26
Пт, апр

Добровольное медицинское страхование в Казахстане: Проблемы и перспективы

Согласно отчёту «Глобальный индекс конкурентоспособности за 2014 - 2015 годы» по индикато­ру «Здоровье и начальное образо­вание» Казахстан занял 96 мес­то из 144 стран и по индексу чело­веческого развития в 2014 году республика вошла в группу стран с высоким уровнем развития, заняв 70 место из 187 стран. И это обе­спечено за счёт вклада государства в гарантированный объём бес­платной медицинской помощи и капитальные расходы на уровне 2,3 % к ВВП, частных расходов граждан в виде платных услуг и добровольного медицинского стра­хования на уровне 1,3 % к ВВП. При этом средний уровень фи­нансирования здравоохранения в странах Организации экономиче­ского сотрудничества и развития (ОЭСР) составляет 9,4 % и страны с высокоразвитыми системами здравоохранения, как правило, характеризуются низким уровнем частных расходов. В среднем по ОЭСР доля частных расходов равна 28 %, средства бюджета и социаль­ного страхования равны 72 %. В Казахстане соотношение состав­ляет 35 % и 65 % соответственно.

О чём свидетельствует эта статистика? Прежде всего о том, что высокий уровень частных рас­ходов в финансировании системы здравоохранения в Казахстане, который в большей степени обе­спечен не медицинским страхова­нием, а участием граждан в прямой оплате медицинских услуг, является серьёзным дестабилизирующим фактором для системы здравоох­ранения в целом. Если потребитель вследствие удорожания медицин­ских услуг или каких-либо других экономических факторов «проголо­сует ногами», то это может оказать серьёзное влияние на устойчивость системы в целом.

Одним из выходов из сложив­шейся ситуации страховщики видят в развитии добровольного меди­цинского страхования (ДМС).

ДМС сегодня

Система добровольного меди­цинского страхования является важной дополняющей частью к системе обязательного медицин­ского страхования в части финан­сирования услуг, не включенных в обязательную государственную корзину и предложения услуг част­ных клиник. ДМС предусматривает повышенную сервисную составляю­щую (например сокращение перио­да ожидания получения медицин­ской помощи; более комфортные условия её получения; использование более дорогостоящих медикаментов или современных методов инст­рументальных обследований и т. д.), причём за счёт собственных средств населения или материальной под­держки, оказываемой работодате­лями своим работникам.

Одновременно ДМС играет важ­ную роль в развитии общей систе­мы здравоохранения, поско-льку «вливает» в эту систему дополни­тельное финансирование, не свя­занное с бюджетными ассигнова­ниями. ДМС является также важ­нейшим каналом снижения уровня теневой экономики в медицине.

Даже в странах мира, имеющих очень сильную и качественную си­стему государственного ОМС (нап­ример в Голландии, Норвегии, Швеции и др.), объём ДМС состав­ляет не менее 20 % от общего объ­ёма финансирования здравоохране­ния (государственного и частного).

Во всех странах мира государ­ство создаёт различные стимулы для развития ДМС - начиная с Гер­мании и Голландии,где население с высоким уровнем дохода полно- сти освобождается от участия в си­стеме обязательного медицинского страхования (ОМС) и заканчивая просто налоговыми стимулами для развития ДМС и обеспечения воз­можности сочетания оплаты услуг за счёт ОМС и ДМС.

В Казахстане объём финанси­рования системой ДМС составляет менее 2 % от общего объёма фи­нансирования здравоохранения, но популярность этого продукта ежегодно растёт. За последние три года ежегодный прирост объ­ёма премий по ДМС составляет не менее 15 % в год, растёт коли­чество заключенных договоров и количество застрахованных.

При этом в 2014 году отмечен рез­кий рос количества застрахованных при незначительном росте коли­чества договоров, что привело к резкому снижению стоимости услуг ДМС в расчёте на одного застра­хованного в 2014 году. Это связано со значительным увеличением ко­личества прикреплённых участни­ков к договорам ДМС, в некоторых случаях страховщики осуществляют бесплатное прикрепление до 3-х чле­нов семьи на каждого застрахо­ванного, за которого фактически уплачивается страховая премия. Это ещё раз подтверждает эффек­тивность и работоспособность системы ДМС.

Проблемы ДМС

Несмотря на хорошую динамику роста, уровень расходов на ДМС остаётся всё-таки довольно низким. Во многом это связано со следую­щими факторами.

Во-первых, это - отсутствие каких-либо стимулов для работо­дателей предоставлять ДМС своим работникам. В отличие от других стран мира, ДМС в Казахстане подлежит налогообложению как часть оплаты труда работников. Фактически ДМС облагается нало­гом 3 раза - на уровне работодате­ля (социальный налог), на уровне работника (подоходный налог) и на уровне страховой компа­нии (корпоративный налог).

Во-вторых, это - отсутствие регулирования финансовых ор­ганизаций, предусматривающее специфику медицинского страхова­ния (в других странах мира рынок медицинского страхования является специализированным с выделен­ным регулированием). Из-за этого развитие ДМС как самостоятельно­го бизнеса является крайне невы­годным для акционеров страховых компаний,поскольку требования к капитализации и применяемые пруденциальные нормативы такие же, как и для катастрофических рисков нефтяной и авиационной отрасли, и никоим образом не оп­равдывают экономическую стои­мость вкладываемого капитала.

Например, в Европе согласно «SolvencyII» размер минимального гарантийного фонда для медицин­ских страховщиков составляет 2 млн евро, тогда как в Казахстане 540 млн тенге (или около 3 млн ев­ро). Это при том, что минимальный оборот европейского страховщика - 50 млн евро, а страховая компания, являющаяся в Казахстане круп­нейшим игроком на рынке ДМС и занимающая более 35 % объёма рынка, имеет оборот, едва до­стигающий 30 млн евро! Поэтому в Казахстане страховые компании

рассматривают ДМС как своего рода маркетинговую составляющую биз­неса, а страховщики, которые специ­ализировались на ДМС, вынуждены диверсифицировать свой бизнес.

В-третьих, ДМС в Казахстане на сегодняшний день фактически дублирует ОМС, что определяет очень низкую маржинальность или даже убыточность бизнеса для страховщиков, в то же вре­мя не позволяя достичь синергии между государственной медициной и ДМС и максимального эффекта от использования ресурсов для здраво­охранения от этих двух источников. Медицинские организации не могут сочетать финансирование из этих двух источников для своего развития и инвестирования средств. Недо­статочное развитие ДМС определя­ет очень высокий уровень теневой экономики в здравоохранении.

Предложения Ассоциации страховщиков Казахстана по развитию ДМС

Учитывая проблемы отрасли ДМС, необходимо, чтобы государство, внедряя ОМС, также предусмо­трело меры для его дальнейшего развития, а также меры стимулиро­вания развития ДМС.

Для достижения этой цели пред­лагаются следующие первоочеред­ные мероприятия:

  1. Освобождение средств, на­правляемых работодателями на добровольное медицинское стра­хование своих работников, хотя бы в пределах 8 МЗП, как определено для платных медицинских услуг. Это может быть достигнуто за счёт включения ДМС в статью 156 п. 18 Налогового кодекса Республики Казахстан. Эта мера особенно необходима с учётом того, что работодатели и работники уже будут платить дополнительный налог для участия в системе ОМС. При этом страховые компании продолжают платить корпоратив­ный налог, что обеспечит в итоге налогообложение ДМС.
  2. Ограничить максимальную сумму, с которой будет взиматься дополнительный социальный на­лог с работодателя и подоходный налог с работника на цели ОМС, размером не более 250 тыс. тенге в расчёте на одного работника. Таким образом,сохранится прин­цип «Богатый платит за бедного; здоровый - за больного», но при этом всё-таки устанавливается некий «коридор» стоимости оди­наковой корзины государственных медицинских услуг с дифференци­ацией взимаемой оплаты между низкооплачиваемыми и высоко­оплачиваемыми работниками. В соответствии с данными Агентства по статистике (исследование про­водится 1 раз в два года, последние данные - на июнь 2013 года) раз­мер среднемесячной заработной платы представлен на диаграмме 1. Таким образом, менее 5 % трудо­способного населения будет иметь ограничения по дополнительному налогу на цели ОМС.
  3. Допуск страховщиков, участвующих в ДМС, к системе стационарных услуг ОМС через электронный портал. При этом страховщики могут делать доплату за каждого застрахованного, за­регистрированного через портал, а также отдельно доплачивать стационарам за улучшение ус­ловий стационарного лечения (например за отдельную палату, дорогостоящие медикаменты, до­полнительные исследования или манипуляции, не предусмотренные государственной программой, и т. д.). При этом нельзя забывать, что застрахованные по ДМС являются гражданами Республики Казахстан и участниками системы ОМС, что гарантирует их право получения медицинской помощи в рамках ОМС. Страховщики в таком случае выступают координаторами и плательщиками дополнительных услуг.
  4. Предоставление медицин­ским учреждениям возможности сочетания финансирования за счёт ОМС и ДМС на уровне амбула- торно-поликлинической помощи и первичной экстренной/скорой помощи (ПСМП).
  5. Участие страхового рынка в разработке корзины медицинских услуг в рамках ДМС и возмож­ность мониторинга стоимости медицинских услуг в рамках ОМС и статистики обращаемости по ОМС для определения перспектив дальнейшего участия страхового рынка в системе ОМС. Это может быть достигнуто за счёт включе­ния представителей страхового рынка в рабочие группы или дру­гие организации Министерства здравоохранения, работающие по вопросам ОМС.
  6. Выделение специального регулирования для страховщиков, имеющих лицензию по ДМС (уро­вень специализации может быть определён процентным уровнем обязательств именно в данном классе страхования). Это может быть достигнуто за счёт сотрудни­чества с Национальным Банком Республики Казахстан.

Перспективы ДМС

Предложенная Министерством здравоохранения и социального развития Республики Казахстан концепция введения обязательного медицинского страхования не пре­дусматривает на первом этапе участия страховых компаний как профессиональных держателей риска. Все риски, связанные с пре­вышением фактического исполь­зования покрытия ОМС над выде­ленным финансированием, несёт на себе государство, что потребует на первом этапе внедрения ОМС со­хранения системы прикрепления на­селения к одному амбулаторно-по- ликлиническому учреждению и квотной системы распределения стационарной помощи, которая используется в ГОБМП.

Система «Деньги за населени­ем», то есть оплата медицинских услуг по факту их оказания воз­можна только при наличии, по крайней мере, операторов систе­мы ОМС (например как в России - страховые компании или в других странах мира - страховые компа­нии или больничные кассы). В Ка­захстане такими операторами мо­гут выступить страховые компании, имеющие опыт и соответствующую инфраструктуру при реализации ДМС, которые к тому же могут в последующем стать держателями части риска по финансированию системы здравоохранения.

Ассоциация страховщиков Казахстана считает необходимым концептуально предусмотреть на следующих этапах внедрения ОМС участие страхового рынка первоначально как операторов системы, а затем и как профессио­нальных держателей риска.

 

Источник: Журнал «Рынок Страхования»