29
Пт, март

Как криминалисты помогают разоблачать страховых мошенников в автостраховании.

Омский криминалист Алексей АЛГАЗИН, директор омского ООО «Бюро судебных экспертиз», кандидат юридических наук помог разоблачить волгоградских страховых мошенников, он  был приглашен ГУВД Волгоградской области в качестве консультанта-криминалиста по расследованию серии случаев страхового мошенничества в регионе.

В результате совместной работы омского консультанта со страховщиками, сотрудниками ОБЭП и Следственного комитета по Волгоградской области было разоблачено несколько организованных преступных групп страховых мошенников, действовавших в регионе в течение нескольких лет.

О том, как была выявлена преступная деятельность мошенников, рассказывает Алексей АЛГАЗИН.

— Как получилось, что Вы участвовали в расследовании в качестве стороннего специалиста?

— Практика приглашения консультантов-криминалистов для расследования преступлений и противоправных действий, в том числе расследуемых подразделениями полиции и ФБР, давно распространена за рубежом. В России подобный опыт есть у банков и страховых компаний, так уже 15 лет я, как автор методики противодействия мошенничеству, консультирую ведущие страховые компании и банки России по расследованию случаев хищений и мошенничеств.

В этот раз инициатором приглашения меня в качестве стороннего консультанта-криминалиста выступило ГУВД Волгоградской области совместно с компанией «Росгосстрах». Причиной такого нестандартного решения стала лавина мошеннических страховых исков, поданных в суды Волгограда.

— Расскажите о специфике мошенничеств в Волгограде.

— Дело в том, что Волгоградские мошенники изобрели новый способ обмана страховых компаний с помощью ОСАГО по системе европротокол. Правила евро-протокола позволяют участникам ДТП, при ущербе до 50 тысяч рублей, оформлять аварии самостоятельно, без вызова ГИБДД, этим и пользовались мошенники. При этом размах деятельности ОПГ мошенников был поистине колоссальным. Так, самую многочисленную преступную группу страховых мошенников возглавляли два депутата Волгограда. Для реализации преступных планов мошенниками было создано несколько фирм: юридическая фирма, оценочная фирма и служба аварийных комиссаров.

Роли участников группы были четко разделены: одни мошенники находили клиентов (собственников автомобилей) и предлагали у них купить данные об авто и собственнике (цена информации варьировалась от 1 до 3 тысяч рублей), оценщики «рисовали» повреждения на автомобилях путем монтажа фотографий с изображением схожих поврежденных авто, юристы оформляли договоры цессии (перехода права требования) на юридическую фирму и подавали иски в суды Волгограда. При этом ущерба в 50 тысяч рублей в иске увеличивался на 50% (штраф по ФЗ «О защите прав потребителей), а также плюсовались расходы на оценку и юристов, в итоге цена иска могла достигать 100 – 120 тысяч рублей за одно ДТП.

Интересен способ, как мошенники обходили обязанность предъявить страховой компании поврежденный автомобиль для осмотра – они вместо уведомления об осмотре отправляли страховщикам по почте заказные письма с пустыми конвертами. При этом у мошенников на руках оставались документы об отправке и почтовое уведомление о получении письма страховой компанией. Судьи Волгограда, получив полный комплект документов, необходимых по данным спорам, выносили решения о взыскании денег со страховых компаний. Так, дошло до того, что в день суды рассматривали более 50 таких сфабрикованных исков.

— Как выявили мошенников?

— Первыми тревогу забили сотрудники службы безопасности «Росгосстраха», когда количество исков в Волгоградском филиале превысило показатели по стране. В регион был командирован сотрудник департамента безопасности для проведения рабочих встреч с руководством оперативных и следственных органов региона.

Для того, чтобы научить выявлять, доказывать и правильно квалифицировать действия мошенников пригласили меня в качестве консультанта. На специально организованном семинаре-совещании до сотрудников УР, ОБЭП и следственного комитета Волгограда я консультировал сотрудников ОВД по схемах и способам мошенничества, тактике выявления и доказывания отдельных этапов мошенничества, тактике проведения следственных действий по этой категории дел.

— Как были реализованы результаты вашей консультативной помощи?

— Буквально через два дня после проведенной встречи сотрудниками оперативных и следственных подразделений Волгограда были произведены задержания и аресты активных участников нескольких ОПГ, в ходе обысков были изъяты деньги, банковские карты, телефоны, компьютерная техника, бланки документов, автомобили и самое главное – черновая бухгалтерия, где велись расчеты со всеми участниками группы. Например, в кабинете депутата (одного из организаторов преступной группы) была обнаружена тетрадь, где аккуратно отмечались даты инсценированных ДТП, суммы, которые полагались соучастникам и росписи в их получении. Надо признаться, что денежный оборот ОПГ был соизмерим с финансовой деятельности среднего банка, каждый член преступной группы получал несколько раз в неделю от 300 до 500 тысяч рублей.

Примечательно, что юридическая фирма мошенников, где был налажен эффективный конвейер подачи мошеннических исков, несколько лет находилась напротив здания следственного комитета по Волгоградской области.

Сегодня участники ОПГ страховых мошенников Волгограда арестованы, материалы уголовных дел передаются в суд, предотвращен ущерб на сотни миллионов рублей. Подробности расследования деятельности волгоградских аферистов стали темой сюжета новостей на Первом канале и документального фильма «Аварии призраки» на канале «Россия 24».

Считаю, что деятельность страховых мошенников Волгограда имеет все шансы войти в историю российской криминалистики, как новый вид мошенничества, основанный на несовершенстве законодательной и судебной системы.