7.4.1.2. Источники информации
Хозяйственный успех страховщика коммерческих кредитов напрямую зависит от снижения убыточности страховых операций. Это означает, что, устанавливая страховые премии, отвечающие степени риска, он должен стремиться к поддержанию размеров ущербов на максимально низком уровне. Для этого страховщик должен быть очень хорошо осведомлен о характере риска, предлагаемого для передачи в страхование. Только так он может успешно работать и избежать страхования слишком опасных кредитных рисков. Отсюда следует, что важнейшим ноу-хау страховщика коммерческих кредитов является его информационная система, т.е. то, как осуществляется выбор источников информации и анализ полученных сведений. Помимо тщательной оценки общих рисков на основе данных о конъюнктуре, структурных проблемах экономики, экономическом положении в отрасли, экономической и политической ситуации в стране-импортере каждый страховщик использует разнообразный инструментарий для получения информации о кредитоспособности конкретного клиента.
Самую общую информацию о покупателе предоставляет Торговое справочное бюро (Handelsauskunftei). Через него можно узнать об организационно-правовой форме того или иного юридического лица, форме собственности, предмете хозяйственной деятельности, получить некоторые данные об экономическом положении предприятия, его платежной дисциплине и кредитной истории. Параллельно наводятся справки в банках и проводится систематический анализ деловой прессы.
Более подробную информацию для оценки кредитоспособности конкретного предприятия предоставляют документы годовой отчетности за последние три года, а также показатели рентабельности и ликвидности, заложенные в бизнес-плане на ближайшее будущее. Как правило, анализ этих показателей становится необходимым, когда речь заходит о страховании крупных кредитных рисков. Следует отметить, что получение доступа к финансовым документам предприятия иногда представляет существенные трудности для страховщика. Самый простой случай - это предприятия, которые обязаны предоставлять публичную отчетность. Тогда ознакомиться с данными об их хозяйственной деятельности можно из печатных источников или в специальных учреждениях, которым эта отчетность предоставляется. В Великобритании таким учреждением является House of Companies, во Франции - Chimbre de Commerce.
Само положение отдельного поставщика, предоставляющего коммерческий кредит, затрудняет ему доступ к финансовым документам своего контрагента. Часто из конкурентных соображений в доступе вообще отказывают. В таких случаях поставщик лишается возможности ознакомиться с необходимыми документами даже при наличии у него серьезных сомнений в кредитоспособности партнера. Особенно большую осторожность поставщики должны соблюдать, если при проявлении ими слишком большой настойчивости контрагент отказывается от сделки и заключает контракт с конкурирующим поставщиком, который в целях расширения товарооборота идет на предоставление товарного кредита без проверки кредитоспособности покупателя.
В таких случаях на передний план выступает особая роль страховщика коммерческих кредитов. Требуя доступа к финансовым документам покупателя, страховщик действует в интересах не только одного конкретного поставщика, а в интересах многих, а иногда и всех кредиторов данного должника. Ему не может быть отказано в доступе на основании опасений, что предоставленная информация будет использована в целях недобросовестной конкуренции, поскольку страховщик является объективным арбитром и связан обязательством о неразглашении полученных данных. Замена поставщика также вряд ли поможет должнику уйти от необходимости предоставить страховщику нужную информацию. Таким образом, возможности страховщика по ознакомлению с финансовыми документами должника существенно больше, чем у отдельно взятого поставщика, что подтверждает и практика. В последнее время, и особенно в периоды нестабильности в экономике, отмечавшейся в начале 80-х и середине 90-х гг, прошлого столетия, еще сильнее проявилась важная роль страховщиков в обеспечении товарных кредитов предприятий-поставщиков. В обществе укрепилось понимание необходимости повышения уровня осведомленности страховщиков.
Данные финансовой отчетности передаются страховщиком в специальное общество по оценке кредитоспособности, которое их тщательно анализирует в динамике за несколько лет. Особенно важными для оценки финансовой стабильности, а следовательно, и вероятности наступления неплатежеспособности должника являются показатели обеспеченности собственным капиталом и степени зависимости от привлеченных ресурсов. По этим показателям можно судить о возможностях предприятия по своевременному погашению кредита и процентов по нему, а также в определенной мере о состоянии его ликвидности и прибыли. Очень ярко значение этих финансовых коэффициентов проявилось в начале 80-х гг., когда в Германии отмечался рекордный уровень банкротств предприятий, в значительной мере обусловленный недостаточной обеспеченностью собственными средствами. За период с 1965 по 1982 г. произошло снижение уровня обеспеченности германских предприятий собственным капиталом в среднем с 30 до 19 %.
Однако обоснованное заключение о кредитоспособности клиента можно сделать лишь с учетом большой совокупности показателей, характеризующих его финансовое положение. Назовем лишь некоторые из них: это коэффициент оборачиваемости запасов, соотношение всех долговых требований и обязательств, коэффициенты прибыльности и рентабельности и многие другие.
Если речь идет о предоставлении крупных кредитов в рамках открытых кредитных линий или если данные финансовой отчетности предприятия сами по себе не дают возможности сделать окончательный вывод о его кредитоспособности, то организация, занимающаяся проверкой кредитоспособности, может прибегнуть к такому способу, как выезд на место и личная беседа с клиентом. Страховщики, как правило, имеют собственные внешние организации, специализирующиеся исключительно на выездах на место. Некоторые страховщики задействуют в этих целях собственную внешнюю сбытовую сеть, расширяя круг ее задач за счет включения командировок сотрудников внутренней службы, занимающихся проверкой кредитоспособности отечественных и иностранных клиентов.
Смысл выезда на место состоит в первую очередь в том, чтобы на основе личного осмотра получить представление о положении предприятия, его продукции, в личной беседе оценить качество менеджмента, получить необходимые данные о финансовом положении предприятия и обсудить их с руководством. Такие контакты позволяют получить информацию, которая не содержится в финансовых отчетах. Кроме того, в ходе личного общения можно обсудить не только хозяйственные результаты за прошлые годы, но и прогнозы на будущее, особенно что касается сбыта, инвестиционной и финансовой политики. Немаловажную роль при выезде на место играет осмотр производства.
Как еще раз показала дискуссия о причинах волны банкротств, Прокатившейся по Германии в начале 80-х и середине 90-х гг., значительная часть случаев несостоятельности была вызвана низким качеством управления предприятиями и недостаточным профессионализмом менеджеров. Качество управления особенно важно в условиях нестабильности экономической ситуации. В силу характера своей профессиональной деятельности страховщики, занимающиеся страхованием кредитов, и их эксперты по оценке кредитоспособности лично знают многих менеджеров разных компаний в различных отраслях экономики. Это дает им возможность сравнивать личные и профессиональные качества управленческого персона га и наряду с другими показателями учитывать качество менеджмента при принятии решения о кредитоспособности клиента. Конечно, выводы о качестве менеджмента можно сделать и на основе данных финансовой отчетности за предшествующие годы. Однако в случаях смены руководства или иных сложных ситуациях оно может быть с достаточной точностью выявлено лишь в ходе личных бесед и встреч.
Исключительно важную роль в оценке кредитоспособности покупателей играет положение страховщика кредитов как центра, куда стекается вся информация о должнике от разных поставщиков, в том числе и основная информация, интересующая всех кредиторов" о его платежной дисциплине. Для того чтобы быть в состоянии исполнить свои обязательства перед поставщиками и предоставить им в любое время достоверную информацию о финансовом положении покупателей, общества по оценке кредитоспособности постоянно следят за платежной дисциплиной большого числа предприятий в стране и за рубежом. Они информированы о любом изменении в поведении должника в отношении одного или нескольких поставщиков и могут дать этим фактам правильную интерпретацию. Благодаря тому, что эти общества работают в интересах многих поставщиков, они регистрируют и дают оценку всем случаям нетипичного поведения должника. Например, если покупатель соблюдает сроки погашения задолженности в отношении своего главного поставщика, но задерживает платежи по обязательствам перед многочисленными мелкими поставщиками, если должник изменил форму платежа (переход с платежей наличными на платеж по чеку или векселю), сменил основных поставщиков, если имело место увеличение числа рекламаций и т.д. Только эксперт по оценке кредитоспособности, к которому стекается вся информация о должнике от многих поставщиков, может собрать воедино все факты, сигнализирующие об ухудшении финансового положения покупателя, проанализировать их и дать рекомендации в отношении действий по снижению размеров вероятного ущерба как страховщику, так и страхователю.
Получение необходимой информации для проведения взвешенной политики андеррайтинга представляет собой значительные трудности для страховщика кредитов и его организации по оценке кредитоспособности клиентов уже внутри страны. В области страхования экспортных кредитов это задача становится еще труднее. Информация, которую можно получить через справочные системы и банки за рубежом, очень неравноценна, и ее не всегда можно использовать. Выезды на место также менее результативны, поскольку страховщик кредитов не так хорошо известен деловым кругам за границей, как у себя в стране. Часто просьба предоставить возможность ознакомиться с балансами предприятия встречается враждебно и рассматривается в качестве невысказанного подозрения в финансовых махинациях. Кроме того, в разных странах используются различные принципы построения балансов, поэтому не всегда из них можно почерпнуть нужную информацию. Так, нередко предприятия составляют балансы не по единым общепринятым стандартам, а отдельно для различных целей, например баланс для целей налогообложения, баланс для представления в банки, баланс для акционеров и отдельно баланс для руководства предприятия. Особенно балансы, составляемые зарубежными предприятиями в целях налогообложения, не дают представления ни об истинных размерах хозяйственной деятельности, ни о действительном финансовом положении. В связи с этим проанализировать и дать им правильную оценку очень трудно и требует специальных знаний. Поэтому многие страховщики экспортных кредитов прибегают к услугам специалистов по конкретным странам, которые изучают риски только в одной стране. Это дает страховщикам уверенность в том, что финансовый риск кредитования экспортных операций будет сведен к минимуму.
Существенную помощь страховщикам экспортных кредитов в получении информации оказывает Международная ассоциация по страхованию кредитов (International Credit Insurance Association, (ICIA). Членами этой Ассоциации являются страховщики экспортных кредитов, сотрудничающие в целях взаимного обмена информацией. Практика работы этой организации такова, что страховщик, предоставляющий информацию по какому-либо риску, сам должен страховать его в определенном объеме. Однако следует отметить, что в связи с усилением процессов интернационализации и концентрации в сфере страхования экспортных кредитов основной обмен информацией сейчас происходит в рамках страховых групп.