20
Пн, мая

Страховщики в зоне риска. Изменения на страховом рынке усилят его риски. Это заставит часть игроков покинуть рынок

Страховой рынок наконец-то восстановил утраченные в кризис позиции. Второй год подряд он демонстрирует рост премий во всех секторах страхования. Динамика роста сопоставима с докризисным периодом: в прошедшем 2011 году составила 22,6%, в 2010 году — 26,2%. Для сравнения: в 2007 году премий собрали больше на 22,3%, чем годом ранее.

Тем не менее проникновение страховых услуг остается на прежнем уровне. Отношение премий на душу населения за последние 5 лет выросло на 386 тенге, с 8907 до 9293 тенге. Бесспорно негативное влияние на рост оказал мировой кризис и последующий за ним спад деловой активности.

Однако дело не только в этом. Отечественное страхование всегда стимулировалось искусственными мерами. В 2005 году его накачали за счет введения обязательного страхования ответственности работодателя. В декабре 2007 года повысили тарифы по обязательному страхованию автовладельцев, вдохнув жизнь в умирающий вид и дав рынку стабильный источник страховых премий. На 2007—2008 годы пришелся расцвет банковского страхования (имущества заемщиков) и страхования финансовых и прочих рисков внутри финансово-промышленных групп, которые эксперты причисляют к кэптивным сделкам.

Нынешний рост тоже связан с поддержкой государством строительного и финансового секторов, а также с субъективными причинами: страховые тарифы привязаны к ставкам МРП, его увеличение автоматически приводит к росту объема премий.

Развивать розницу, на которую с интересом смотрят все страховшики, стратегически выгодно, но финансово не оправдано в данный момент. Нужны огромные инвестиции в инфраструктуру (каналы продаж, центры выплат и др.), рекламу и популяризацию страховых продуктов у населения, при этом тарифы по имущественному страхованию низкие, не позволяющие «отбивать» затраты.

В итоге все идут туда, где легче всего занять долю рынка — в автострахование, ГПО работодателя и обязательные виды, где премии хоть и небольшие, но стабильные.

Многие компании, особенно те, у которых нет подпитки от материнской компании, продолжают активно держаться за обязательные виды, поскольку они позволяют накопить ресурсы.

Когда компании поймут, что из ныне популярных сегментов выжать больше нечего, рынок пойдет в другие сегменты. Это произойдет не раньше, чем через 3—5 лет. То же ГПО автовладельца еще не полностью освоено компаниями: страхуются лишь 2/3 владельцев.

Наступивший 2012 год — особенный для страхового рынка, поскольку на рынке грядут серьезные перемены. Во-первых, сбор премий по ГПО работодателя переходит от общих компаний к компаниям по страхованию жизни. Это приведет к перераспределению премий внутри рынка и заставит компании по общему страхованию искать замену этому страхованию. В качестве одного из вариантов решения проблем часть компаний лоббирует внедрение новых обязательных видов страхования.

Но главная проблема в том, что передача премий по страхованию жизни грозит их серьезным недосбором. У компаний по страхованию жизни нет достаточного опыта и инфраструктуры для работы в этом сегменте — они просто не охватят всех страхователей. Из-за малого количества таких компаний — их всего семь — произойдет высокая концентрация риска и возникнет сложность с перестрахованием рисков. Сами компании имеют низкую капитализацию. Требование регулятора с 1 января 2012 года увеличить капитал может привести к ухудшению маржи платежеспособности и потери лицензий частью компаний, если их акционеры по каким-то причинам не захотят вливать деньги в капитал. Для клиентов это обернется монополией оставшихся СК и повышением тарифов.

Во-вторых, регулятор вводит ограничения на передачу рисков за границу и требование повышения качества и надежности внутренних перестраховщиков. Чем ниже рейтинг перестраховщика — тем больше резервов надо будет сформировать страховой компании. Притом что стоимость перестрахования у крупных и надежных, чаще всего иностранных, перестраховщиков гораздо выше.

Для внутренних перестраховщиков также увеличили требования. Достаточно высокий рейтинг выше «В» по международной шкале позволит им принимать премии без нагрузки на капитал.

Если учесть, что на 1 ноября 2011 года рейтинг выше минимального в Казахстане имели всего 4 компании, рынок внутреннего перестрахования может быть монополизирован. Для мелких страховых компаний это грозит потерей клиентов: раскрывая перестраховщику информацию о клиенте, нельзя быть уверенным в том, что завтра перестраховщик не переманит его на прямое обслуживание.

В-третьих, повышение требований к капитализации страховых компаний переживут не все. При постепенном снижении рентабельности страхового бизнеса (в 2008 году она равнялась 18%, в 2010 году — 12—15%, по прогнозам в 2011 году показатель будет ниже) вкладывать в него деньги готовы не все собственники. Как утверждают сами страховщики, на данный момент на продажу выставлено 12 страховых компаний.

В итоге рынок ждет череда слияний, укрупнение игроков и перераспределение клиентской базы между оставшимися компаниями. Больших объемов премий им это не принесет, так как с рынка уйдут мелкие компании с мелкими долями. Два года назад на рынке ГПО автовладельцев страховщики поделили клиентскую базу компании «Алтын полис», потерявшую лицензию. Рынок съел клиентов, не отреагировав ни новыми продуктами, ни сниженными тарифами, хотя привлек «дополнительные деньги».

Рассчитывать в новом году на то, что, укрупнившись, компании поведут более агрессивный маркетинг, наивно. Компании продолжат накапливать жирок и ждать новых слияний. Активно двигаться можно будет тогда, когда количество перераспределенных клиентов станет достаточным для развития бизнеса.