29
Пт, март

S&P Global Ratings произвел оценку рисков казахстанского страхового сектора, иного, чем страхование жизни

S&P Global Ratings оценивает страновые и отраслевые риски сектора страхования иного, чем страхование жизни, в Республике Казахстан (ВВВ-/Стабильный/А-3) как «умеренные». Эта оценка отражает наше мнение о подверженности сектора высоким страновым рискам ввиду значительной централизации процесса принятия политических решений и лишь умеренных темпов роста ВВП. Оценка отраслевого риска как «среднего» отражает наше мнение о показателях прибыльности сектора, позитивное влияние на которые по-прежнему оказывают достаточно высокие результаты страховой и инвестиционной деятельности, а также умеренные перспективы роста и сложившаяся система регулирования сектора страхования иного, чем страхование жизни.

Мы можем понизить нашу оценку страновых и отраслевых рисков, если придем к выводу об ограниченных возможностях роста в сегменте страхования иного, чем страхование жизни, а также неспособности сектора поддерживать показатели прибыльности в связи с ростом страховых убытков или высокими аквизиционными расходами и высоким комиссионным вознаграждением страховых агентов. Мы считаем повышение нашей оценки маловероятным в ближайшие 12 месяцев, принимая во внимание уровень страновых и отраслевых рисков в Казахстане.

Страновой риск: высокий уровень риска

Правительство страны по-прежнему демонстрирует относительно сильные показатели баланса благодаря профицитам бюджета в последние несколько лет, которые позволили Национальному фонду Республики Казахстан (НФРК) аккумулировать значительные денежные средства. По нашему мнению, негативное влияние на уровень рейтингов Казахстана по-прежнему оказывает потенциально низкая предсказуемость будущих политических решений вследствие высокой централизации политических процессов, лишь умеренный уровень благосостояния и сохранение проблем, препятствующих доверию к монетарной политике, несмотря на переход к режиму «плавающего» курса национальной валюты.

С нашей точки зрения, тенденции развития экономики Казахстана негативно влияют на операционную среду в секторе страхования иного, чем страхование жизни, которая остается неблагоприятной. Ситуация в банковском секторе негативно сказывается на показателях качества активов страховых компаний, поскольку почти 35% инвестиционных активов казахстанских страховщиков составляют денежные средства, размещенные в казахстанских банках. Вместе с тем мы отмечаем, что, несмотря на снижение процентных ставок, средняя доходность инвестиций в Казахстане значительно выше (около 9% в 2017 г.), чем в развитых странах, и это позитивное влияет на прибыль казахстанских страховых компаний. На наш взгляд, сектор страхования продемонстрировал более высокую устойчивость к неблагоприятной экономической ситуации, чем банковский сектор, что отчасти обусловлено характером страхового бизнеса и низким уровнем проникновения услуг страхования в Казахстане.

Отраслевой риск: средний уровень риска

Наша оценка отраслевого риска казахстанского сектора страхования иного, чем страхование жизни, сопоставима с аналогичной оценкой для некоторых стран Ближнего Востока (в частности, Бахрейна) и Восточной Европы (например, Польши). По нашему мнению, благоприятное влияние на уровень прибыльности страховых компаний оказывают высокие результаты страховой деятельности, в частности средневзвешенный показатель рентабельности капитала (return on equity — ROE) за последние пять лет на уровне 20,9% и комбинированный коэффициент-нетто на уровне 95%. Мы прогнозируем лишь умеренные перспективы роста на рынке в ближайшие два года, которые могут быть обусловлены тенденциями развития экономики и мерами регулирования страхового сектора, предусматривающими, например, введение онлайн-страхования в некоторых направлениях бизнеса. Кроме того, обсуждается возможность введения индексного страхования в сельском хозяйстве. Дальнейшие инициативы регулирующего органа направлены на повышение доступности и привлекательности страховых продуктов для клиентов.

Оценка риска, связанного со страховыми продуктами, отражает главным образом риск наступления стихийных бедствий, преимущественно землетрясений или засухи. Барьеры для входа на рынок обусловливают небольшое число новых участников рынка, а также возможную дальнейшую консолидацию рынка в связи с более строгими механизмами контроля, внедряемыми регулирующим органом. По нашему мнению, система регулирования страхового рынка в Казахстане развита лучше, чем в некоторых других странах СНГ, однако она по-прежнему менее эффективна в сравнении с регулированием более развитых западных страховых рынков. Постепенное повышение качества регулирования в последнее десятилетие частично было связано с ответными мерами на появление ряда мошеннических схем на страховом рынке и устранением недостатков системы управления, что привело к отзыву лицензий некоторых страховых компаний в 2000-х гг. По нашему мнению, этот процесс продолжается, при этом регулирующий орган контролирует ситуацию на страховом рынке и в случае необходимости приостанавливает действие лицензий страховых компаний, как в 2017-2018 гг., когда были приостановлены лицензии нескольких страховых компаний в определенных направлениях бизнеса и на определенный срок.

Нейтральные факторы

• Мы по-прежнему отмечаем волатильность темпов роста в казахстанском секторе страхования иного, чем страхование жизни, за последние пять лет. На фоне неблагоприятных перспектив экономического роста в Казахстане рынок страхования в целом продемонстрировал снижение объемов страховой премии-брутто на 4% в реальном выражении в 2017 г. в сравнении с ростом на 9% в 2016 г. Это замедление было обусловлено главным образом снижением темпов роста в секторе страхования иного, чем страхование жизни, на 6% в реальном выражении в 2017 г. по сравнению с сохраняющимся значительным ростом в сегменте страхования жизни – на 11%. Мы отмечаем, что волатильность в сегменте страхования иного, чем страхование жизни, обусловлена деятельностью нескольких страховых компаний, в частности, компаний, занимающихся страхованием финансовых рисков для аффилированных банковских групп, которые могут демонстрировать довольно волатильные показатели в разные годы в зависимости от стратегии банковских групп, предусматривающей рост кредитных портфелей и последующие потребности в страховании рисков, сопряженных с этим ростом. В 2017 г. мы отмечали снижение страховой премии в этом направлении страхования примерно на 13 млрд тенге, или на 74%, по сравнению с ростом, который был продемонстрирован годом ранее. Без учета страхования финансовых рисков рост рынка составил 6% в номинальном выражении, а снижение — всего 1,5% в реальном выражении. Мы по-прежнему прогнозируем волатильность темпов роста в секторе, преимущественно в связи с показателями компаний, занимающихся страхованием финансовых рисков. На наш взгляд, страховой сектор продемонстрирует ограниченный рост в реальном выражении в 2018 г. Мы считаем, что увеличение объемов страховой премии будет обусловлено ростом в корпоративном сегменте, ожидаемым увеличением объема продаж автомобилей в 2018 г. и ежегодным повышением минимального тарифа на обязательное страхование автогражданской ответственности.

• Казахстан расположен в регионе, где подверженность рискам наступления природных катастроф (таких, как землетрясения или засуха) довольно высока. Существующие страховые модели для катастрофических событий в Казахстане не развиты и требуют дополнительного прогнозирования и анализа, что повышает значимость адекватной оценки кумуляции рисков. Землетрясение значительной магнитуды может оказать крайне негативное влияние на финансовое положение страховых компаний, так как у большинства компаний отсутствует адекватное покрытие катастрофических рисков. Вместе с тем, насколько мы понимаем, в связи с низким уровнем проникновения страховых услуг в Казахстане (около 0,6% ВВП в 2017 г.) экономические убытки в случае землетрясения будут более значительными, чем страховые убытки.

• По нашему мнению, страховой рынок Казахстана характеризуется довольно высоким уровнем концентрации: 25 компаний занимаются страхованием иным, чем страхование жизни, семь компаний — страхованием жизни. Мы отмечаем, что в 2017 г. на долю пяти крупнейших страховщиков в сегменте страхования иного, чем страхование жизни, приходилось 58% совокупной страховой премии-нетто, и их доля может постепенно расти вследствие ожидаемой консолидации рынка. По нашему мнению, небольшие компании, вероятнее всего, будут объединяться с крупными страховщиками в связи с возможным повышением требований к капиталу для сектора страхования в среднесрочной перспективе и давлением со стороны высоких расходов на агентскую сеть, в том числе высокого комиссионного вознаграждения страховых агентов. Консолидация страховых компаний продолжается: страховые компании, входящие в состав крупных банковских групп, находятся в процессе объединения (например, АО «Казахинстрах» и АО «Страховая компания “Казкоммерц-Полис”»). Мы не ожидаем, что иностранные страховые компании пересмотрят свои стратегии и возобновят свою деятельность в Казахстане, несмотря на то, что директива ВТО для Казахстана предусматривает доступ филиалов иностранных компаний на казахстанский страховой рынок. Это связано с тем, что доминирующее положение на рынке Казахстана занимают несколько казахстанских страховых компаний, а также с относительно небольшими размерами рынка, на котором преобладают простые страховые продукты. Мы также отмечаем, что страховые компании, входящие в состав банковских групп, генерируют около 25% страховой премии-брутто на рынке страхования иного, чем страхование жизни.

• Сеть продаж играет важную роль в успешном проникновении страховых услуг на рынок Казахстана, поскольку фирменные страховые агенты оказывают значительное влияние на рынок. По нашим оценкам, страховые агенты по-прежнему получают значительное в сравнении с регулятивным минимумом комиссионное вознаграждение, что также оказывает влияние на показатели страховых компаний. Вместе с тем мы ожидаем, что в среднесрочной перспективе страховые компании сосредоточат внимание на минимизации расходов, в том числе за счет снижения комиссионных выплат. Кроме того, в 2018 г. мы прогнозируем вероятное развитие продаж страховых продуктов через интернет, особенно в сегменте автострахования, что может позитивно повлиять на показатели страховых компаний начиная с 2019 г. Законопроект, регулирующий онлайн-страхование, пока находится на стадии обсуждения. На наш взгляд, крупные компании с соответствующими масштабами бизнеса будут быстрее вводить новые цифровые продукты, чем небольшие страховые компании. Вместе с тем мы не прогнозируем полный отказ от услуг страховых агентов после введения онлайн-страхования в связи с необходимостью их работы в отдаленных регионах, где доступ в интернет распространен в меньшей степени.

Позитивные факторы

• Мы позитивно оцениваем показатели прибыльности сектора страхования иного, чем страхование жизни: в 2017 г. комбинированный коэффициент-нетто составил около 97%, показатель ROE — почти 13%. Мы отмечаем, что показатели страховой деятельности казахстанского рынка страхования лучше результатов российского страхового сектора и оказывают позитивное влияние на итоговые результаты казахстанских страховщиков. В то же время результаты страховой деятельности в 2017 г. оказались хуже показателей прошлых лет в связи с увеличением резервов убытков и ростом аквизиционных расходов для компаний, занимающихся страхованием иным, чем страхование жизни. По нашим прогнозам, позитивное влияние на комбинированный коэффициент-нетто будет оказывать средний коэффициент убыточности, который составит около 45-50%. Мы не ожидаем, что коэффициент расходов существенно улучшится относительно текущего уровня (48%) в связи с по-прежнему значительными комиссионными выплатами страховым агентам и тем фактом, что онлайн-страхование пока не внедрено в полном объеме. Комбинированный коэффициент-нетто, вероятнее всего, останется на уровне ниже 100% в 2018-2019 гг. при условии отсутствия крупных страховых выплат и снижения волатильности курса тенге относительно доллара США, что может оказать кратковременное позитивное влияние на результаты инвестиционной деятельности, но обусловить повышение волатильности показателей страховых компаний, как это было в 2015-2016 гг.