходов на орга­низацию процесса урегулирова­ния убытков

- разработка единой методи­ки оценки ущерба автотранспорта при ДТП;
- отказ от аккредитации Нацио­нального Банка Республики Казах­стан (НБ РК) оценщиков и от обяза­тельности использования оценщиков при урегулировании убытков от ДТП и передача функций по калькуляции ущерба при ДТП страховщикам;
- обеспечение функционирова­ния дистанционной системы расчё­та стоимости страхового возмеще­ния (через создание программных комплексов), позволяющей сни­зить количество споров по оценке ущерба (особенно при прямом урегулировании) и подключение к этой системе участников страхового рынка;
- возможно внедрение методи­ки взаиморасчётов между страхо­выми организациями по прямому урегулированию;
- взаимное признание поли­сов (ОСАГО - ОГПО ВТС) и пред­ставление интересов страхователей при ДТП с участием резидентов и нерезидентов;
- оплата убытков от ДТП при участии нерезидента при отсутствии у нанёсшего ущерб действующего договора страхования и появления права у НМБ на регресс к причи- нителю вреда в случае отсутствия у него действующего договора страхования.

Расширение обязательств по системе гарантирования страхо­вых выплат

- осуществление страховых выплат по обязательствам ликви­дируемых страховых компаний по обязательным классам страхования;
- страховые выплаты постра­давшим, в случае если водитель скрылся с места ДТП;
- дополнительные функции в связи с международной интегра­цией (взаимное признание по­лисов, представление интересов резидентов за пределами Респу­блики Казахстан и нерезидентов в Республике Казахстан, а также гарантирование страховых выплат пострадавшим в случае отсутствия у виновника страхового полиса).

Развитие практики досудеб­ного урегулирования претензий

- решение споров по страхово­му возмещению;
- расширение функций страхо­вого омбудсмана в связи с деятель­ностью НМБ;
- создание самостоятельной системы консалтинга, консульти­рования, в том числе по актуарным вопросам на страховом рынке;
- участие актуарного подраз­деления в проектах, связанных с созданием новых продуктов страхования и мониторингом на со­ответствие трендам рынка текущих страховых тарифов по уже имею­щимся классам страхования;
- мониторинг участников си­стемы гарантирования на наличие дополнительных рисков;
- разработка рекомендаций по тарифной политике, в том числе в целях пресечения фактов демпинга и недобросовестной конкуренции;
- отработка запросов НБ РК и профильных министерств по акту­арным расчётам;
- подготовка обезличенной ин­формации из ЕСБД для использова­ния в актуарных расчётах участни­ками страхового рынка;
- участие в разработке и обо­сновании новых тарифов (новых законов);
- участие в коммерческих проектах по запросам участников страхового рынка без раскрытия информации, относящейся к тайне страхования.

Повышение страховой культу­ры, информационное и PR-соп- ровождение деятельности оте­чественного страхового рынка

- информационное освещение актуальных вопросов страхового рынка в СМИ через проведение пресс-конференций, «круглых столов» и публикацию информаци­онных материалов;
- выпуск собственных специ­ализированных печатных и элек­тронных СМИ;
- возобновление проведения се­минаров по обучению специалистов при изменении НПА регулятора;
- финансирование проведения конференций по инициативе и в интересах большинства членов страхового сообщества.
- обеспечение информацион­ной поддержки в продвижении новых законов и лоббировании интересов страхового рынка.

Основные концептуальные положения НМБ

1. НМБ создаётся на базе дей­ствующего АО «Фонд гарантирова­ния страховых выплат».
2. Прибыль от деятельности НМБ направляется на реализацию обозначенных функций и полно­мочий.
3. Финансирование НМБ осу­ществляется за счёт отчислений страховых организаций и оказания услуг на платной основе.
4. За счёт объединения всех ин­фраструктурных институтов в один отечественный страховой рынок получает:

- более скоординированную и согласованную работу инфраструк­туры страхового рынка, направлен­ную на его развитие;
- существенную экономию рас­ходов на обеспечение деятельности необходимой инфраструктуры страхового рынка;
- расширение функций в части оценки адекватности тарифов по моторным видам страхования. Появляется возможность оцени­вать риски страховых компаний по концентрации на рынке и взвешиванию портфеля (антисе­лекционные риски) посредством доступа к общереспубликанской статистике;
- отсутствие государственно­го финансирования на развитие инфраструктуры страхового рынка, перенос рисков недостатка средств для обеспечения функциониро­вания страховой инфраструктуры непосредственно на участников страхового рынка;
- функционирование инфра­структурного хаба на страховом рынке под регулированием и надзором НБ РК без фактических затрат со стороны государственного бюджета по участию в уставном капитале и обеспечению операци­онной деятельности.
- возможность мобильной инте­грации в международные системы моторного страхования и представ­ление интересов граждан Респу­блики Казахстан за пределами республики. Значительная гибкость в вопросах интеграции в рам­ках ЕАЭС. Создание нетарифных барьеров для защиты интересов казахстанского страхового рынка при вступлении в ВТО посредством саморегулирования.

Внедрение в Казахстане НМБ будет способствовать сниже­нию себестоимости страховых продуктов для потребителей страховых услуг через экономию средств страховщиков на содер­жание обслуживающей инфра­структуры и её скоординирован­ной деятельности, а также за счёт обеспечения сокращения временных и финансовых за­трат, связанных с заключением договоров и урегулированием убытков, а также повышени­ем прозрачности деятельности страхового рынка.

При этом следует отметить, что усиление конкуренции по­зволит повысить качество услуг страхования. В итоге это будет способствовать общему разви­тию страховой отрасли в Респу­блике Казахстан.

 

 Источник: Журнал «Рынок Страхования»