Menu
RSS

Система гарантирования и перспективы моторного страхования в Республике Казахстан

PC: 13 - 14 апреля в Алматы состоялась XI междуна­родная конференция «Страхование в Центральной Азии», в которой Фонд гарантирования страховых выплат выступил стратегическим партнёром.

На пленарном заседании, посвящённом разви­тию моторного страхования, выступил заместитель председателя правления АО «Фонд гарантирова­ния страховых выплат» Ержан КОНУРБАЕВ. Он рассказал о казахстанской системе гарантирования страховых выплат и о состоянии моторного страхова­ния в Республике Казахстан.

Прежде всего хотел бы отме­тить, что Фонд гарантирования всегда поддерживает подобные мероприятия, поскольку они по­могают увидеть проблемы, которые актуальны для развития страхово­го рынка, оперативно принимать меры реагирования, давая тем самым страховому рынку стабиль­но и спокойно работать.

Мы понимаем, что отсутствие жалоб и выплат у Фонда - наилуч­шая оценка его деятельности. Фонд работает уже 14 лет: он был создан в 2003 году на основании Закона Республики Казахстан «О Фон­де гарантирования страховых вы­плат». Фонд не ставит своей целью получение прибыли и выплату ди­видендов акционерам. Тем не ме­нее Фонд постоянно пополняет собственный капитал, поскольку участвует в обеспечении гарантий и вторым-третьим этапом позволяет выплачивать убытки страхователям в случае банкротства страховых компаний. Акционерами Фонда являются 22 страховые компании.

О деятельности Фонда гарантирования страховых выплат

На текущий момент Фонд га­рантирует выплаты и компенсации по трём классам обязательного страхования: гражданско-правовой ответственности владельцев транс­портных средств - самого массово­го и востребованного страхования на казахстанском рынке; граж­данско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами, а также гражданско-правовой от­ветственности профессиональных участников туристического рынка.

Если остановиться на финансо­вых показателях, то за последние три года активы Фонда выросли практически в 2 раза, а собствен­ный капитал - вырос в четыре раза. Основную часть активов форми­руют взносы участников, дополни­тельно Фонд начисляет так назы­ваемые «условные обязательства», которые может привлекать в случае нехватки резерва гарантирования и собственного капитала.

Для Фонда предусмотрен по­этапный механизм компенсации в случае дефолта страховой орга­низации. Первоначальнозадействуется резерв гарантирования, далее - собственный капитал, затем Фонд имеет право привлечь чрезвычайные взносы от страховых компаний. Последний этап - займы у Национального Банка Республики Казахстан и прочих организаций, которые впоследствии покрываются чрезвычайными взносами участни­ков системы гарантирования.

На протяжении последних двух лет с учётом того, что Националь­ный Банк объявил курс перехода к надзору, основанному на оценке риска, расчёт базовой ставки взно­са в Фонд также изменился. Услов­но расчёт разделён на три этапа. На первом этапе определяется базовая ставка взноса, применение которой к собранному объёму стра­ховых премий по гарантируемому классу страхования даёт покрытие дефицита резерва гарантирова­ния. Дальше два этапа включают в себя анализ семи факторов риска каждого страховщика и анализ по­казателей финансовой отчётности, которые также анализируются и регулятором. По результатам этих двух этапов производятся скоринговые расчёты коэффициента нагрузки для каждой страховой компании в разрезе гарантируе­мых классов страхования. Каждая компания получает коэффициент, который она должна применять к базовой ставке для определения размера своего взноса в Фонд.

По итогам 2015 года была про­ведена градация страховых ком­паний по так называемому уровню риска, но фактически картина была довольно условная, поскольку нам необходимо точно понимать кри­терии указанных рисков: средняя, ниже среднего, низкая и высокая.

Пока мы разделяем риски по те­кущему принципу: порядка 15 ком­паний имеют средний уровень, 4 - очень низкий, 3 компании - высо­кий. В принципе, мы ожидали, что основная масса страховых компа­ний будет иметь средний риск.

По итогам 2016 года картина поменялась. В целом она соответст­вует текущей динамике. Компании с высоким риском теперь отсутст­вуют, это объясняется тем, что при текущем уровне страхового бизнеса и текущем объёме страховых пре­мий уровень капитала страховых компаний довольно высокий.

По итогам прошлого года толь­ко 2 компании имеют риск выше среднего. Как видите, порядка 98 % компаний имеют низкий рентинг оценки риска.

Состояние рынка моторного страхования

Основной гарантируемый Фондом класс страхования - это обязательное страхование граж­данско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОС ГПО ВТС). По представленной динамике страховых премий и вы­плат видно синхронное увеличе­ние обоих показателей. За период 2015 - 2016 годов рост премий составил 19 % в основном за счёт роста объёма премий по страхова­нию въезжающих на территорию Республики Казахстан иностранцев. Выплаты за аналогичный период также выросли на 20,3 % в основ­ном за счёт удорожания запасных частей и материалов. Но внешняя стабильность ситуации в этом клас­се страхования имеет и оборотную сторону. Существуют определённые дисбалансы в части расчёта пре­мий и в части применения поощ­рения и наказания за безаварий­ную езду (система «бонус-малус»).

На сегодняшний день можно констатировать, что рост премий по ОС ГПО ВТС достиг своего пика, с учётом практически полного по­крытия всего автопарка страны и основной проблемой становится рост убыточности. Если на начало 2015 года доля выплат в премиях составляла 44,2 %, то на начало 2017 года - уже 47,8 %.

Рост убыточности можно объ­яснить следующими факторами:

- Устаревшими лимитами ответ­ственности и тарифными ставка­ми (последние изменения прини­мались в 2008 году).
- Непрозрачной деятельностью страховых агентов.
- Снижением прироста ко­личества транспортных средств. Учитывая замедление прироста количества автотранспорта, можно прогнозировать достижение «по­толка» в части прироста договоров страхования и, соответственно, - замедления темпов роста страхо­вых премий.

В настоящее время рост премий поддерживается за счёт увеличения значения минимального расчётного показателя (МРП), применяемого для расчёта страховых премий.

Другой класс моторного страхо­вания - добровольное автоКАСКО. Здесь ситуация также неоднозначна и в большей степени потому, что рынок менее развит. Понятно, что это - добровольное страхование, и чтобы клиент выразил желание за­страховаться, от агентов требуется больше усилий, чем при продаже обязательного страхования граж­данско-правовой ответственности владельцев транспортных средств. С 2011 по 2014 год по автоКАСКО наблюдался устойчивый тренд на увеличение премий, что можно объяснить развитием банкострахования, когда имущественным залогом при кредитовании является квазиобязательным страхованием.

Этот добровольный класс стра­хования прямо зависит от общей экономической ситуации в стране. В 2015 году корректировка курса национальной валюты привела к росту стоимости автомобилей и за­пасных частей. Основные покупате­ли автоКАСКО - физические лица - стали экономить на добровольном страховании автомобиля. Кроме того, автоКАСКО «провисло» по линии банкострахования, когда на­селение приобретало авто в кредит на условиях обязательности при­обретения полиса КАСКО. Банки ужесточили требования к заёмщи­кам, а деньги по государственной программе льготного автокредито­вания быстро закончились. Рынок автоКАСКО «замер» в ожидании луч­ших времён, а убыточность растёт в среднем на уровне инфляции.

Причины роста убыточности моторного страхования

Рост средней выплаты связан с удорожанием стоимости запасных частей, которая напрямую зависит от обменного курса иностранной валюты. Девальвационные процес­сы и увеличение количества новых автомобилей оказали прямое влияние на рост размера страховых выплат.

Увеличения парка новых авто­мобилей иностранного производ­ства, на ремонт которых в случае их участия в ДТП требуется гораздо больше средств, повышает расходы страховщиков, то есть повышает убыточность страхования. Рост бо­лее чем в 3 раза количества автома­шин со сроком эксплуатации менее трёх лет в 2015 году стал самым большим за историю авторынка в Казахстане. В 2016 году прирост со­ставил немногим менее 2-х раз.

Кроме того, значительное влияение на убыточность автострахо­вания оказывает и текущая система расчёта страхового тарифа на осно­ве региональных коэффициентов. Уже не первый год страховщики жалуются, что система региональ­ных коэффициентов не отражает реальную убыточность в регионах.

Общеизвестно, что коэффици­енты, применяемые при расчёте страховых премий в областных центрах ниже, чем в мегаполисах. Однако в городах растёт количество машин из области и количество ДТП с их участием. Соответственно в городах растёт статистика выплат.

На графике показано, что в пятёрку регионов с убыточностью по ОС ГПО ВТС свыше 50 % наряду с такими мегаполисами, как Астана и Алматы, входят Карагандинская, Кызылординская и Южно-Казах­станская области, у которых регио­нальный коэффициент, применяе­мый при расчёте страховых премий равен 1,0 или немного выше этого значения.

В итоге машины, владельцы которых имеют пониженные коэф­фициенты, совершают значительное число ДТП,увеличивая страховые выплаты и повышая уровень убы­точности в секторе. И, например, - Атырауская область, где показатель выплат в премиях - ниже среднеры­ночного, при том что региональ­ный коэффициент там выше, чем у Астаны - лидера по убыточности. На наш взгляд, в этой связи назрела необходимость изменить подход к расчёту региональных коэффици­ентов.

Распределение автовладельцев по системе «бонус-малус» нагляд­но показывает, что подавляющее большинство автовладельцев ездят безаварийно.

На наш взгляд, система «бонус-малус» может служить своеоб­разным резервом роста объёмов страховых премий. Дело в том, что действующая система "бонус-малус" не учитывает тяжесть нанесён­ного убытка. К примеру, убыток в 100 тыс. и в 1,5 млн тенге наказы­вается системой одинаково. Для того чтобы повысить ответствен­ность автовладельцев за тяжесть со­вершённого дорожно-транспортно­го происшествия, необходимо также ввести повышенные коэффициенты для тех автовладельцев,которые многократно становятся виновни­ками ДТП и наносят значительный ущерб другим автовладельцам. Что касается «бонусов», то стимулиро­вание автовладельцев к безаварий­ной езде через систему скидок себя исчерпало. Требуются новые сти­мулы поощрения за безаварийное вождение транспортных средств.

Свою лепту в убыточность вно­сят страховые агенты, которые до последнего момента диктовали условия страховым компаниям. В настоящее время размер комис­сионного вознаграждения закре­плён законодательно и состав­ляет 10 % для агентов - физи­ческих лиц и 15 % для агентов - юридических лиц. Однако обна­руживаются случаи превышения установленных лимитов, когда выплаты комиссионного возна­граждения производятся через административные расходы.

Пути решения сложившихся проблем

На наш взгляд, необходимо пересмотреть лимиты ответствен­ности и страховые тарифы с учётом накопленной статистики и с учётом изменения цен на восстановительный ремонт повреждённого имущества.

Кроме того, важно пересмотреть систему наказаний и поощрений («бонус-малус»). На наш взгляд, имеет смысл поднять вопрос о модернизации системы «бонус-малус» с учётом фактического разме­ра убытка, причинённого владель­цем при дорожно-транспортном происшествии.

Сегодня степень наказания на­рушителя, который принёс огром­ный убыток страховщику, одина­кова с той, которую применяют для мелкого нарушителя с небольшим ущербом.

Для стимулирования безаварий­ной езды следует применять более жёсткий коэффициент расчёта стоимости страхового полиса для водителей - виновников крупных аварий. Нужно не пугать водителя Административным кодексом, а приучить его считать собственные деньги. Данный шаг может сыграть существенную роль в снижении уровня выплат.

Что касается страховых агентов, то здесь необходимо введение онлайн-страхования. Преимуще­ства онлайн-страхования в том, что оно упростит процесс страхования, даст страхователю возможность сравнивать страховые продукты и выбирать оптимальные варианты страхования, сократит аквизиционные расходы и приведёт к развитию прямых продаж.

Кроме того, агентам нужно огра­ничить вознаграждения по догово­рам, заключённым в рамках госу­дарственных закупок, и, естественно, ограничение должно обеспечиваться рыночными механизмами.

Перспективы деятельности ФГСВ

В настоящее время Фонд гаран­тирования страховых выплат - важная составляющая техниче­ской инфраструктуры моторного страхования. Тем не менее назрела необходимость дополнения Фонда новыми функциями. Основная функция, которой Фонд наделён на сегодняшний день, - приём портфеля принудительно ликвиди­руемой страховой компании, - фактически изжила себя. Послед­ние случаи передачи страхового портфеля проходили непосред­ственно от компании к компании.

Фонд может развиваться в каче­стве полноценной инфраструктуры для моторных видов страхования, в том числе и в части популяри­зации этих видов. Также на базе Фонда актуально и эффективно создание информационного центра с элементами саморегулирования. Методы саморегулирования рынка выстроят доброжелательную кон­куренцию в высококонкурентных классах страхования.

Таким образом, с учётом введе­ния в Казахстане онлайн-страхования Фонд может стать коллектив­ным инфраструктурным центром для развития и удешевления про­дажи электронных полисов. Фонд также может работать полноцен­ным моторным бюро в Казахстане: оказывать функции по урегули­рованию убытков, осуществлять централизованную оценку ущерба при ДТП, консолидировать инфор­мацию о выплатах страхователям. Далее, Фонд имеет возможность для разработки аналитической информации, которая позволит видеть карту рисков по страховому рынку. В принципе, новая систе­ма скоринга рисков страховых организаций - участниц системы гарантирования уже положила начало тому, что Фонд стал делать детальный анализ рынка «изнут­ри». Таким образом, на базе Фонда у страховщиков появится возможность реализовать клиентоориентированный и качествен­ный страховой бизнес.

 
Источник: Журнал «Рынок Страхования»

 

Поделиться с друзьями в социальных сетях!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить