12
Чт, дек

Страховщики ужесточают условия страхования складов и грузов

dvuhetazhke pozharУжесточение условий страхования складов и грузов участники страхового рынка связывают с монополизацией перестрахования и пожарами на крупных складах.



О повышении цен страховых полисов и появлении в договорах более жестких условий «Ведомостям» рассказали собеседники в транспортно-логистических компаниях, девелоперы складской недвижимости и представители деловых объединений. Ужесточение условий признают и сами страховщики. Помимо форс-мажорных обстоятельств прошлого года – пожаров на нескольких крупнейших складах и трудностей с логистикой, – ответственность за удорожание страхования участники рынка возлагают и на Российскую национальную перестраховочную компанию (РНПК), которая стала монополистом после ухода иностранных игроков.

Склады, логисты и грузы

Стоимость страхования имущества выросла в среднем на 30%, а для некоторых собственников – на 60%, рассказал «Ведомостям» директор по управлению недвижимостью Radius Group Артем Пичугов. Страховщики также стали досконально проверять наличие, работоспособность и обслуживание пожарной системы, добавляет он. В полисах теперь оговариваются или не признаются страховыми случаи, если на складе, например, наблюдалась захламленность эвакуационных выходов или несоблюдение правил хранения товара, перечисляет он. Раньше в договоры это не входило, уточняет Пичугов.

Появятся дополнительные уточнения, связанные с риском «пожар» и соблюдением всех норм противопожарной безопасности на объектах, а также перечень исключений из страхового покрытия, связанных с использованием открытого огня и сварки в помещениях, делится представитель AFI Development. Будет и запрет на использование в помещениях бытовых приборов, если это не предусмотрено проектной документацией, добавляет он. Но для объектов AFI Development страховщики пока не меняли тарифы.

В логистической компании ПЭК «Ведомостям» подтвердили ужесточение условий страхования складов и ТРК. Как рассказала руководитель претензионного отдела компании Юлия Полторак, изменения там связывают с ужесточением политики РНПК – госструктуры, учредителем и владельцем которой является ЦБ. В РНПК российские страховщики передают часть рисков по договору, если их размер слишком велик.

В отношении объектов логистики нацперестраховщик ввел новые рекомендации по контролю качества риска, рассказывает Полторак. То есть оценке того, насколько риск можно застраховать, – имеет ли он предопределенность или, напротив, вероятность его наступления низка. В числе новых требований – наличие управляющей компании, инженерной службы и ответственных за пожарную безопасность лиц. Обязательно в договорах перестрахования и наличие автоматической пожарной сигнализации, отсутствие электропроводки, проложенной незащищенным способом, и встроенных в здания трансформаторных подстанций, рассказывает она. Изменения коснулись договоров имущественного страхования, но при соблюдении новых пунктов стоимость полисов не изменится, как, например, в случае с ПЭК, уточняет Полторак.

Для операторов грузоперевозок, во-первых, скорректированы тарифы страхования грузов, во-вторых, из страхового покрытия были исключены территории Азово-Черноморского бассейна, говорит руководитель направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России Дмитрий Суховерша. В-третьих, больше не страхуются грузы, маршрут перевозки которых проходит за рубежом, – это условие РНПК. Территории Азово-Черноморского бассейна не страхуются с начала СВО, поясняет собеседник в крупном операторе грузоперевозок. Рост тарифов различается в зависимости от груза, маршрута, типа перевозки и других факторов. Одному из операторов контейнерных мультимодальных перевозок ВСК с 2023 г. повысила стоимость полисов для грузов стоимостью более 5 млн руб. в одном контейнере с 0,1 до 0,22% (в ВСК это не прокомментировали), говорит знающий о ситуации собеседник. Страховки подорожали для всех клиентов этого оператора, уточняет собеседник.

При продлении договора с игроком из топ-5 из страхового покрытия было исключено много территорий, подтверждает собеседник в крупной транспортной компании. Стандартно это были страны, находящиеся под санкциями Запада, но сейчас с этими территориями могут выстраиваться партнерские отношения, включая товарообмен. Поэтому исключать их из покрытия для перевозок специфических грузов, на которых специализируется компания, экономически необоснованно, уточняет собеседник.

Перестраховаться стало тяжелее

До санкций российские компании перестраховывались не в РНПК (туда они передавали лишь 10% рисков), а у «недружественных» иностранцев, среди них – Munich Re, Marsh, Aon, Zurich, Swiss Re, Allianz, Willis Towers Watson. На международном рынке размещалось 72% всей перестраховочной защиты, или 116 млрд руб., следует из данных ЦБ на конец 2021 г. Но санкции и уход международных игроков фактически сделали РНПК монополистом, так как быстро найти альтернативу Западу сложно: доля передаваемых в РНПК в обязательном порядке рисков возросла с 10 до 50%, а ЦБ увеличил капитал своей «дочки» с 71 млрд до 750 млрд руб.

При новых ограничениях в перестраховочном покрытии, как правило, те же параметры появляются и в прямом полисе, говорит заместитель директора по корпоративному страхованию по имущественному андеррайтингу «Альфастрахования» Татьяна Лаврова. В договорах появляются условия и оговорки РНПК – это стандартная практика, но сейчас изменений больше обычного, добавляет она. С западными рынками условия перестрахования прорабатывались долгое время, а с РНПК это было необходимо сделать меньше чем за год.

С начала весны, когда часть договоров была переведена в РНПК, наблюдается и рост тарифов перестрахования, и снижение покрываемых рисков, сообщила председатель совета Ассоциации профессиональных страховых брокеров Катерина Якунина. РНПК расширяет перечень исключений, подтверждает собеседник в страховщике из топ-10. Например, в случае со страхованием имущества юрлиц РНПК откажет в возмещении для страховщика, если пожар возник по причине возгорания электрического чайника, – подобных сложностей перестрахование в западных компаниях не вызывало.

Информация о повышении тарифов в целом по рынку не соответствует действительности, заявила зампред правления РНПК Наталья Карпова.

И все же рынок готовится к поднятию тарифов в связи с пересмотром РНПК облигаторов для страховых компаний и увеличением тарифов на перестрахование, говорит представитель AFI Development. Такие ожидания на страховом рынке подтвердил и собеседник в страховщике из топ-10. Безусловно, политика РНПК уже существенно влияет на рынок коммерческого страхования и будет влиять, признает представитель «Совкомбанк страхования».

Есть и случаи, когда страховщики повышают тарифы, ссылаясь на рост ценника у РНПК, хотя на самом деле это происходит из-за убыточности по ряду страховок, рассказывает «Ведомостям» собеседник, близкий к ЦБ. По его словам, так делают почти все страховщики из топ-10. Информацию подтверждает собеседник «Ведомостей» в транспортной компании.

Убытки усугубили ситуацию

На убыток как страховщиков, так и РНПК повлияли крупные пожары складских помещений в 2022 г. По оценке двух собеседников в крупных страховщиках, убыток РНПК за 2022 г. составляет до 7 млрд руб. Крупнейший пожар произошел на складе Ozon в августе. Здание было застраховано на 6 млрд руб. в «Альфастраховании», его содержимое – в «Ингосстрахе» на 11 млрд руб. Потенциальный ущерб, по оценке Всероссийского союза страховщиков (ВСС), мог составить свыше 10 млрд руб. В декабре в подмосковном «Мега Химки» сгорел гипермаркет OBI и склад, магазин был застрахован в «Ингосстрахе». Итоговая сумма ущерба могла составить около 20 млрд руб., полагал президент ВСС Евгений Уфимцев.

Политика оценки складских рисков в «Альфастраховании» всегда была консервативной, она не изменилась, говорит Лаврова. Но тарифы закономерно растут после ряда крупных убытков в отрасли – это нормальный процесс.

Нарушения норм безопасности фиксировались на всех объектах, в которых за 2022 г. прошли пожары, причем часто – по причине мошенничества в адрес страховщиков, уверяет первый вице-президент ассоциации «Опора России» Марина Блудян. Например, собственник может устанавливать бутафорные системы спринклерного тушения. А инспектора пожарной безопасности, по словам Блудян, проверяют складские помещения раз в три года, иногда раз в пять лет. 18 000 человек на всю страну физически не могут проверить соблюдение противопожарных требований на всех объектах, а страховые агенты проверяют помещения ежегодно при перезаключении договоров, продолжила она.

Чего ждать дальше

Сильнее всех рост тарифов ощутят крупные корпоративные клиенты, риски которых требуют отдельной защиты, – это относится к страхованию дорогих объектов с высоким риском утраты, отмечает представитель «Совкомбанк страхования»: автопарков, спутников, турбин. Перспективы снижения тарифов для этого сегмента в компании не видят – доступная емкость и капитал для перестрахования ограничены. На сегмент средних рисков влияние тарифов РНПК останется косвенным – стоимость полисов остается на усмотрение страховщика и зависит от планируемой им маржи, убыточности портфеля, маркетинговой политики для прироста страховых договоров.

Из-за текущих особенностей рынка вырастут франшизы в прямом страховании, цены по имущественному страхованию, страховщики увеличат суммы, которые будут оставлять на собственном удержании (т. е. не будут перестраховывать), продолжает представитель «Совкомбанк страхования». Но вырастет и качество страхуемых рисков, улучшится пожарная безопасность предприятий, резюмирует он.

В 2023 г. РНПК, вероятно, будет придерживаться жесткой политики оценки рисков как в части текстов договоров (перечень страховых случаев, оговорки и исключения), так и в части ценообразования на фоне ряда крупных убытков на страховом рынке в 2022 г. и перестрахованных в российской компании, полагает директор по рейтингам страховых компаний агентства НКР Евгений Шарапов. Эти требования могут, с одной стороны, сократить число прямых договоров страхования из-за подорожавших полисов, а с другой – увеличить среднюю премию в сегменте. Сектору не хватает конкуренции для того, чтобы он сбалансировался, поэтому в НКР допускают воздействие регулятора на отрасль (возможно, неформальное) для выработки компромисса.

Стоимость перестрахования имущественных рисков будет расти из-за происшедших крупных выплат и убытка РНПК в 2022 г., отмечает сопредседатель комитета по строительству «Деловой России», акционер АО «ГЛИМС-продакшн» Алексей Долматов. По его словам, наличие автоматической установки пожарной сигнализации выдвигается теперь обязательным требованием со стороны страховщиков, если речь идет о складах и ТРЦ.
Пути решения проблемы

Рынок надеется сгладить ситуацию путем переговоров и компромисса.

Национальный перестраховщик вел и ведет переговоры с рынком, донося свою политику оценки рисков – она ужесточилась, отмечает представитель «Совкомбанк страхования». Добавились оговорки и исключения из страхового покрытия в страховании складов, ТЦ и грузов. В 2022 г. по безубыточным облигаторным договорам (вид договора, который конкретизирует страховые суммы или случаи, передаваемые в перестрахование. – «Ведомости») с РНПК снижения цен для страховщиков не было – раньше перестраховщики в таких случаях могли снижать тарифы, резюмирует представитель компании.

Зачем нужно перестрахование

Перестрахование – передача части рисков и обязательств страховщика другому юридическому лицу, перестраховочной компании. Страховщики активно используют эту меру, когда сумма обязательств по договору перед клиентом значительно выше суммы, которой располагает страховщик. При этом перестраховаться по одному договору компания может в нескольких компаниях. Первый вид перестрахования – договорное (факультативное), в котором компания-страховщик передает компании-перестраховщику выбранную часть рисков. В автоматическом (облигаторном) перестраховании компания-страховщик обязана передать часть рисков по договорам, которые соответствуют определенному принципу – превышают конкретную сумму или страхуют определенный вид недвижимости. Популярные направления для перестрахования в России – авиакаско, страхование ответственности, обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков, финансовые риски, имущество юридических лиц (к примеру, огневые риски).

Факт переговоров РНПК с рынком об изменении андеррайтинга подтверждает собеседник в крупном страховщике – по его словам, переговоры с нацперестраховщиком начались в декабре и пока найти компромисс тяжело. По словам другого собеседника «Ведомостей» на страховом рынке, последняя встреча РНПК с участниками рынка прошла 25 января. Отрасль заинтересована в том, чтобы сейчас, в сезон перезаключений договоров, учесть все эти условия и в своих договорах, даже если новые требования РНПК еще не стали стандартными, поясняет он. Требования перестраховщика не могут дополнять или тем более подменять требования утвержденных в стране правил пожарной безопасности, но госкомпания может отказаться принимать в перестрахование договоры, не соответствующие своим условиям. При этом запросы РНПК могут не укладываться в строительные нормы, требования Государственной противопожарной службы и других федеральных ведомств, резюмирует он.

Во ВСС создана рабочая группа со страховщиками из топ-5, которая анализирует ситуацию с убыточностью и тарифами на страхование и перестрахование, сообщил представитель организации. Разговор идет прежде всего о лимитах, которые будут передаваться в перестрахование РНПК: рынок заинтересован, чтобы лимиты не снижались.

Собеседник «Ведомостей» в крупном грузоперевозчике рассказал, что компания встречалась с РНПК две недели назад и перестраховщик заверил, что «постарается урегулировать ситуацию», запланирована тройственная встреча с участием страховщика. Аналогичным образом проблему решили несколько других перевозчиков грузов, добавляет собеседник. Информацию подтверждает собеседник в крупном страховщике.

Факт переговоров с рынком об изменении подхода к оценке рисков в РНПК не подтвердили и не опровергли.

Один из возможных инструментов урегулирования ситуации – поиск альтернативных вариантов перестраховывать риски. ЦБ предложил страховщикам создать конкурентного страховщика собственными силами – об этом упоминается в докладе «Финансовый рынок: новые задачи в современных условиях». Это возможное решение, считают представитель «Совкомбанк страхования» и собеседники в страховщиках из топ-10. Еще один способ решить проблему – сострахование, считает представитель «Совкомбанк страхования». В этом случае клиент страхуется у нескольких страховщиков – такое решение удобно для тендеров, поскольку страховые премии распределяются в установленных долях.

Представитель правительства России направил вопросы в Банк России, там не ответили на запрос «Ведомостей».

Источник: Ведомости