to question 1В редакцию kolesa.kz обратился читатель с вопросом:

«Вчера я купил авто, у старого хозяина был технический осмотр. После переоформления он почему-то стал недействительным. Проехали на станцию технического осмотра, и нам там заявили, что с 1 января техосмотр не переписывается, якобы новый хозяин, новые номера — проходите осмотр по новой. Но никто не может объяснить, почему так происходит. Был в вчера в ЦОНе, все водители паникуют и не могут понять, почему так. На станции технического осмотра сказали: „Мы не можем ничего поменять в базе, можем поставить печать на бланке, но база всё равно остаётся без технического осмотра. „Сергек“ зафиксирует езду без технического осмотра. ГАИ при проверке тоже не увидят“. Я перерыл весь Интернет, позвонил куда только мог — никто не даёт разъяснений. Все жмут плечами, никто ничего не знает. Объясните, в чём дело?»

Поправки в законы действительно были. Вступили в силу в августе 2019 года, а не в январе. Но коснулись они лишь определения главного оператора техосмотра и требований к программному обеспечению, устанавливаемому на станции. Процедура техосмотра, переоформления на новых владельцев, а также сроки действия остались прежними.

Как и кто должен переоформлять техосмотр после смены владельца авто?

Почему же переоформление не делают? И кто это делать должен?

Вносить изменения в базу данных ЕИСТО работники станций действительно права не имеют. Они могут только провести ТО заново на новые документы и хозяина. А вообще обязанность по перебросу техосмотра лежит на плечах полицейских в момент, когда автомобиль переоформляется на нового владельца, ему присваивается новый СРТС (техпаспорт) и госномера.

Вот ссылочка на закон:

Согласно п. 50 Правил организации и проведения обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним, периодичности прохождения обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним, утверждённых МИИР РК и действующих сегодня, «в случаях изменения собственника транспортного средства и (или) государственного регистрационного номерного знака территориальные подразделения уполномоченного органа по обеспечению безопасности дорожного движения по месту регистрации транспортного средства при выдаче нового свидетельства о государственной регистрации транспортного средства и (или) государственного регистрационного номерного знака производят внесение соответствующих изменений в диагностическую карту и Единую информационную систему обязательного технического осмотра».

Даже несмотря на то что приём и выдача документов при смене владельца авто осуществляются спецЦОНами, регистрационных функций у МВД никто не забирал. Сотрудники в погонах занимаются переоформлением машин, как и ранее, только теперь в своих кабинетах, зданиях, а не в ЦОНах. По Сети получают те же заявки, «пробивают» машины на угоны, оформляют новые СРТС, госномера и так далее, в том числе вносят изменения в единую базу техосмотра.

Как и кто должен переоформлять техосмотр после смены владельца авто?

Почему тогда техосмотр не перекинули на нового владельца?

Этот вопрос необходимо задавать только местным полицейским. Как мы заметили, в августе с этой проблемой столкнулись многие водители, а значит, где-то есть баг (назовём его № 1, так нашёлся ещё один). Или человеческий фактор, который в Казахстане никто не отменял.

Как быть уверенным, что новому владельцу ТО переоформили?

Проверить техосмотр можно на сайте eisto.kz. Для этого понадобится пройти простую регистрацию. Кстати, на данном ресурсе у автовладельцев есть возможность перерегистрировать техосмотр самостоятельно.

Как и кто должен переоформлять техосмотр после смены владельца авто?

Правда, есть другая проблема — сайт этот иногда не открывается в браузерах (есть у него проблема с сертификатом безопасности) или залогиниться не даёт. В общем, баг № 2. На местном форуме от водителей немало негативных сообщений, датируемых именно августом. Как нам посоветовали разработчики, о сбоях звонить по номеру 1414.

Совет: техосмотр проверяйте сразу после переоформления автомобиля. Выехав с территории спецЦОНа без переоформленного техосмотра, водитель может попасть на штраф 5 МРП (в 2019 году это 12 625 тенге), а машине светит штрафстоянка.

Ещё совет: возите с собой распечатанную диагностическую карту — получите хоть какой-то шанс доказать полицейским, что техосмотр вы проходили! Вдруг там опять что-нибудь продырявилось.

Выводы

  • Процедура техосмотра для автовладельцев не изменилась.
  • Смену владельца в базе ЕИСТО должны делать сотрудники МВД при перерегистрации.
  • Проходить ТО заново при смене хозяина не требуется. Только по истечении срока действия техосмотра.
  • Операторы на станциях не вносят изменения в базу ЕИСТО.
  • Смену владельца в базе ЕИСТО можно сделать самостоятельно на eisto.kz.
  • Техосмотр в Казахстане не перестал быть условным и вдобавок доставляет проблемы из-за сбоев местных информационных технологий.
  • Диагностическую карту лучше всё-таки возить с собой.

Удачи на дорогах!