25
Чт, апр

Цифровые технологии и страхование

Технологии влияют на цепочку создания страховой стоимости

Цифровые технологии приводят к изменениям в страховой отрасли прежде всего благодаря рас­ширению возможностей сбора данных и аналитики. Big Data, искусственный интеллект (AD/когнитивные вычисления, предсказательное моделирование, носи­мые устройства, телематика и Интернет вещей (IoT) оказывают влияние на всю цепочку страховой стои­мости (см. рис. 1).

Оцифровка помогает в разработке и ценообразо­вании новых и существующих страховых продуктов. Растущее распространение новых данных о страхо­вателях, собранных с помощью датчиков и интел­лектуальных устройств, позволяет более грамотно проводить андеррайтинг отдельных рисков. Интеллек­туальная аналитика, интеллектуальное моделирование и подключённые устройства телематики позволяют страховщикам создавать продукты и устанавливать

премии, основанные на том, как страхователи фак­тически ведут себя, а не используя общие, такие как возраст, семейное положение и пол, для оценки риска. По мере выявления новых опасностей в режиме реаль­ного времени страховщики могут развивать свои базы данных, чтобы лучше управлять критериями приемле­мости, процессом андеррайтинга и тарифом.

Каналы продаж реагируют на изменения потреби­тельских предпочтений. Сравнительные веб-сайты, которые существуют в течение довольно длительно­го времени, предоставляют потребителям больше информации о продуктах и стоимости, особенно для более стандартизированных продуктов, таких как страхование авто и путешествий. Они часто покупают продукт напрямую без участия агента или брокера. Современные потребители более самостоятельны в своих страховых решениях и хотят взаимодействовать по различным каналам при исследовании и покупке страховки.

Опросы показывают, что потребители часто про­должают ценить личное взаимодействие и экспертные консультации агентов и брокеров, особенно когда речь идёт о комплексном страховании коммерческих, финан­совых рисков и рисков жизни и здоровья. И во многих странах традиционные посредники по-прежнему являются доминирующим каналом, через который продаются страховые полисы. В этих областях техноло­гии применяются для повышения работоспособности и эффективности агентов и брокеров. Тем не менее многие люди хотят беспрепятственного покупать в любое время и в любом месте, будь то в Интернете, по телефону или в магазине, или в офисе агента. С этой целью развитие роботов-консультантов, кото­рые используют искусственный интеллект для про­ведения автоматизированных консультаций и реко­мендаций, могло бы способствовать дальнейшему проникновению электронной коммерции в страхова­ние, а также снизить операционные расходы.

Управление страховыми полисами и претензия­ми также становится более эффективным, поскольку машинное обучение и распознавание образов исполь­зуется для анализа рукописных и неструктурированных документов с целью ускорения и обнаружения ложных претензий. Страховщики также экспериментируют с технологией Blockchain (цифровыми распределённы­ми регистрами, которые являются криптографически безопасными) для улучшения эффективности про­цессов внутри и между компаниями, в частности по контрактам по управлению претензиями или перестра­хованию. В этом случае Blockchain предоставляет пре­имущества более быстрой связи между контрагентами и потенциал для снижения затрат по мошенничеству или расходам по урегулированию убытков, что в итоге помогает снизить общие расходы страховщиков.

Экосистема страхования изменяется

Воздействие оцифровки выходит за рамки самой цепочки страховой стоимости и распространяется непосредственно на всю бизнес-экосистему, в ко­торой работают страховщики (см. рис. 2). Границы отрасли становятся размытыми, поскольку фирмы в нескольких секторах создают цифровые платформы, которые могут подключаться к различным рынкам, узлам цепочки поставок и финансовым сетям. Ком­пании, не являющиеся страховщиками, такие как автопроизводители и телекоммуникационные ком­пании, также получают доступ к данным о клиентах, а возможности цифровой аналитики могут повысить ценность их предложения клиентам. С лёгкостью межсетевого взаимодействия в Интернете мир бы­стрее движется к платформам «общей экономики» и «равный - равному» (P2P). В случае страхования эти платформы позволяют физическим лицам в рамках социальной сети объединять страховые взносы и подписывать риски друг друга.

Определение InsurTech

Для InsurTech нет принятого отраслевого определения. Некоторые комментаторы ис­пользуют этот термин для обозначения приме­нения технологий для предоставления более эффективных решений с точки зрения затрат и лучшего пользовательского опыта в области страхования независимо от того, насколько молодая или опытная компания разрабатыва­ет решение. В этой статье используется более узкое определение, в соответствии с которым InsurTech относится к технологичным компани­ям, которые:

(1) находятся на ранних стадиях своего бизнеса;
(2) развёртывают конкретные технологиче­ские инновации в рамках цепочки страховой стоимости; и
(3) используют различные формы финансиро­вания, включая, но не ограничиваясь, венчурным капиталом.

Некоторые из технологий, используемых стар- тапами InsurTech, не особенно новы (например, телематика), но сочетание технического прогрес­са, который облегчает работу Big Data и интеллек­туальной аналитики, а также широкое использова­ние цифровых устройств с поддержкой Интернета, влияет на то, как страховка разрабатывается, тари- фициуется и продаётся, а также как страховщики взаимодействуют со своими клиентами. Кроме того, некоторые технологические стартапы могут работать в нескольких традиционных отраслях промышленности, хотя понятие InsurTech обычно применяется, когда страхование является одной из ключевых областей деятельности.

Новые технологичные стартапы, часто коллективно называемые InsurTech (см. «Определение InsurTech»), быстро входят в страховую отрасль. Они стремятся использовать новые технологии, пользовательские интерфейсы, бизнес-процессы и/или бизнес-модели для предоставления определённых услуг, обычно предо­ставляемых страховщиками и/или традиционными по­средниками. Только в 2016 году количество инвестиций в стартапы InsurTech выросло на 40 % - до 174 сде­лок, что усилило ускоряющую тенденцию последних лет (см. рисунок3). Совокупный объём венчурного финансирования InsurTech также увеличился, хотя он упал в 2016 году, на что повлияли две очень крупных сделки («Zhong An» и «Zenefits») в предыдущем году.

Наряду с высокотехнологичными стартапами тех­нологические гиганты, такие как «Google», «Facebook», «Alibaba» и «Tencent», имеют интерес в страховании. До сих пор их интерес ограничивался использова­нием их сильных логистических сетей для продажи определённого страхования, связанного с электрон­ной торговлей, или продажи стандартных страховых продуктов от традиционных поставщиков. Например, «Amazon» сотрудничает со страховщиком для предо­ставления дополнительного покрытия от случайного или вызванного изготовителем ущерба для электрон­ных товаров, продаваемых через его веб-сайт.

В более широком смысле технологии приводят к переменам в ландшафте рисков и появлению механиз­мов, доступных для фирм и отдельных лиц для целей мониторинга и управления их воздействием.Рас­пространение цифровой связи и, как следствие, рост взаимодействия на уровне «машина-машина» позво­ляют интеллектуальным машинам выполнять все виды ранее неавтоматизируемых задач. Последним при­мером является прогресс, достигнутый в отношении полностью самостоятельных автомобилей (см. «Авто­мобиль без водителя»). Но Интернет вещей и носимые устройства объединяются с искусственным интеллек­том, чтобы уменьшить несчастные случаи и травмы по целому ряду рисков. В результате роль страховщиков меняется от той, которая связана исключительно с компенсацией убытков, к более широкому консульта­ционному обслуживанию страхователей, информируя их о том, как предотвращать, смягчать и управлять их рисками. Это будет иметь последствия для бизнес-мо­делей страховщиков, их взаимодействия со своими клиентами и характера продуктов и услуг, которые они предлагают.

Во времена быстрых технологических изменений рыночное мнение часто имеет тенденцию к прибли­жению будущей перспективы в настоящее, а также формированию мнения о том, что действующие фирмы будут полностью вытеснены новоиспечённы­ми высокотехнологичными игроками. Фактически и исторически большинство инноваций в страховании, как правило, происходило постепенно, формируя по­степенные изменения в поведении клиентов, способ­ности к поглощению рисков и, что важно, норматив­ную среду, в которой действуют страховщики. Поэтому ключевой вопрос заключается в том, будет ли последняя волна технологий ускорять радикаль­ные инновации как с точки зрения выхода из тех­нических границ страхования, так и сразу же смены конкурентного ландшафта в отрасли.


В этой статье более подробно рассматривается влияние технологий на страхование, в частности на роль стартапов InsurTech в преобразовании сектора. Она рассматривает, как действующие страховщики реагируют на меняющуюся динамику отрасли, чтобы обеспечить свою актуальность и эффективно конку­рировать в новом цифровом мире.

Автомобиль без водителя

Концепция автономных транспортных средств существует уже несколько десятилетий, хотя прогресс оказался медленнее, чем ожидалось. В 1939 году «General Motors» предсказал, что к 1960-м годам будут доступны автомобили без водителя, однако автомобили с ручным управ­лением всё ещё доминируют на дорогах. Тем не менее последние достижения в области су­перкомпьютеров и сетевых технологий, таких как телематика, синхронизация местоположения на карте (SLAM), беспроводная связь и автоматиче­ское обеспечение соблюдения правил дорожно­го движения, объединяются, чтобы способство­вать развитию действительно самодвижущихся автомобилей.

Появление автономных автомобилей будет иметь важные последствия для страхования. Очевидно, что ключевое требование состоит в том, что, устраняя вероятность человеческой ошибки, автономные автомобили уменьшают частоту несчастных случаев. Это особенно важ­но, если полностью самодвижущиеся транс­портные средства способствуют более широ­кому обмену автомобилям и более широкому использованию автономных такси по требова­нию с последующим уменьшением владения автомобилями, управлению дорожным движе­нием и перегрузками. Кроме того, интеллек­туальная аналитика в сочетании с машинным обучением и удалённым сбором данных может предоставить возможность калькулировать и оценивать затраты на ремонт повреждений транспортного средства, что приведёт к сокра­щению срока рассмотрения претензий и сроков платежей.

Рыночная структура отрасли также может быть подвержена изменениям. По мере совме­стного использования поездок, совместного использования автомобилей и автономных транспортных средств существует потенциал для менее индивидуального владения автомобиля­ми и увеличения доли рынка для коммерческих автомобилей. В то же время автоматическое во­ждение меняет связанные риски с теми, которые связаны с человеческой ошибкой, на те, кото­рые связаны с механическим или компьютер­ным сбоем. Это означает, что ответственность за любые возникающие убытки (и, следовательно, те стороны, которые будут пользоваться страхо­ванием) будет всё больше смещаться к произ­водителю/разработчику оборудования, а не к пользователю.

Однако по ряду причин такие значительные изменения в страховании, вероятно, будут про­исходить только постепенно и со временем. Во-первых, в глобальном масштабе использова­ние обычных транспортных средств будет про­должать расти в обозримом будущем в основ­ном благодаря росту на развивающихся рынках. Во-вторых, самоходные автомобили, вероятно, будут полны дорогостоящего оборудования, которое может увеличить среднюю стоимость претензий, даже если число несчастных случаев упадёт. В этом случае, несмотря на то, что частота несчастных случаев может снизиться благодаря большей автоматизации, что нельзя сказать о тяжести убытков. В-третьих, потребуется неко­торое время, прежде чем автоматизированные транспортные средства будут полностью приняты и станут обычным делом, учитывая типичный медленный оборот существующего парка авто­мобилей. Нерешительность среди потребителей с переключением на автономные транспортные средства также будет замедлять их внедрение. Наконец, автострахование - это больше, чем просто дорожно-транспортные происшествия, поскольку оно также покрывает ущерб от кражи или естественной катастрофы.

 

Читать далее...

 

 

Galushin 1Как проходит передача информационной системы РСА в НСИС? Успеют ли страховщики адаптироваться к предстоящим нововведениям? Как будет осуществляться взаимодействие между НСИС и страховщиками в новых условиях? На эти вопросы портала «Страхование сегодня» ответил Николай Галушин, генеральный директор АО «Национальная страховая информационная система» (НСИС).

Kerimbayev AzamatПо итогам 2023 года рынок страхования в Казахстане показывает активный рост. По данным специалистов Аналитического центра АФК (Ассоциации финансистов Казахстана), совокупные страховые выплаты за 2023 год выросли на 38,5%, количество получателей — на 21,4%. Специалисты ждут в 2024 году роста рынка в связи с двумя ключевыми факторами - разработкой новых продуктов и дальнейшей цифровизацией отрасли.