08
Ср, мая

Почему «зеленая карта» никогда не станет для казахстанских страховщиков «козырной»

Вопрос участия казахстанского страхового рынка в системе «Зеленая карта» обсуждается уже с 2005 года. Сначала основным камнем преткновения было решение Бюро  о распространении территории действия системы на территорию Республики Казахстан. Когда такой барьер был устранен, то возникли новые барьеры. Точнее даже не барьеры, а непонимание страховым рынком и регулятором, зачем Казахстану членство в системе «Зеленая карта»?

Много было споров по поводу того, будет ли такое членство финансово приемлемым и какие преимущества получит рынок, если «вложится» в такое предприятие. В итоге вопрос так и «повис в воздухе». А после того, как были повышены почти в пять раз тарифы для транспортных средств, въезжающих на территорию Республики Казахстан и объемы «пригранички» стали составлять более 10 млрд тенге, то вопрос о членстве в «Зеленой карте» задавать стало не только не прилично, но и опасно для жизни, дабы не быть объявленным «врагом народа».

Пока страховой рынок «пилит приграничку», наши северо-западные соседи, которые и являются «основными ходоками» на территорию Казахстана и соответственно плательщиками премий по приграничке, времени зря не теряли и более 6 лет назад стали-таки участниками системы «Зеленая карта», а с января 2017 года успешно перешли в разряд действительных членов.  Что это означает для Казахстана?

Теперь все полисы «Зеленая карта», которые казахстанские автомобилисты приобретают для выезда за территорию РК в направлении Российской Федерации для следования в Европейскую часть материка и РФ, они покупают у российских компаний. Если раньше этот бизнес делили несколько иностранных компаний, то сейчас доминирующее положение у наших северо-западных соседей. Следовательно, весь транзит через Казахстан, который идет в Россию и Европу теперь платит за страховку Российскому бюро «Зеленая карта».

Если раньше, когда статус России в «Зеленой карте» не позволял свободно продавать полисы нерезидентам, еще как-то ограничивал наших соседей от монопольного положения в регионе, то сейчас таких сдерживающих факторов нет, и казахстанский страховой рынок может распрощаться с ролью транзитного оператора по продаже полисов «Зеленая карта».

Теперь казахстанским страховщикам нужно руками и ногами держать оборону и не допустить вступления Казахстана в «Зеленую карту», поскольку если это произойдет, то все сверхдоходы по приграничке и, скорее всего, возможные будущие доходы по продаже полисов для резидентов Казахстана, которые захотят выехать в Россию, уплывут нашим соседям как минимум лет на пять.

Долго ли казахстанские страховщики совместно с регулятором смогут держать оборону – не известно. Оборона, как известно,  действие благородное, но пассивное. Региональный страховой рынок  развивается благодаря различным транспортным проектам, а «Зеленая карта», изначально воспринималась нашим рынком как что-то непонятное и не нужное, ведь количество транспортных средств, выезжающих в Европу, настолько мало и доходы от этого бизнеса совсем не те, что от «пригранички», поэтому этот бизнес даже не стоит внимания. При таком отношении это бизнес ушел туда, где умеют просчитывать перспективы на несколько лет вперед. На  данный момент транзитный потенциал упущен. Остается бежать  за паровозом, или же делать вид, что ничего не случилось.

Единый страховой рынок ЕАЭС не за горами, а политические решения, чаще всего, не учитывают интересы бизнес сегмента, доля которого в ВВП составляет менее 1 %. Печально, что в случае с «Зеленой картой» регулятор пошел на поводу у рынка и не проявил своей бульдожьей хватки, которую он время от времени демонстрирует в вопросах надзора. 

Татьяна Батищева, финансовый обозреватель Atameken Business Channel