28
Вс, апр

От прописей к интегралам

Мы продолжаем тему формирования комплексной программы профессионального обучения и развития продавцов страховых услуг. Рассмотрим вариант наполнения такой учебной программы и комментарии к каждому из этапов обучения.

На этапе первичного обучения (ступень обучения «палочки, крючочки») важно в короткий период в интенсивном режиме «вложить» в обучаемых теоретическую и практическую основу будущего профессионализма. Пожалуй, это самый проблемный этап обучения. С одной стороны новички, как правило, ничего не смыслят ни в элементарной теории страховании, ни в практике работы с клиентами, и всему этому их нужно учить. С другой стороны страховщики обычно стремятся сэкономить время и иные ресурсы на первичном обучении, поскольку здесь еще не вполне понятно какое количество новичков останется в компании. Часто условие заказчика обучения на данном этапе звучит так: «Обучите качественно и быстро!» Идеально, если здесь выделяется месяц времени. Но это бывает редко, привычный лимит времени, выделяемый руководством компании – 2 недели (или 10 учебных дней). Исходя из этого временного интервала, и строятся многие программы обучения новых продавцов страховых услуг.

Предлагаю вариант программы первичного обучения достаточно универсальный, подходящий для большинства компаний с развитой агентской сетью. Программа состоит из 10 учебных дней семинарского и тренингового обучения в классе (таблица 1) и 3-недельной стажировки в «поле». Обучение, проведенное по такой программе, обеспечит новичка оптимумом необходимых ему на старте знаний, умений и инструментов.

Таблица 1. Структура и основные темы занятий в классе по программе первичного обучения новых страховых агентов

День

№ п/п

Темы

Комментарии

 

Часы

I.

Пн.

  1.  

Установочно-вводный семинар

Ознакомление с задачами и программой обучения. Мотивация к обучению и будущей эффективной работе. Определение особенностей деятельности страхового агента. Знакомство с компанией: ценности, приоритеты, имидж, структура, место на рынке, определение и общее рассмотрение бизнес-процессов, в которых участвует страховой агент.

4

  1.  

Семинар по основам страхования

Общие понятия, экономическая сущность, социальная значимость, отрасли, рынок, ключевые понятия и термины.

4

II.

Вт.

 

  1.  

Семинар «Этапы продаж страховых услуг»

Презентация общих этапов продаж страховых услуг. Продажи глазами клиента и глазами агента.

2

  1.  

Семинар «Организация личных продаж»

Планирование рабочей активности в течение дня. Построение личной стратегии развития. Имидж продавца.

6

III.

Ср.

  1.  

Тренинг «Подготовка к переговорам»

Методы сбора и обработки значимой для страхового агента информации о клиентах. Источники и способы поиска новых клиентов. Установление и развитие «холодных» контактов.

Назначение встреч. Планирование переговоров.

8

IV.

Чт.

 

  1.  

Тренинг «Установление деловых взаимоотношений»

Развитие навыков доверительного, «легкого», «теплого» общения при встрече (приемы знакомства, нахождение общих тем в беседе, формирование доверительной атмосферы). Выявление/формирование потребностей потенциального страхователя.

7

  1.  

Завершение I недели обучения

Обзор изученного материала. Подведение итогов. Домашние задания на следующую неделю

1

V.

Пт.

 

  1.  

Семинар по страховому продукту № 1

4

  1.  

Тренинг «Презентация услуги»

Приемы презентации страховых продуктов, речевые шаблоны аргументации в пользу страхования.

4

VI.

Пн.

 

  1.  

Семинар по страховому продукту № 2

4

  1.  

Тренинг «Возражения клиента»

Типичные вопросы и возражения клиентов на этапе ведения переговоров. Речевые шаблоны при нейтрализации типовых  возражений, типовые ответы на типовые вопросы. Предупреждение конфликтных ситуаций.

4

VII.

Вт.

 

  1.  

Семинар по страховому продукту № 3

4

  1.  

Тренинг «Завершение переговоров»

Типовые приемы обоснования цены. Заключение сделки. Выход из переговорного процесса.

4

VIII.

Ср.

 

  1.  

Семинар по страховому продукту № 4

4

  1.  

Тренинг «Развитие клиентов»

Послепродажное обслуживание, методы и инструменты развития личной клиентской базы. Получение рекомендаций. Сотрудничество с клиентом при страховом случае.

4

IX.

Чт.

  1.  

Зачетный тренинг.

Отработка всех этапов продаж изученных страховых продуктов. Демонстрация развиваемых умений в игровых ситуациях, выполнение тесовых заданий по изученному материалу.

8

X.

Пт.

 

  1.  

Семинар по основам страхования: структура тарифной ставки, риски; общие представления о деятельности страховой компании; общее представление о страховом рынке.

6

  1.  

Посвящение в страховые агенты (вручение документов о проведенном обучении и доверенностей на осуществление страховой деятельности от лица СК), декларирование последующего плана/режима работы, фуршет

2

 

Акцент в тренинговом обучении делается на развитие у новых агентов базовых умений находить клиентов и вести с ними переговоры. Клиентами здесь выступают частные лица, ситуации рассматриваются самые распространенные, а страховые программы, изучаемые новыми агентами – самые простые (традиционно это: страхование дачных строений, страхование домашнего имущества, страхование автотранспорта, страхование от несчастного случая и иные массовые программы страхования). При проведении семинаров по страховым продуктам рекомендуется использовать технологию продукто-ориентированного обучения (см.:  Изучаем матчасть / Русский полис. – 2005 - № 4. – С. 68-71.). Ключевые элементы, этих семинаров: изучение рисков, покрываемых данной программой; значимость для клиента страховой услуги, заложенной в данный страховой продукт; правила; тарифы; условия; статистика; ключевые особенности продажи; расчеты премии по конкретным примерам; заполнение страховой документации; решение ситуационной задачи. Хороший вариант, когда в обучении новых агентов на данном этапе могут принимать участие различные специалисты компании: методисты, маркетологи, опытные продавцы, бизнес-тренеры.

По окончании семинарско-тренингового курса агенты имеют еще неглубоко уложившиеся базовые знания о страховании физических лиц и слабо развитые умения в этой области, отработанные в условных ситуациях тренинга. Здесь они остро нуждаются в своего рода «производственной практике», где под руководством «старшего товарища» можно приступить к практической реализации накопленных знаний и умений.

Эффективным способом работы с новыми агентами в этот момент является осуществление наставничества. По сути своей наставничество – это такие отношения и процедуры, когда один человек (наставник) предлагает помощь, руководство, совет и поддержку для содействия учебе и профессиональному развитию другого человека (нового страхового агента). Наставники отбираются из числа опытных продавцов, имеющих мотивацию заниматься практической подготовкой и вводом в профессию новых страховых агентов.

Основные задачи наставнической работы:

  • управлять процессом «постановки на крыло» новых агентов;
  • содействовать мотивации новичков к планомерной агентской работе;
  • обеспечить нормированную загруженность новичка, приучить его к определенной регулярной последовательности действий по поиску новых клиентов;
  • в условиях взаимодействия с реальными клиентами отработать и закрепить у нового агента те умения продавца страховых услуг, которые были заложены в процессе тренингового обучения;
  • создать прецедент первого застрахованного клиента.

Наиболее важными являются первые три недели наставничества, это тот минимальный срок, когда формируются навыки, а декларативные правила при регулярном их исполнении переходят в категории привычных норм. Возможная программа практической отработки новыми страховыми агентами полученных знаний и умений «в поле» с наставником представлена в таблице 2.

 

Таблица 2. Ориентировочная программа действий наставника и нового страхового агента в период стажировки.

I неделя наставнической подготовки

 

II неделя наставнической подготовки

 

III неделя наставнической подготовки

Под контролем наставника новый агент обзванивает потенциальных клиентов, назначает встречи. Идет на встречи с потенциальным клиентом вместе с наставником и смотрит как тот ведет переговоры.  После переговоров наставник анализирует с новичком проведенные переговоры, указывает на их ключевые моменты.

 

Под контролем наставника новый агент делает «холодные» звонки, назначает встречи, учится самостоятельно планировать свою деятельность, заполнять формы отчетности о проделанной работе. Совместно с наставником проводит переговоры с потенциальными клиентами. После переговоров новичок   проводит анализ проведенных переговоров, указывая их ключевые моменты. Наставник вносит необходимые коррективы.

 

Агент самостоятельно назначает встречи. Идет на переговоры с наставником, самостоятельно проводит переговоры. После переговоров проводит анализ проведенных переговоров, указывая их ключевые моменты. Наставник вносит необходимые коррективы.

Согласует с наставником индивидуальный план продаж на предстоящий период.

 

 

Вместе с окончанием стажировки заканчивается также этап первичного обучения. С этого момента агент приступает к самостоятельной работе. К этому моменту он должен быть знаком с компанией, в интересах которой работает (история, основные направления и показатели деятельности); знать элементарные основы страхования; уметь вести поиск потенциальных страхователей, назначать встречи, вести переговоры и заключать договоры страхования с физическими лицами, заполнять необходимую страховую документацию по 4-5 типовым страховым программам; овладеть инструментами планирования своей деятельности.

Дальнейшее обучение и профессиональное развитие страховых агентов целесообразно проводить в виде коротких учебных сессий продолжительностью от 1 до 5 дней. Промежутки между сессиями – 9-10 недель. Важно, чтобы обучение носило выраженный практический характер, постепенно усложняясь, способствуя максимальной профессиональной реализации каждого агента. Тематический вариант такой программы представлен в таблице 3.

 

Таблица 3. Рекомендуемые темы обучения страховых агентов на этапах адаптации и продуктивной деятельности.

Обучение новых СА на этапе адаптации (в течение первого года работы)

Принципы работы со страховым продуктом

Рассмотрение маркетинговых характеристик страхового продукта с позиций компании и потребителя. Экономическая суть страхового продукта. Оттачивание презентационных навыков на основе понимания рациональной и эмоциональной достаточности и необходимости страхового продукта для клиента.

Семинар-тренинг

1 день

Отсроченный контроль усвоения знаний и умений

Демонстрация развиваемых умений в игровых ситуациях, выполнение тестовых заданий по изученному материалу.

Семинар-тренинг-зачет

1 день

Возражения клиентов и структурирование профессионального опыта

Оттачивание навыка работы с возражениями клиентов на основе накопленного опыта практической деятельности (систематизация, приемы фиксации, структура возражений, отработка приемов ответов на возражения).

Тренинг

1 день

Индивидуальный план продаж страхового агента

Рассмотрение целесообразности, принципов, этапов и приемов индивидуального планирования деятельности. Анализ и корректировка имеющихся индивидуальных планов страховых агентов. Стратегическое планирование в жизни агента.

Семинар-тренинг

1 день

Контроль усвоения знаний и умений

Демонстрация развиваемых умений в игровых ситуациях, выполнение тестовых заданий по изученному материалу.

Семинар-тренинг-зачет

1 день

Основы маркетинга и финансового менеджмента в работе страхового агента

Упорядочивание знаний о рынке страхования, маркетинге и экономике страхового продукта. Развитие у агентов самосознания себя как отдельной бизнес-единицы страхового рынка, защищающей интересы компании и клиента. Формирование когнитивной и лексической основы для перехода от просто агентских продаж к профессиональному страховому консультированию.

Семинар-тренинг

1 день

Самоорганизация деятельности и управление психологическим состоянием

Компиляция и закрепление ранее изученного материала по структурированию каждодневной деятельности и индивидуальному бизнес-планированию. Рассмотрение психологических, психофизиологических и гигиенических методов и приемов саморегуляции.  Развитие стрессоустойчивости. Мотивирование к проактивной деятельности в страховании. Определение путей профессионального долголетия.

Тренинг

2 дня

Итоговый контроль усвоения знаний и умений

Демонстрация развиваемых умений в игровых ситуациях, выполнение тесовых заданий по изученному материалу. Подведение итогов первого года работы.

Семинар-тренинг-зачет

1 день

Обучение новых СА на этапе продуктивной деятельности (до 3 лет работы)

Правовые основы страхования

Рассмотрение общих положений нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность страховщиков (ГК РФ, НК РФ), привязка этих положений к страховым продуктам компании, к системе регламентации деятельности компании

Лекция

1 день

Продукты СК

Систематизация знаний о ранее изученных продуктах, обзор страховых продуктов компании, продаваемых силами страховых агентов

Семинар

2 дня

Развитие перекрестных продаж

Взаимодополняющие продукты, формирование и особенности продажи взаимодополняющих страховых продуктов. Работа в процессе переговоров со страхователем, основанная на следующих понятиях: риски, обусловленные стилем жизни; избыточное и недостаточное страхование; выгода клиента.

Тренинг

1 день

Конкуренты и субституты

Аналитический обзор страховых продуктов конкурентов, аналогичных страховым продуктам компании, и продуктов-субститутов.

Лекция

1 день

Установление и поддержание долгосрочных отношений с клиентом

Оттачивание ранее приобретенных умений по получению рекомендаций. Изучение психологической значимости и практических инструментов послепродажного взаимодействия со страхователем.

Научение владению основными инструментами директ-маркетинга. Особенности переговоров по пролонгации договоров страхования. «Реанимация отношений» с несостоявшимися клиентами.

Тренинг

2 дня

Основы андеррайтинга

Изучение основ оценки рисков, системы тарификации, развитие прогностического мышления относительно целесообразности развития отношений с потенциальным страхователем или пролонгации отношений с имеющимся клиентом.

Семинар

1 день

Переговоры с юридическим лицом

Особенности ведения переговоров с корпоративным клиентом. Деловой этикет. Приемы формирования имиджа успешного продавца.

Тренинг

2 дня

Жесткие переговоры

Изучение и отработка вербальных и невербальных приемов взаимодействия с клиентом в ситуациях позиционного противостояния, конфликта. Приемы защиты от манипулятивного поведения. Дополнительные приемы убеждения.

Тренинг

1 день

Итоговый контроль усвоения знаний и умений

Демонстрация развиваемых умений в игровых ситуациях, выполнение тестовых заданий по изученному материалу.

Семинар-тренинг-зачет

1 день

 

Реализация выстроенной подобным образом программы обучения и профессионального развития страховых агентов позволит компании со временем сформировать корпус профессиональных продавцов страховых услуг. Под профессиональным продавцом страховых услуг подразумевается эффективный коммуникатор, обладающий необходимыми профессиональными компетенциями в области страхового бизнеса, мотивированный к активной деятельности, успешно сочетающий при взаимодействии с клиентом консультативные приемы и приемы активных продаж.