29
Пт, март

Жанат КУРМАНОВ: Первая и самая важная задача национального страхового рынка - повышение его конкурентоспособности

Регулятор казахстанского страхового рынка после обсуждения с профессио­нальными участниками определил при­оритетные направления развития и мо­дернизации страхования на следуюшие несколько лет. О том, какие изменения ждут страховой рынок, в своём интервью корреспонденту журнала рассказал Жанат КУРМАНОВ, директор департамента страхового над­зора Национального Банка Республики Казахстан.

 От обязательных - к вменённым

- Жанат Бостанович, с чем связано желание финансового регулятора оптимизировать обя­зательные виды страхования?

- Обязательные виды страхо­вания играют большую роль в тех странах, где международные прак­тики и страховые продукты только- только развиваются и обязательные виды дают толчок развитию рынка в целом. С учётом того, что на разви­вающихся рынках страховая грамот­ность, страховая культура также требуют развития, необходимо, чтобы население и бизнес привыкли к страхованию как к надёжному ин­струменту полноценной защиты сво­их интересов. При этом обязатель­ные виды страхования, как правило, вводятся по наиболее массовым, со­циально и экономически значимым направлениям, где необходимость присутствия страхования важна для населения и для бизнеса.

В своё время, когда у нас толь­ко разрабатывался базовый За­кон «О страховой деятельности», готовились соответствующие статьи в Гражданский кодекс Республики Казахстан, вводилось льготное налогообложение для страховых организаций в Нало­говом кодексе Республики Казах­стан, а это был период начала двухтысячных годов и единствен­ным действующим видом обя­зательного страхования было обязательное страхование граж­данско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОС ГПО ВТС), которое регулиро­валось Постановлением Прави­тельства. Самостоятельного зако­на по обязательному страхованию ещё не было. Участники страхового рынка в процессе страхования допускали множество нарушений интересов страхователей. Законо­мерно встал вопрос о том, чтобы ввести обязательные виды страхо­вания должным образом на уровне законодательных актов.

С этой целью с учётом анализа международного опыта был сфор­мирован оптимальный перечень обязательных видов страхования как по общему страхованию, так и по страхованию жизни, поэтапное внедрение которых способствовало становлению и развитию страховой индустрии в Казахстане. В настоя­щее время по итогам прошедших десяти-пятнадцати лет можно констатировать, что некоторые виды обязательного страхования состоялись и успешно функцио­нируют, в частности обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транс­портных средств, который эффек­тивно развивается в Казахстане.

К сожалению, по другим видам обязательного страхования есть проблемы, связанные с тем, что экономика и механизмы функцио­нирования этих видов обязатель­ного страхования не были до конца проанализированы и отрегулиро­ваны. В результате потребовалось внесение существенных изменений в законы по обязательному страхо­ванию гражданско-правовой ответ­ственности и работодателя перед работником, и туроператоров и турагентов. Но в целом можно ска­зать, что работа по этим и другим видам обязательного страхования ещё не доведена до конца. Напри­мер по обязательному страхованию гражданско-правовой ответствен­ности туроператора и турагента страховые компании осуществили выплат больше, чем собрали пре­мий, и большинство страховщиков стали сдавать лицензии по этому виду страхования. Из семнадцати страховых компаний, имевших такую лицензию на начало 2015 го­да, в настоящее время осталось лишь шесть. Проблема страхования профессиональной ответственности субъектов туристического рынка оста­ётся и требует адекватного решения в целях защиты непосредственных интересов казахстанских туристов.

Другая часть обязательных ви­дов страхования практически не работает: это страхование граж­данско-правовой ответственности частных нотариусов, аудиторских организаций, и этот вопрос также требует своего решения. Нацио­нальный Банк внимательно ана­лизирует состояние действующих видов обязательного страхования и с учётом того, что разработчика­ми соответствующих отраслевых законов являются министерства, Национальный Банк совместно с Правительством будет проводить активную работу по улучшению механизмов страховой защиты в этих отраслях экономики. Напри­мер серьёзного пересмотра требует закон об обязательном страхо­вании в растениеводстве с целью организации эффективной системы управления сельскохозяйственны­ми рисками.

Сложившиеся механизмы стра­хования и осуществления страхо­вых выплат не вполне прозрачны, создают заинтересованность со стороны фермеров в росте пока­зателей убыточности и фактически дестимулируют деятельность эф­фективных сельхозпроизводите­лей. С учётом этого Министерство сельского хозяйства планирует пересмотреть концепцию и ус­ловия обязательного страхова­ния в рамках стратегии развития агропромышленного комплекса страны. Проблемы совместно обсуждаются Правительством и Национальным Банком, готовятся соответствующие предложения и актуарные расчёты специалистами Всемирного банка.

- Что Национальный Банк предлагает в плане оптимизации обязательных видов страхования?

- Мы предлагаем, во-первых, определить критерии, характери­зующие обязательные виды стра­хования, с возможным закрепле­нием их в Гражданском кодексе. Обязательное страхование должно отвечать определённым крите­риям, таким как: случайность, массовость, отсутствие концентра­ции рисков, возможность андер­райтинга рисков и оценки убыт­ков, социальная и экономическая значимость. Время от времени поступают предложения допол­нительно ввести тот или иной вид обязательного страхования. Если оценить предложения по пере­численным критериям, то понятно, что многие предложения не под­падают под критерии и такие виды страхования не могут быть отнесе­ны к обязательным.

Во-вторых, помимо обязатель­ного и добровольного страхования в мировой практике существует так называемое вменённое страхова­ние. Этот институт не имеет в Казах­стане законодательной основы, тем не менее значение и перспективы такого страхования - большие. Вменённое страхование позволяет страховщику применять адекват­ный андеррайтинг и устанавливать адекватные рискам тарифы. Эти экономические механизмы управ­ления рисками обязательно долж­ны применяться страховщиком, и только после них страховщик должен принимать риски и нести ответственность. Вменённое стра­хование даст страховым компаниям возможность перейти к рыночному тарифообразованию в тех видах, которые определит законодатель­ство, чтобы обеспечить его эффек­тивность и не оставлять отраслевой бизнес без страховой защиты. В нас­тоящее время Национальный Банк работает над законопроектом, который ориентировочно должен быть принят в 2017 году, одним из вопросов которого как раз является введение института вменённого страхования в Казахстане. Мы зак­ладываем основные нормы в Граж­данский кодекс, в Закон «О стра­ховой деятельности» в отношении вменённого страхования.

- Какие виды страхования могут перейти в статус вменён­ных видов?

- В качестве первых претен­дентов на вменённое страхование выступают страхование граждан­ско-правовой ответственности частных нотариусов и аудиторов. Есть и другие виды страхования, которые могут быть переведены на уровень вменённого страхования: страхование гражданско-правовой ответственности таможенных бро­керов, страховых брокеров,судеб­ных исполнителей. На наш взгляд, нет необходимости оставлять их в качестве обязательных видов, а лучше передать в рыночную сре­ду, когда условия страхования будут определяться соглашением сторон. Если Правительство и страховой рынок поддержат эти предложения, мы предусмотрим соответствующие нормы в законопроекте.

Чтобы институт вменённого страхования сложился, требуется время. На пустом месте ничего не заработает, надо готовить почву. Должна развиться культура вме­нённого страхования, страховые продукты, страховой рынок и биз­нес должны оценить возможности такого страхования. Обязательно следует законодательно опреде­лить минимальные требования для вменённого страхования,а имен­но: описать страховые риски, опре­делить пределы ответственности страховой компании, а также про­писать базовые типовые условия для осуществления вменённого страхования. Это позволит создать условия, на основе которых вме­нённое страхование начнёт функ­ционировать.

Хочу сделать акцент на то, что вменённые виды страхования, как правило, вводят для профессио­нальных участников, которые хотят получить доступ на определён­ный рынок, допустим для частных нотариусов или аудиторов, для которых одним из необходимых условий получения разрешения на осуществление своей деятельности является страхование своей граж­данско-правовой ответственности. Неправильно переводить в кате­горию вменённого страхования, допустим, ОС ГПО ВТС, поскольку сложно вменить покупать такую страховку населению или бизнесу. Широкий круг третьих лиц, кото­рые могут пострадать на дорогах от действий автовладельца, должны быть уверены, что их имуществен­ные права защищены обязатель­ным страхованием, поэтому его условия и тарифы должны быть законодательно стандартизирова­ны и доступны.

- Уже давно идёт разговор, чтобы сделать вменёнными видами обязательное страхо­вание гражданско-правовой ответственности туроператоров и турагентов, а также сельхоз- страхование...

- Страхование гражданско- правовой ответственности туро­ператоров и турагентов вместе со страхованием в растениеводстве планируется оставить обязательны­ми видами страхования - это пози­ция соответствующих министерств. Оба вида страхования подпадают под критерии обязательности стра­хования: массовость, социальная и экономическая значимость, распре­деление рисков, возможность про­ведения их андеррайтинга. К тому же потребителями туристических услуг являются широкие слои на­селения, интересы которых должны быть безусловно защищены.

Курс на прозрачность и эффективность перестрахования

- Одно из направлений, на­стоятельно требующее модер­низации, - это перестрахование. Статистика показывает его недо­статочную эффективность: пре­мии, переданные на перестра­хование нерезидентам, в разы превышают возмещение от нерезидентов, например за 2015 год зарубежным перестра­ховщикам отдали 75 миллиар­дов тенге, а получили всего 6 мил­лиардов возмещений. Какие меры планирует регулятор, чтобы повысить эффективность внешнего перестрахования, а также усилить потенциал вну­треннего перестрахования?

- В начале двухтысячных годов, когда страховая индустрия была недостаточно капитализирова­на и не могла принимать на себя крупные риски, страховые премии в больших объёмах - на уровне 60-70 % передавались на перестра­хование за пределы Казахстана.

За последние годы страховой рынок вырос и совокупные премии, пере­даваемые на перестрахование зарубежным перестраховщикам, сократились до 35-30 %.

Тем не менее нельзя говорить, что потенциал на­шего страхового рынка в перестраховании задейство­ван полностью. Во-первых, должен возрасти уровень капитализации страховых организаций для того, чтобы они могли принимать на себя больше рисков и больше зарабатывать. Если состояние капитализации останется на прежнем уровне, наш национальный рынок стра­хования не получит должного развития как важный сектор экономики, а казахстанские страховые компа­нии будет неконкурентоспособны по сравнению с ино­странными игроками в случае открытия нашего рынка в рамках Всемирной торговой организации.

Здесь ключевая задача - обеспечить конкуренто­способность национального страхового рынка. И од­ним из важных направлений является продолжение работы по повышению уровня капитализации страхо­вых компаний, отвечающего международным стандар­там Solvency II. Содержание стандартов заключается в том, что если страховые компании принимают на себя любые риски - валютные, инвестиционные, операци­онные, риски страхования, они должны быть адек­ватно обеспечены капиталом. В этом отношении при переходе к Solvency II требования к капиталу страховых компаний, конечно же, будут возрастать.

На этапе создания страховой индустрии, как вы помните, был следующий подход к росту капитали­зации страховых компаний - устанавливалась некая шкала с поэтапным поднятием величины капитала. В рамках Solvency II регулятору нет необходимости определять абсолютные значения собственного капи­тала страховых компаний. При реализации Solvency II будут меняться пруденциальные нормативы и страховая компания станет сама управлять собственными риска­ми: принимая повышенные страховые риски, соот­ветственно увеличивать и капитал. Ожидаемым шагом страховых компаний будет рост их капитализации.

Во-вторых, возвращаясь к теме результативности перестрахования, отмечу, что наши компании не всегда эффективно управляют страховыми рисками. Излишки риска в обязательном порядке следует передать пере­страховщику, причём - надёжному перестраховщику, чтобы обеспечить финансовую устойчивость страховой компании и обезопасить её клиента. Однако те риски, которые страховая компания может принять на себя, должны оставаться на её ответственности либо раз­мещаться внутри Казахстана. Поэтому требования к внешнему перестрахованию будут повышаться, с тем чтобы риски эффективно и надёжно размещались.

- Каким образом это должно происходить?

- Если риски - приемлемые, не сконцентрированы и хорошо распределены, они могут и должны оста­ваться внутри Казахстана. Страховая компания должна оценить риски и оставить их на своём удержании, а если потребуется - предпочтительно задействовать потенциал национального страхового рынка, разме­щая риски среди казахстанских страховых компаний, в том числе используя страховые пулы, эффективно сочетая облигаторные и факультативные механизмы перестрахования. Страховые компании должны по­нимать, как лучше использовать свои возможности и потенциал национального страхового рынка.

То же самое касается адекватности использования инструментов перестрахования. Например по обли- гаторному перестрахованию иногда передаются риски, которые могли быть размещены в Казахстане и даже на удержании самой страховой компании. Крупные риски безусловно должны быть пе­рестрахованы на внешних рынках, и мы предусмотрели определён­ную либерализацию требований к иностранным перестраховщикам с учётом того, что, к примеру, круп­ные российские перестраховщики заинтересованы работать с нашим рынком, но в условиях санкций и кризисных явлений на миро­вых рынках возросло давление на рейтинги страховых компаний из Российской Федерации. Поэто­му определённое послабление к рейтингу российских перестрахов­щиков ранее мы уже осуществили. Шаг абсолютно правильный, так как мы работаем в рамках единого экономического пространства и за­интересованы в интеграции финан­совых рынков.

Остаются ещё вопросы, свя­занные с тем, что некоторые наши компании размещают риски не сов­сем прозрачно, например в офф­шорах. В этом направлении регуля­тор также будет проводить работу, чтобы быть уверенным, что риски на внешних рынках размещаются среди надёжных перестрахов­щиков. Планируется подписание меморандума о раскрытии инфор­мации между регуляторами стран, являющихся членами Международ­ной ассоциации страховых надзо­ров (IAIS).

— Возможен ли сценарий, когда мелкие компании, получив требование наращивать капи­тализацию, будут консолидиро­ваться, а сам рынок - укрупняться, тем самым произойдет концен­трация рисков внутри рынка?

- Такой задачи,чтобы мел­кие компании уходили с рынка и оставались лишь крупные компа­нии, конечно же, нет. Если компа­ния правильно управляет своими рисками, в принципе, она может оставаться на уровне небольшой компании. Требования к эффек­тивности перестрахования, к капитализации, иным нормативам финансовой устойчивости и платё­жеспособности будут определяться рисками, принимаемыми на себя компанией. Если риски - неболь­шие и правильно распределены, страховая компания эффективно ими управляет в рамках своего капитала, ей нет необходимости с кем-то объединяться. В целом же у компаний с крупным собственным капиталом конкурентоспособных возможностей больше для того, чтобы работать как универсальная страховая компания, позволяющая себе принимать больше рисков и соответственно получать больше дохода.

Рыночные стимулы таковы, что страховая компания в рамках рас­ширения потенциала своего бизне­са заинтересована в осуществлении шагов по своему укрупнению. Это может быть увеличение капитала посредством роста чистых дохо­дов за счёт взносов акционеров, а также слияние или присоедине­ние компаний. Страховой рынок будет динамично развиваться, и те игроки, которые не смогут само­стоятельно эффективно вести свой бизнес и обеспечить достаточный уровень капитализации, чтобы при­нимать риски на себя, естественно, будут рассматривать варианты укрупнения. Ещё раз подчеркну, что регулятор со своей стороны никаких административных шагов предпринимать не будет. Общий подход: если страховая компания заинтересована в росте бизнеса, первый шаг к этому - увеличе­ние конкурентоспособности. Это предусматриваетадекватный рост капитализации, развитие страховых продуктов, эффективное управле­ние рисками.

Омбудсман, ЕСБД, «мотор­ка» - будем расширять полномочия

- Национальный Банк пред­лагает расширить сферу деяте­льности страхового омбудсмана, в частности наделить его правом регулировать споры по всем обязательным видам страхова­ния и по добровольным видам (по соглашению со страховой организацией). Зачем понадо­билось расширять фронт работы страхового омбудсмана?

- Институт омбудсмана в Ка­захстане состоялся и достаточно эффективно себя проявил.

Количество заявлений от страхователей и количество рас­смотренных дел говорит о том, что институт активно работает и принимает на себя значительную часть досудебного решения споров между страхователями и страхов­щиками.

Основное текущее направление деятельности омбудсмана - урегу­лирование споров по обязательно­му страхованию гражданско-пра­вовой ответственности владельцев транспортных средств. Наличие чётких и понятных принципов рабо­ты страхового омбудсмана обеспе­чивает эффективность досудебного урегулирования споров.

В последнее время омбудсман стал заключать меморандумы со страховыми компаниями по ока­занию услуг примирения по доб­ровольным видам страхования, то есть расширять сферу своей деятельности. Оценивая результаты его работы и перспективы исполь­зования института омбудсмана, мы пришли к выводу, что можно расширить его деятельность на все виды обязательного страхования и возможность заключать соглаше­ния со страховыми компаниями по урегулированию споров по добро­вольным видам.

Регулятор поддерживает ин­ститут страхового омбудсмана и считает, что положительный опыт его деятельности повышает репута­цию страхового рынка, показывает, что рынок движется в направлении формирования цивилизованной инфраструктуры, которая позволяет защищать интересы страхователей, не обращаясь в судебные органы.

- Актуальный вопрос для казахстанского страхового рынка - полноценное развитие Единой страховой базы данных. Регулятор предлагает наделить базу данных дополнительными функциями, такими как: нака­пливать страховую статистику и хранить данные, формировать единый реестр страховых аген­тов и другими. Как Вам види­тся развитие института Единой страховой базы данных? Какую форму собственности должна она иметь?

- Единая страховая база данных - важная часть инфраструктуры страхового рынка. Если правильно построить законодательную базу и сам бизнес, то страховая база данных может решать множество стратегических вопросов для широ­кого круга пользователей: стра­ховщиков, населения, регулятора, государственных органов.

Преимущества развития базы с учётом международных подходов заключаются в том, что при её соз­дании как эталонной базы данных страхователь может получить о себе исчерпывающую страховую информацию. Зайти в личный ка­бинет и посмотреть, какие страхо­вые договоры заключены, в каком они состоянии, а главное - убе­диться в наличии этих договоров, отражены ли они в базе данных.

Плюс для населения в том, что из базы данных можно получить подтверждение о страховании даже при утере полиса или догово­ра страхования, то есть база даёт уверенность в том, что страховка работает. База решит вопрос и по минимизации рисков фальсифика­ции полисов и мошеннических дей­ствий участников рынка или иных лиц, поскольку есть возможность проверить страховую информацию. Фальсификации и мошенниче­ство при внедрении электронного полиса страхования должны быть минимизированы за счёт использо­вания эталонной базы данных, что повысит надёжность и репутацию страхового рынка.

Государственные органы заин­тересованы в интеграции своих баз данных с эталонной базой данных по страхованию для получения нужной информации. Например для МВД таковой является под­тверждение наличия страхового полиса по обязательному страхова­нию гражданско-правовой ответ­ственности владельцев транспорт­ных средств в Единой базе данных без необходимости предъявления страхователем страхового полиса на бумажном носителе или же в случае утери документа страхо­вателем. В базе данных можно проверить не только наличие у страхователя полиса страхования, но также осуществить идентифика­цию клиента на этапе заключения договора страхования, убедиться в наличии регистрации транспорт­ного средства, получить данные по количеству нарушений на дороге и другие. Единая базе данных удобна тем, что информация консолиди­рована, собрана в едином месте, а не в разрозненных базах страхо­вых компаний и интегрирована с базами данных государственных органов.

Для регулятора также важна её статистика, доступ к которой можно будет иметь без сбора отдельной отчётности от страховых компаний.

В мире формирование и веде­ние эталонных баз данных полу­чили широкое развитие не только в страховой индустрии, но и в других секторах экономики, в том числе, например,на рынке кредит­ных историй заёмщиков банков и микрофинансовых организаций, на рынке ценных бумаг. Кредитные истории сохраняются в кредитном бюро, и если она - положительная, то это облегчает получение займов в кредитной организации. Центра­льный депозитарий, единый ре­гистратор - такие же, в принципе, репозитарии информации, конста­тирующие права собственности на финансовые активы.

Мы также хотим, чтобы наш репозитарий - Единая страховая база данных - также динамично развивался. Сейчас в реализацию действующих норм законодатель­ства Национальный Банк на базе Государственного кредитного бюро создаёт Эталонную базу данных по страхованию. Требования к этой базе будут достаточно высокие. Нормы, предусматривающие фор­мирование и ведение Эталонной базы данных, а также механизм её функционирования будут пред­усмотрены в законопроекте, чтобы в 2017 году быть уверенными, что в инфраструктурном развитии казах­станский страховой рынок подня­лся на высокий уровень.

- Общества взаимного страхо­вания - ещё один важный про­блемный вопрос для казахстан­ского страхового рынка. В чём суть предложений Националь­ного Банка по «перезагрузке» обществ взаимного страхования?

- В Казахстане заложены законо­дательные основы для функциони­рования обществ взаимного страхо­вания, однако свои функции они не выполняют в полной мере. По фа­кту на рынке существуют 42 общества, из которых 41 общество создано в сфере обязательного страхования в растениеводстве, из них 38 обществ - активные. Ещё одно общество отк­рыто для осуществления страхо­вания лиц, выезжающих за рубеж, от несчастных случаев и на случай болезни, но оно не является актив­ным. Получается, что вся система данных обществ сконцентрирована в сельхозстраховании.

Что касается Закона Респу­блики Казахстан «О взаимном страховании», то он не формирует основу для создания эффективных обществ взаимного страхования, и этот вопрос надо решать с учётом международных практик. Понятно, что если мы хотим, чтобы риски обязательного страхования в рас­тениеводстве размещались в на­дёжных институтах, регулируемых как страховые компании, с после­дующим возможным перестрахо­ванием рисков за рубежом, нужно, чтобы предлагаемые страховые продукты и страховые услуги были на высоком уровне. Общества взаимного страхования, к сожа­лению, не могут обеспечить такую страховую защиту, так как слабо капитализированы,их финансо­вая устойчивость под вопросом, они работают локально и прини­маемые ими риски не рас­пределены. В случае реализа­ции риска общество практически оказывается без обеспеченных активов. В растениеводстве риски достаточно высоки, и может слу­читься так, что каждые три-четыре года необходимо осуществлять крупные выплаты по рискам, кото­рые общества взаимного страхо­вания не могут абсорбировать и отвечать по ним. Это в состоянии делать только страховые компа­нии, работающие не в отдель­ном регионе, а по всему Казахста­ну, посредством формирования большего пула рисков. Убытки неурожая в одном регионе могут быть погашены за счёт того, что в других регионах природных катаклизмов не было либо пере­страхованы на внешних рынках. Общества взаимного страхования не могут использовать инструмент перестрахования.

С точки зрения регулирования и надзора контролировать деятель­ность обществ - проблематично, так как они не предоставляют регулятору отчётность. В этой связи отсутствует информация о финансовой устой­чивости и об объёмах страхования обществ взаимного страхования. Дополнительно к нам поступают жалобы, связанные с неосу­ществлением обществами выплат, чему способствуют недостаточность активов, демпинг тарифов, нецеле­вое использование денег и т. д.

Институт обществ взаимного страхования может работать на рынке, но не в обязательных видах страхования, в том числе не в стра­ховании в растениеводстве. В стра­ховании в растениеводстве должны осуществлять деятельность только финансово-устойчивые страховые компании.

- Сейчас в профессиональном сообществе активно обсуждаю­тся вопросы создания Моторного бюро, внедрения Европротокола и вхождения в «Зелёную карту». На какой стадии обсуждения на­ходятся эти вопросы?

- Решение этих вопросов на­ходится на начальной стадии обсуждения, хотя дискуссии по ним проходят не первый год. Вопро­сы связаны с интеграцией рынков и требуют осмысления. Например «Зелёная карта» - долгосрочный проект: мы имеем самую протяжён­ную в мире совместную границу с Российской Федерацией, и было бы правильно, чтобы Казахстан наряду с Российской Федерацией и другими странами СНГ также присоединился к «Зелёной карте» и наши автовладельцы, выезжая за рубеж, получали страховую защи­ту в рамках этой международной системы. Мы, в свою очередь, сдерживаем Кыргызстан, который практически не может вступить в «Зелёную карту» до того, как это сделает Казахстан.

«Зелёная карта» - это механизм, хороший тем, что имеет междуна­родную практику, которая поможет поднять на более высокий уровень моторное страхование в Казахста­не. Одно из требований «Зелёной карты» - создание Национального моторного бюро. Мы проанали­зировали, какие функции должно нести Моторное бюро и пришли к выводу, что схожие функции реа­лизует в Казахстане АО «Фонд га­рантирования страховых выплат». Поскольку Моторное бюро также гарантирует выплаты по «Зелё­ной карте», то, не создавая новый инфраструктурный институт, можно на базе данного Фонда организо­вать Национальное моторное бюро.

Один из интересных и эффек­тивных механизмов урегулирова­ния дорожных споров - Европро- токол, который уже реализуется в других странах, в том числе в Российской Федерации,являю­щейся партнёром Казахстана по эко­номической интеграции. Практика использования Европротокола - позитивная, так как позволяет населению при дорожно-транс­портном происшествии решать на месте вопросы урегулирования убытков без вызова служб дорож­ной полиции. Мы не планируем внедрять Европротокол в следую­щем году. Вопрос внимательно изучается. Однако создание Мо­торного бюро и Эталонной базы данных,реализация электронных полисов - эти вопросы намечено реализовать в 2017 году с приня­тием законопроекта по вопросам страхования и страховой деятель­ности, предложения по которому мы сейчас готовим. После приня­тия закона мы вернёмся к вопросу эффективного тарифообразования по обязательному страхованию гражданско-правовой ответствен­ности владельцев транспортных средств, в частности в отношении актуализации размеров страховых тарифов, корректировки системы региональных коэффициентов и пересмотра механизма расчёта системы «бонус-малус». Эти во­просы потребуют анализа нако­пленной статистики, проведения актуарных расчётов и могут быть решены в отдельном законопро­екте после 2017 года.

 

 
Источник: Журнал «Рынок Страхования»