Текущая рыночная ситуация, обусловленная происходящими в экономике процессами, ставит пред сраховыми компаниями задачи по выработке подходов к ведению бизнеса в новых экономических условиях. Высоконкурентная среда и перспектива прихода на казахстанский страховой рынок международных игроков, равно как и интеграция Республики Казахстан в международные рынки, ставят в качестве основной задачи развитие инфраструктуры.
Ассоциация страховщиков Казахстана инициировала проект по созданию в Казахстане Национального моторного бюро. Основные положения предложенной концепции предлагаем вниманию наших читателей.
С точки зрения перспективы
Создание Национального моторного бюро (НМБ) в Республике Казахстан, основанного на принципах конкурентоспособности участников страхового рынка, обусловлено созданием эффективного механизма защиты прав потребителей финансовых услуг, способствующего повышению доверия физических лиц к поставщикам страховых услуг, развитию финансового сектора экономики страны.
Основными целями создания НМБ являются:
1) дальнейшее развитие страхового рынка в Республике Казахстан;
2) интеграция отечественного страхового рынка в международные системы страхования и гарантирования;
3) совершенствование законодательной, нормативной и методологической базы, способствующей развитию страхования;
4) обеспечение финансовой устойчивости и роста капитализации страховых организаций;
5) укрепление стабильности и надёжности национальной страховой индустрии и повышение страховой культуры населения, обеспечение возможности расширения осведомлённости населения о его правах в сфере страховых услуг посредством целенаправленной работы со средствами массовой информации, включая интернет-ресурсы;
6) повышение прозрачности деятельности страховых организаций;
7) снижение числа случаев недобросовестного поведения участников страхового рынка;
8) Улучшение обратной связи между потребителями страховых услуг и участниками страхового рынка.
Предпосылки создания НМБ
Основываясь на примерах из международной практики, можно констатировать, что выстраивание эффективной системы регулирования и надзора за страховой деятельностью необходимо осуществлять с элементами саморегуляции страхового рынка, поскольку государство обладает ограниченными материальными и человеческими ресурсами. В Республике Казахстан элементы подобной саморегулируемой системы в обязательном страховании целесообразно начать с самого массового класса страхования - обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОС ГПО ВТС). Для полноценного функционирования такой системы на внутреннем и международном рынке необходимо предусмотреть следующие функциональные структурные единицы:
1. Международное моторное бюро (для обеспечения функционирования единого продукта ОС ГПО ВТС на пространстве Евразийского экономического союза (ЕАЭС) или системы «Зелёная карта»);
2. Фонд гарантирования;
3. Единый оператор оценки;
4. ЕСБД, аналитика и актуарные расчёты;
5. Омбудсман;
6. Повышение квалификации и страховой культуры.
Кроме того, необходимо решать задачи, стоящие перед страховым рынком, включая новые вызовы, связанные с интеграционными процессами на пространстве ЕАЭС и вступлением Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию (ВТО):
Налаживание автоматизированного учёта и информационного взаимодействия
- ведение статистики по заключенным договорам страхования;
- обеспечение расчётов по системе «бонус-малус»;
- борьба со страховым мошенничеством;
- усиление контроля рынком за ЕСБД по соблюдению политики информационной безопасности;
- отработка взаимодействия ЕСБД и органов дорожной полиции;
- развитие массовых продуктов посредством введения электронных полисов;
- возможно использование базы регулятором для камеральных проверок участников страхового рынка.
Совершенствование процедуры урегулирования убытков и оптимизация расходов на организацию процесса урегулирования убытков
- разработка единой методики оценки ущерба автотранспорта при ДТП;
- отказ от аккредитации Национального Банка Республики Казахстан (НБ РК) оценщиков и от обязательности использования оценщиков при урегулировании убытков от ДТП и передача функций по калькуляции ущерба при ДТП страховщикам;
- обеспечение функционирования дистанционной системы расчёта стоимости страхового возмещения (через создание программных комплексов), позволяющей снизить количество споров по оценке ущерба (особенно при прямом урегулировании) и подключение к этой системе участников страхового рынка;
- возможно внедрение методики взаиморасчётов между страховыми организациями по прямому урегулированию;
- взаимное признание полисов (ОСАГО - ОГПО ВТС) и представление интересов страхователей при ДТП с участием резидентов и нерезидентов;
- оплата убытков от ДТП при участии нерезидента при отсутствии у нанёсшего ущерб действующего договора страхования и появления права у НМБ на регресс к причи- нителю вреда в случае отсутствия у него действующего договора страхования.
Расширение обязательств по системе гарантирования страховых выплат
- осуществление страховых выплат по обязательствам ликвидируемых страховых компаний по обязательным классам страхования;
- страховые выплаты пострадавшим, в случае если водитель скрылся с места ДТП;
- дополнительные функции в связи с международной интеграцией (взаимное признание полисов, представление интересов резидентов за пределами Республики Казахстан и нерезидентов в Республике Казахстан, а также гарантирование страховых выплат пострадавшим в случае отсутствия у виновника страхового полиса).
Развитие практики досудебного урегулирования претензий
- решение споров по страховому возмещению;
- расширение функций страхового омбудсмана в связи с деятельностью НМБ;
- создание самостоятельной системы консалтинга, консультирования, в том числе по актуарным вопросам на страховом рынке;
- участие актуарного подразделения в проектах, связанных с созданием новых продуктов страхования и мониторингом на соответствие трендам рынка текущих страховых тарифов по уже имеющимся классам страхования;
- мониторинг участников системы гарантирования на наличие дополнительных рисков;
- разработка рекомендаций по тарифной политике, в том числе в целях пресечения фактов демпинга и недобросовестной конкуренции;
- отработка запросов НБ РК и профильных министерств по актуарным расчётам;
- подготовка обезличенной информации из ЕСБД для использования в актуарных расчётах участниками страхового рынка;
- участие в разработке и обосновании новых тарифов (новых законов);
- участие в коммерческих проектах по запросам участников страхового рынка без раскрытия информации, относящейся к тайне страхования.
Повышение страховой культуры, информационное и PR-соп- ровождение деятельности отечественного страхового рынка
- информационное освещение актуальных вопросов страхового рынка в СМИ через проведение пресс-конференций, «круглых столов» и публикацию информационных материалов;
- выпуск собственных специализированных печатных и электронных СМИ;
- возобновление проведения семинаров по обучению специалистов при изменении НПА регулятора;
- финансирование проведения конференций по инициативе и в интересах большинства членов страхового сообщества.
- обеспечение информационной поддержки в продвижении новых законов и лоббировании интересов страхового рынка.
Основные концептуальные положения НМБ
1. НМБ создаётся на базе действующего АО «Фонд гарантирования страховых выплат».
2. Прибыль от деятельности НМБ направляется на реализацию обозначенных функций и полномочий.
3. Финансирование НМБ осуществляется за счёт отчислений страховых организаций и оказания услуг на платной основе.
4. За счёт объединения всех инфраструктурных институтов в один отечественный страховой рынок получает:
- более скоординированную и согласованную работу инфраструктуры страхового рынка, направленную на его развитие;
- существенную экономию расходов на обеспечение деятельности необходимой инфраструктуры страхового рынка;
- расширение функций в части оценки адекватности тарифов по моторным видам страхования. Появляется возможность оценивать риски страховых компаний по концентрации на рынке и взвешиванию портфеля (антиселекционные риски) посредством доступа к общереспубликанской статистике;
- отсутствие государственного финансирования на развитие инфраструктуры страхового рынка, перенос рисков недостатка средств для обеспечения функционирования страховой инфраструктуры непосредственно на участников страхового рынка;
- функционирование инфраструктурного хаба на страховом рынке под регулированием и надзором НБ РК без фактических затрат со стороны государственного бюджета по участию в уставном капитале и обеспечению операционной деятельности.
- возможность мобильной интеграции в международные системы моторного страхования и представление интересов граждан Республики Казахстан за пределами республики. Значительная гибкость в вопросах интеграции в рамках ЕАЭС. Создание нетарифных барьеров для защиты интересов казахстанского страхового рынка при вступлении в ВТО посредством саморегулирования.
Внедрение в Казахстане НМБ будет способствовать снижению себестоимости страховых продуктов для потребителей страховых услуг через экономию средств страховщиков на содержание обслуживающей инфраструктуры и её скоординированной деятельности, а также за счёт обеспечения сокращения временных и финансовых затрат, связанных с заключением договоров и урегулированием убытков, а также повышением прозрачности деятельности страхового рынка.
При этом следует отметить, что усиление конкуренции позволит повысить качество услуг страхования. В итоге это будет способствовать общему развитию страховой отрасли в Республике Казахстан.
Источник: Журнал «Рынок Страхования»