Menu
RSS

Погода создает риски для бизнеса

Частота возникновения нестабильных погодных условий растёт по всему миру, подтверждением чему служат недавние крупные события, такие как тайфун Хайян на Филиппинах или наводнение на острове Сардиния, вызванное циклоном Клеопатра. Тем не менее, хотя на первые полосы газет попадают только экстремальные явления, даже небольшие отклонения от ожидаемых погодных условий могут значительно повлиять на результаты компаний из самых разных отраслей.

 

В своём новом отчёте «Погодный бизнес - как компании могут защитить себя от растущей изменчивости погоды», уделяющем основное внимание растущей важности погодных рисков для компаний, страховщик крупных промышленных рисков "Allianz Global Corporate & Specialty SE" ("AGCS") указывает на экономические последствия нестабильных погодных условий и рассказывает, как компании могут защитить себя, используя новые подходы к «управлению погодными рисками».

Согласно отчёту экономические последствия от роста повседневной изменчивости погодных условий значительно превышают и без того огромные суммы убытков, возникающих каждый год по причине стихийных бедствий.

По оценкам "AGCS", последствия регулярных погодных изменений для экономики Евросоюза могут составить до 406 млрд евро ($561 млрд) в год. Для сравнения: за 2012 год по всему миру произошло 905 стихийных бедствий, 93 % из которых были связаны с погодой. Они привели к убыткам в размере $170 млрд.

Более того, наблюдается значительный рост прямых издержек от нестабильности погоды по всему миру. По утверждению "Allianz", только в течение последних трех лет страховщики по всему миру выплачивали $70 млрд в год по убыткам, связанным с экстремальными природными явлениями. В 80-е годы годовая сумма выплат по таким убыткам составляла «только» $15 млрд.

Во многих странах розничная торговля является одной из отраслей, наиболее подверженных неблагоприятным погодным условиям, особенно в чрезвычайно важный предрождественский период, когда традиционно наблюдается значительный рост объёмов розничной торговли. Так, например, поскольку ритейлеры в США опасаются потерь объёмов продаж в так называемую чёрную пятницу (пятница после Дня благодарения), которая считается официальным стартом сезона рождественского шопинга, сеть ювелирных магазинов предприняла меры.

«Ювелиры нуждаются в защите, так как если погода ухудшится в этот день, велика вероятность, что покупатели останутся дома и не поедут в магазины, - объясняет Джон Арпель, управляющий директор "Allianz Risk Transfer". - Сеть ювелирных магазинов оценили свою среднюю выручку в «чёрную пятницу». Если в этот день идёт достаточно сильный дождь, который, вероятно, отвратит людей от поездки за покупками, они будут защищены перспективой получения страхового возмещения».

Другие отрасли, сильно подверженные данным рискам, – это агропродовольственная отрасль, строительство, продажи, энергетика, туризм и транспортный сектор.

 

Экономические последствия погодных явлений в мире:

- Снежный Армагеддон в США, февраль 2010 года, расходы по уборке снега составили 160 млн долларов.

- Наводнения в Австралии, декабрь 2010 года, 2 млрд евро убытков отрасли производства коксующегося угля.

- Засуха в России, июль 2012 года, утрата 7,5 % годового урожая.

- Наводнение в Канаде, июнь 2013 года, рекордные страховые убытки в размере 2 млрд долларов.

- Наводнения в Германии/Центральной Европе, июнь 2013 года, экономический ущерб в размере 18 млрд долларов.

- Заморозки в Бразилии, июль 2013 года, гибель 65 млн тонн урожая тростника.

Экономические убытки от погодных рисков в мире, 2010 - 2013 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Защита от скрытых расходов, связанных с «нормальной» погодой

Несмотря на эти убытки, многие компании Великобритании всё ещё не осознают связь между климатическими условиями и своими поступлениями. Тем не менее для негативных последствий на денежные обороты компании не обязательно, чтобы погодные условия были экстремальными. Иногда для снижения поступлений достаточно необычных, несезонных или просто неожиданных погодных явлений.

В прошлом многие компании не знали, как защитить свою прибыль от неблагоприятных погодных условий. Тем не менее в настоящий момент наблюдается рост осведомленности и интереса к инструментам управления погодными рисками, например предлагаемым дочерней компанией" AGCS Allianz Risk Transfer" ("ART"), позволяющим компаниям хеджировать данные риски так же, как риски, связанные с колебаниями процентных ставок или курсов обмена валюты.

Управление погодными рисками даёт компаниям возможность создания индивидуальных стратегий по реагированию на конкретные погодные перемены, способные повлиять на их бизнес. Данные продукты используют независимые погодные данные и привязаны к действительным отклонениям от заранее оговоренных погодных показателей; при выполнении определённых критериев происходит выплата. Очень важно, что, в отличие от традиционных страховых продуктов, для получения выплаты страхователь не должен обязательно понести физический ущерб. Данные риски измеряются по таким переменным показателям, как температура, атмосферные осадки, солнечная погода и ветер; поэтому при достижении ими определённых заранее заданных уровней автоматически происходит быстрая выплата.

«Какой бы «плохой» ни была погода, это больше не считается допустимым оправданием невыполнения показателей, - утверждает директор Департамента управления погодными рисками "ART" Карстен Берлаге. - Акционеры также всё лучше это понимают. Хотя понятно, что компании не могут контролировать погоду, они могут лучше контролировать риск финансовых последствий от погодных явлений. Этого можно достичь с помощью решений по управлению погодными рисками».

За последние десять лет значительно повысилась доступность погодных данных, что является дополнительным аргументом в пользу стратегического управления природными рисками, а также делает возможной организацию защиты даже в отдалённых точках мира.

 

Распространение решений на широкий ряд отраслей

В сельскохозяйственной отрасли решения по управлению погодными рисками уже помогают защитить урожай фермеров на всей территории Африки от засухи.

Энергетические компании - как в традиционном, так и возобновляемом секторе - широко используют данные решения, чтобы защитить себя в неблагоприятное время года и не допустить падения доходов. В то же время операторы ветряных электростанций хотят защитить себя от слишком слабого и слишком сильного ветра для обеспечения постоянного денежного оборота и финансирования.

Несмотря на растущую важность интернет-продаж, сфера розничной торговли по-прежнему чрезвычайно подвержена рискам нестабильной погоды. Решения по управлению погодными рисками могут защитить предприятия розничной торговли от падения выручки в том случае, если клиенты не смогут отправиться по магазинам из-за сильного дождя или снега, либо изменения спроса на сезонные продукты.

Продукты защиты от погодных рисков можно использовать и как маркетинговый ход. Автопроизводители могут использовать «гарантию солнечной погоды» для привлечения потенциальных покупателей автомобилей с откидным верхом. В рамках такой гарантии владельцы защищены от недостатка солнечных дней в случае, если они не смогут ездить с откинутой крышей больше определённого времени.

Благоприятный прогноз

Продукты по управлению погодными рисками уже широко используются в США и стали там уже привычным компонентом общей стратегии компаний по риск-менеджменту. В Великобритании и других странах Европы, а также других регионах мира данный продукт всё ещё является новинкой, но используется растущим числом компаний, применяющих всё более сложные стратегии для решения проблем своего бизнеса.

По мнению Карстена Берлаге, «погода будет всё больше восприниматься как основной риск для результатов деятельности. Следовательно, спрос на управление погодными рисками должен значительно вырасти в будущем, а акционеры получат преимущества большей стабильности денежного потока и поступлений, более точного управления бюджетом, а также более высоких доходов с учётом риска».

 

Журнал "Рынок страхования" ноябрь-декабрь 2013 г. 

Поделиться с друзьями в социальных сетях!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить