05
Вс, мая

Перспективы моторного страхования в рамках ЕЭП

Эффективные модели взаимодействия

Курс на интеграциюфинансовых рынков

Подписание18 ноября 2011 года Президентами Казахстана, России и Беларуси Декларации о евразийской экономической интеграции закрепило договорённости стран к 1 января 2015 года завершить кодификацию международных договоров, составляющих нормативно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП).

Это означает, что за довольно короткий по историческим меркам временной период финансовые рынки трёх стран, которые последние 20 лет развивались независимо, будут работать на единых принципах обеспечения гармоничного, взаимодополняющего и взаимовыгодного сотрудничества с другими странами, международными экономическими объединениями и Европейским Союзом.

Жанат КУРМАНОВ, независимый эксперт

В рамках такой перспективы, на мой взгляд, в ближайшее десятилетие на развитие страхового рынка будут влиять четыре основных фактора:

1.      Предстоящая к 2015 году гармонизация страхового законодательства в рамках Единого экономического пространства призвана заложить основные принципы: реализацию свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы; гармонизацию и унификацию норм хозяйственного регулирования в ключевых сферах; проведение согласованной макроэкономической и валютной политики; формирование интегрированных отраслевых рынков.

2.      В этой связи становится важным повышение конкурентоспособности национальных рынков. Вопрос конкурентоспособности страхового рынка и, соответственно, повышение конкурентоспособности страховых компаний очень важны для Казахстана. В первую очередь это, конечно же, коснётся совершенствования регулирования деятельности страховых компаний, поэтапного повышения капитализации страховщиков с целью повышения финансовой устойчивости. Все эти процессы должны быть понятны страховщикам, чтобы они могли осуществлять стратегическое планирование. Также важно учитывать и состояние инфраструктуры, которая в Казахстане довольно продвинутая, но есть ещё вопросы, которые необходимо решать. Постоянное развитие инфраструктуры и внедрение современных страховых технологий должны стать основой конкурентоспособности казахстанского страхового рынка.

3.      Третий, очень важный фактор - это вступление во Всемирную торговую организацию. И именно по страховому рынку режим вступления - наиболее либеральный, что приведёт, на мой взгляд, к наибольшему проникновению иностранных страховых компаний на казахстанский рынок.

4.      Ну и, пожалуй, самый важный фактор - это создание наднационального регулятора, так какв процессе переговоров по наднациональному регулированию будут решаться в том числе и национальные интересы стран-участниц. Отвлечённость от защиты национальных рынков, формирование единых принципов государственного регулирования и надзора, приближение к международным стандартам регулирования, которые разработаны Международной ассоциацией страховых надзоров (МАСН), должны стать основой переговорного процесса. Надо отметить, что именно в Казахстане регулирование страховой деятельности максимально приближено к международным стандартам, поскольку модернизация страхового законодательства проводилась на основе принципов МАСН. Этот факт даст казахстанским страховщикам некоторые преимущества в части соответствия международным стандартам.

Кроме перечисленных факторов, которые касаются всего финансового рынка в целом, для страхового рынка очень важным будет решение вопросов, которые связаны с обязательными видами страхования.

 

Обязательное страхование в рамках ЕЭП: особые акценты

В рамках интеграционных процессов особое внимание необходимо обратить на то, чтобы обязательные виды страхования были обязательными «реально», а не «номинально». То есть уровень охвата страхователей был бы достаточно высок, и только тогда можно будет утверждать, что законодательство об обязательном страховании реально работает. Из всех девяти классов обязательного страхования, которые на сегодняшний день предусмотрены законодательными актами, наиболее востребованным и массовым является класс обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств. Страхование по этому классу осуществляется в части ответственности автовладельца, хотя фактически осуществляется эксплуатация источника повышенной опасности - автомобиля. Это соответствует международной практике, и в процессе гармонизации законодательства Казахстану не придётся менять подходы к организации этого класса страхования. Хотя при таком подходе остаются вопросы, потому что с точки зрения контроля и охвата потенциальных страхователей привязка страхования к транспортному средству была бы более эффективна. Кроме того, таким образом можно было бы решить проблему страхования ответственности управляющего транспортным средством водителя, который не вписан в полис и по которому возникает ответственность перед третьими лицами. В любом случае эти вопросы требуют внимания, иначе проблема обязательности и охвата обязательным страхованием ГПО ВТС решена не будет.

Казахстан позиционирует себя как транзитная страна, и особый акцент делается на то, что выстраивается транзитный коридор в Европу, так как Казахстан территориально расположен между такими крупными странами, как Россия и Китай. В связи с этим вопросы трансграничного страхования являются очень важными, и в первую очередь с точки зрения эффективного функционирования моторного страхования для свободного перемещения граждан и организаций страховой защиты на всей территории Таможенного союза. Как один из эффективных механизмов предлагается взаимное признание полисов страхования. Выпуск адендумов к полисам страхования позволит организовать страховую защиту на всей территории Таможенного союза и создать единое страховое пространство по принципу работы международных систем, таких как "Зеленая карта". Но в долгосрочной перспективе в качестве бенчмарка все-таки стоит рассматривать вопрос присоединения Казахстана к международной системе "Зеленая карта", а не создание и поддержание работы в локальном режиме на территории ЕЭП. В таком случае у казахстанских страховых компаний могут возникнуть проблемы в связи с недостатком капитала, но здесь можно вернуться к вопросу создания «моторного бюро», которое будет регулировать и обеспечивать функционирование обязательного страхования ответственности автовладельца.

 

Рынокобязательного автострахования- к единому уровню

Один из базовых принципов, который следует учесть при формировании единого страхового пространства, - это единое информационное пространство, которое предусматривает интеграцию и формирование единых баз данных, установление единых стандартов для сбора страховой статистики. При этом стоит уделить серьёзное внимание упрощению системы документооборота для страхователей. Автовладелец должен иметь три базовых документа: водительское удостоверение, технический паспорт и страховой полис, а со временем можно перейти к системе учёта по двум базовым документам - водительскому удостоверению и техническому паспорту при условии, что страховой полис оформляется в электронном виде и имеет привязку к водительскому удостоверению. В этом случае можно будет обеспечить всеобщий охват, контроль и прозрачность процесса страхования.

Кроме того, при наличии хорошо функционирующих учётных систем и базы данных можно говорить и о расширении функций страхового полиса в части, например, привязки прохождения технического осмотра транспортного средства, когда наличие страхового полиса автоматически подтверждает прохождение техосмотра. Кроме того, страховой полис может заменить доверенность на управление транспортным средством. Одним словом, необходимо поднять статус и востребованность страхового полиса, и не только как средства, обеспечивающего страховую защиту.

Для выравнивания конкурентных условий на едином страховом пространстве необходимо привести к единому уровню страховые тарифы и лимиты ответственности по страховым выплатам. В отношении тарифов Казахстан находится в менее конкурентном положении по сравнению с Россией, так как казахстанские тарифы значительно ниже, а лимиты ответственности - выше. Так что в ближайшей перспективе в Казахстане страховые тарифы, скорее, всего вырастут, но этот процесс повлечёт также и пересмотр подходов к формированию резервов, а возможно,и подходов к страховым выплатам. Немаловажным останется вопрос о прямом урегулировании убытка и повышении информированности граждан об условиях страховых выплат по причинённому ущербу жизни и здоровью пострадавших в дорожно-транспортном происшествии.

Одним из признаков прозрачности и цивилизованности страхового рынка, по мнению международных экспертов, является наличие на страховом рынке высококвалифицированных страховых агентов. Этот вопрос неоднократно поднимался, но его решение так и находится в начальной стадии, и на сегодняшний день уровень подготовки агентов крайне низкий, а процесс сертификации и подготовки агентов зачастую носит формальный характер. Возможно, страховщики пока ещё не готовы к радикальному решению вопроса в части формирования качественной и высококвалифицированной агентский сети, но именно наличие такой сети и свидетельствует о качестве страхового рынка.

Последний вопрос, о котором хотелось бы упомянуть, - это стандарты государственного регулирования, которые прежде всего должны быть ориентированы на лучшую международную практику и создавать равные условия для всех участников единого страхового рынка.

 

Журнал «Рынок страхования», Май 2013 г.