20
Пн, мая

«Обезличенное» страхование

Страховщики перестанут принимать наличные деньги в уплату страховой премии при заключении договоров в агентских точках. По мнению регулятора, это позволит снизить уровень страхового мошенничества. Участники рынка ждут падения продаж в розничном секторе.

С 1 января 2012 года в РК вводится в действие изменение в законодательстве, согласно которому страховому агенту запрещается принятие от страхователя платежа наличными деньгами в уплату страховой премии при заключении договоров страхования от имени и по поручению страховой организации.

Это ограничение не распространяется на прием страховым агентом платежа наличными деньгами от лиц, временно въезжающих на территорию РК, в оплату страховой премии по договору страхования на пунктах пропуска через государственную границу РК, отмечается в документе.

Основными позитивными моментами этого изменения страховщики называют повышение прозрачности, снижение уровня мошенничества со стороны недобросовестных страховых агентов, повышение качества предоставляемых страховых услуг.

«Раньше несвоевременная передача оплаченных страхователем премий по договору страхования в виде наличных денег страховым агентом в кассу страховой компании (СК) могла приводить к возникновению рисков несвоевременного формирования страховых резервов, а в случае, когда агент присвоил деньги, и к проблемам выплаты страхового возмещения», - отмечает в беседе с «Къ» председатель правления АО «БТА Страхование» Сергей Лаврентьев.

Вместе с этим основная проблема, с которой могут столкнуться СК, - это снижение количества заключаемых договоров через страховых агентов в отдаленных районах. В частности, это касается обязательного страхования ГПО владельцев транспортных средств (ОГПО ВТС), поскольку этот класс является основным видом страхования, распространяемым через агентские сети. К примеру, в отдаленных регионах Интернет - банкинг и пластиковые карточки, как способы оплаты, не сильно развиты, говорит он.

Зампред правления АО «СК «Номад Иншуранс» Даурен Иманжанов, считает, что рынок не готов к реализации данных нововведений, а большая часть потребителей все еще живет в режиме наличных взаиморасчетов.

«Многие автовладельцы привыкли приезжать к своему агенту, у которого страховались на протяжении многих лет, и также привыкли покупать полис именно у него за наличный расчет и заставить их идти в банк или в офис СК достаточно сложно», - убежден он.

По словам главного бухгалтера АО «СК «Альянс Полис» Айгуль Касеновой, для того чтобы этот механизм полноценно заработал, необходимо подготовить весь рынок, включая банковский сектор, так как не все банки имеют рассчетно-кассовые отделения в отдаленных районах.

«Если же принимать оплату на месте продажи страхового полиса в агентской точке, необходимо каждую из них оборудовать кассой, кассовым аппаратом, охранной сигнализацией и штатным сотрудником СК. Соответственно необходимо будет увеличивать штат СК, платить заработные платы кассирам, оплачивать за них налоги, что снова ведет к удорожанию продукта», - говорит она «Къ».

Не остались в стороне и «юридические погрешности». Так, начальник юридического управления АО «НСК» Асель Туменбаева указывает на нарушение прав потребителя на осуществление платежа, как в наличной, так и в безналичной форме, предусмотренных п.4 ст.21 Закона РК «О платежах и переводах денег».

«Не стоит забывать о том, что простой потребитель в РК еще не привык расплачиваться карточкой и зачастую имеет при себе наличные деньги, которые не может использовать при приобретении полиса у агента», - отмечает собеседница.

Курсивъ (Алматы), № 6 (432)