Инвестиционно-страховой полис – это финансовый продукт, представляющий из себя смесь страхования жизни и инвестиций.
Клиент подписывает договор со страховой компанией, по которому она обязуется выплатить наследникам компенсацию в случае его смерти, либо просто вернуть клиенту вложенные средства с учётом инвестиционного дохода после окончания накопительной программы. Страховой взнос за минусом издержек компания передает в управление инвестиционным фондам.
Какие фонды включить в инвестиционный портфель – решает сам клиент либо его финансовый советник, который может иметь заключённый агентский договор со страховой компанией и фактически являться её представителем. Это могут быть фонды облигаций, акций, драгметаллов, недвижимости. По способу управления фонды делятся на две группы: с активным управлением и без него. В первом случае состав фондов меняется довольно часто на усмотрение управляющего; во втором – задача управляющего, в основном, сводится к слежению за соответствием состава и структуры фонда конкретному биржевому индексу.
Страховой взнос можно делать единовременно или в виде регулярных платежей: раз в месяц, квартал или год. Во втором случае списание денег с привязанной к полису банковской карты происходит автоматически. Страховая выплата равна сумме взносов, умноженной на инвестиционный доход, минус комиссии страховой компании и других посредников, которые в совокупности составляют 3,5% в год и более. В некоторых случаях, если выполнить все изначально согласованные условия полиса, в конце срока его действия клиенту могут выплатить «бонус за лояльность», который частично компенсирует расходы.
Временные ограничения, равно как и другие условия страхования, нужно уточнять применительно к каждому полису. Обычно в первые два года компенсация выплачивается при уходе из жизни только в результате несчастного случая. Если клиент ушел из жизни через месяц после оформления полиса, когда инвестиционного дохода ещё практически не было, выплата останется примерно на уровне суммы взносов. Спустя 2 года с момента заключения страхового договора причина смерти может быть любой, а выплата – больше, т.к. к этому времени может накопиться доход от инвестиций. Однако в период кризиса, когда мировые индексы падают на 30-50%, наследники получат лишь то, что осталось.
Российским вкладчикам подобные продукты могут быть знакомы. Их обычно предлагают вместе с банковским вкладом, чтобы ставка была больше. Банкам это выгодно, потому что они получают хорошие отступные от страховой компании (20-40% по некоторым оценкам, хотя достоверных данных, конечно же, нет). Кроме того, у многих банков теперь есть и свои страховые компании, что делает продажу ещё более выгодной.
Unit-linked insurance plan (ULIP) отличается от российского инвестиционного страхования жизни (ИСЖ) тем, что это зарубежная, как правило, оффшорная юрисдикция. Плюс вы можете самостоятельно выбрать объекты для инвестиций и в любое время в течение срока действия полиса их поменять.
Также раньше не было необходимости каждый год сообщать о доходах в налоговую инспекцию (это происходило лишь в конце срока действия полиса), равно как и уведомлять ФНС об открытии, закрытии счёта, изменении его реквизитов и подавать отчёт о движении денежных средств. Однако, с 01.01.2020 вступили в силу поправки к Федеральному закону № 173 «О валютном регулировании и валютном контроле», которые обязывают граждан совершать вышеупомянутые действия в отношении счетов и вкладов не только в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, как раньше, но и «иных финансовых организациях». Впрочем, формально страховой полис не является ни счётом, ни вкладом. И распространяются ли данные нововведения на полисы ULIP пока не известно.
Как защитить личное имущество при разводе с помощью ULIP
По закону такие полисы предназначены исключительно для страхования жизни.
К примеру, договор страхования не может рассматриваться как сделка по распоряжению общим имуществом по смыслу ст. 35 Семейного кодекса РФ, поскольку его целью не является изменение или прекращение прав супругов в отношении такого имущества либо приобретение ими нового имущества за счет их общих доходов. Такой договор является обязательством личного характера. В связи с чем, наличие или отсутствие согласия другого супруга на его заключение не имеет юридического значения. Но фактически полисы ULIP также используют и для защиты активов в случае расторжения брака.
При возникновении спора между супругами по поводу страховых взносов, внесенных ими в период брака по договорам смешанного страхования жизни, разделу подлежат не страховые взносы, а лишь страховая сумма, уплаченная или подлежащая выплате в связи с истечением срока страхования.
Если ко времени возникновения спора указанные выше виды договоров страхования были досрочно прекращены, разделу подлежит уплаченная или подлежащая выплате выкупная сумма. Она представляет собой часть уплаченных страхователем страховых взносов и выплачивается в случае досрочного прекращения договора при условии, что он был оплачен взносами и действовал не менее шести месяцев.
Если же ко времени разрешения спора договор страхования еще действует, суду необходимо истребовать справку о том, какая сумма причиталась бы супругу, являющемуся страхователем, если он досрочно прекратил бы договор в тот момент, когда семейные отношения сторон фактически были прекращены.
И тут начинается самое интересное. Для того, чтобы «полис можно было поделить», должно выполниться два условия. Во-первых, т.к. суд не занимается розыском имущества, супруг должен знать о наличии у другого супруга заключённого со страховой компанией договора и сообщить об этом суду, заявив ходатайство об истребовании соответствующей информации: договора страхования и документов об оплате. Во-вторых, ответ на запрос суда еще должен успеть прийти в период, пока суд рассматривает дело. Делать это вечно он не может, законом в целом установлен срок в 2 месяца, хотя на практике процесс по разделу имущества может длиться намного дольше, но даже этого времени хватает не всегда, чтобы получить ответы на все запросы суда. А на некоторые, те, что не касаются российских компаний, их можно и не получить вовсе. Например, по причине отсутствия двустороннего соглашения о взаимной помощи по семейным делам, не присоединения к конвенции об апостиле, а также отсутствия обязанности у иностранных компаний раскрывать информацию о бенефициарах в случае поступления каких бы то ни было запросов из иностранных юрисдикций.
Если истребовать справку всё-таки удастся, следует иметь в виду, что часть страховой или выкупной суммы, определенная судом в пользу истца, подлежит взысканию не со страховщика, а с супруга, который являлся или является страхователем.
ULIP для целей наследственного планирования
Свойства полисов ULIP могут быть полезны и при планировании наследства.
Во-первых, страхователь имеет право назначить одного или нескольких наследников полиса. Наследники могут либо сохранить полис и стать его новыми владельцами, либо просто получить деньги – они будут перечислены в срок до 30 дней с момента подачи наследниками в страховую компанию документов, свидетельствующих о наступлении наследственного события. Так при помощи полиса можно изменить установленный законодательством порядок наследования.
Впрочем, в качестве альтернативы может выступать как завещание с назначением душеприказчика (ст. 1134 ГК РФ), так и договор доверительного управления имуществом, заключённый между нотариусом и доверительным управляющим, избранным наследниками или одним из них (с согласия других), в отношении сложных активов, требующих управления в период «заморозки».
Во-вторых, «упаковка денежных средств в полис» позволяет избежать уплаты налога на наследство, что актуально в ряде случаев. Например, наследникам нерезидентов США, владеющих американскими активами стоимостью более $60 000, придётся перечислить в бюджет Соединённых Штатов 40% стоимости активов на момент смерти наследодателя. Такой же налог на наследство установлен для налоговых резидентов Великобритании (коими, например, являются дети обеспеченных родителей, обучающиеся в английских университетах). При этом заплатить налог необходимо еще до получения наследственного имущества.
Налоговой альтернативой выступает покупка американских активов в составе инвестиционных фондов и/или на имя компаний, зарегистрированных в других юрисдикциях, равно как и заблаговременная передача таких активов в наследственные фонды и трасты. Однако их создание и обслуживание существенно дороже чем приобретение страхового полиса.
Другие особенности unit-linked insurance plan
При принятии решения о покупке полиса также необходимо учитывать следующие его особенности.
Если вы выбираете полис с регулярными взносами и по каким-либо причинам не совершаете очередной платёж в установленные сроки, страховая компания может увеличить комиссии или применить к вам иные санкции. А досрочное расторжение договора и вовсе приводит к потере значительной части капитала. Например, в свете «коронавирусного кризиса» доход некоторых клиентов снизился, и они спрашивали, не предоставляет ли страховая компания каких-либо послаблений. Однако никаких льгот, кроме отмены комиссий за платежи банковскими картами, предоставлено не было. Приятного, конечно, мало. С другой стороны, такой жёсткий подход дисциплинирует человека, заставляет его копить деньги и двигаться к намеченной некогда финансовой цели вне зависимости от изменяющихся жизненных обстоятельств. Возможно, когда-то он скажет за это спасибо.
Взносы совершаются в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов), а сроки действия накопительной программы могут составлять 7, 10, 15 и более лет. Статистика говорит о подверженности российского рубля девальвации за длительный период времени. Как правило, рубль обесценивается резко, скачкообразно в периоды экономических спадов. Будут ли в эти периоды также резко увеличиваться ваша заработная плата или доход от бизнеса? Вряд ли. Скорее наоборот. А значит, делать взносы человеку с рублёвым доходом со временем будет становиться только тяжелее. Но нет худа без добра – так вы накопите изначально запланированную сумму в «крепкой валюте», несмотря ни на что.
Вне зависимости от степени диверсификации вашего инвестиционного портфеля, на практике вы владеете обязательством о выплате компенсации вам или вашим наследникам лишь одной страховой компании. Между вами и эмитентами ценных бумаг существует множество посредников, а значит и связанных с их деятельностью рисков. Правда, именно благодаря этой конструкции вам удастся получить свойственные полису инвестиционного страхования жизни налоговые и юридические преференции.
Страховые выплаты не осуществляются:
на лечение при травмах и болезнях – страхуется только жизнь,
если в первые два года действия полиса страхователь умирает не в результате несчастного случая,
если в течение срока действия полиса клиент уменьшал утвержденную сумму взносов или досрочно изымал деньги,
в случае даже разовой просрочки выплаты на срок, превышающий льготный период, который обычно составляет 90 дней.
Договор заключается с иностранной компанией, а значит и урегулирование споров, если они возникнут, будет происходить за пределами России.
Альтернативы ULIP
Многие финансовые консультанты будут убеждать вас в том, что зарубежные полисы инвестиционного страхования жизни – «идеальный» продукт. Но это не так. Альтернативы есть – как для инвестиций, так и для страхования.
В ряде случаев для инвестиций может быть достаточно классических инструментов: брокерских счетов, биржевых фондов (ETF и БПИФ), либо паевых инвестиционных фондов (ПИФ). Покупка тех же акций, облигаций и ETF через брокерский счет, хоть и не даёт возможности защитить активы от притязаний третьих лиц – существенно дешевле инвестиционно-страхового полиса и позволяет воспользоваться предусмотренными российским законодательством налоговыми льготами (например, льготой за долгосрочное владение ценными бумагами).
Существуют и индивидуальные инвестиционные счета (ИИС). В сущности, это обычные брокерские счета, но с льготным режимом налогообложения. Сегодня есть два типа таких счетов: первый позволяет вернуть НДФЛ в рамках 52 т.р. в год, второй – не платить НДФЛ с полученной от инвестиций прибыли.
Для страховой защиты можно использовать более дешёвые и эффективные полисы рискового страхования жизни, здоровья и имущества.
При необходимости вышеописанные инструменты можно дополнить системой структурирования имущества и наследственного планирования, включающую, среди прочего, брачный договор, завещание (в том числе совместное для супругов), наследственный договор и другие. А если этого недостаточно – использовать более сложные инструменты, такие как закрытые паевые инвестиционные фонды (ЗПИФ), трасты и наследственные фонды.
Как видите, вариантов великое множество. Универсального «рецепта для всех» нет и быть не может. Решение об использовании каких бы то ни было инвестиционных, страховых, правовых и налоговых инструментов необходимо принимать только после тщательного анализа всех их преимуществ и недостатков в рамках комплексной стратегии управления благосостоянием, разработанной специалистами индивидуально для вас и вашей семьи.
Авторы: Владимир ВЕРЕЩАК, Виктория ДЕРГУНОВА
Источник: Finversia.ru