Объединение юридических лиц «Ассоциация страховщиков Казахстана» (АСК) было образовано решением страхового рынка четыре года назад, в декабре 2013 года Ассоциация была зарегистрирована как юридическое лицо и приобрела официальный статус. Образование Ассоциации стало для отечественного страхового рынка новым этапом развития, когда страховщики через объединение собственных усилий стали вырабатывать стратегию и тактику развития страхового рынка и защищать его интересы.
И что же уже конкретно сделано? Какие задачи намечается решать в ближайшей перспективе? Об этом редакции журнала «Рынок страхования» рассказал Тлек АЛЬЖАНОВ, председатель Совета директоров Ассоциации страховщиков Казахстана.
- Тлек Кабыкенович, расскажите, пожалуйста, о результатах, которых добилась Ассоциация страховщиков Казахстана за время своей деятельности...
- Деятельность Ассоциации направлена на формирование благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития страхового рынка Казахстана. И если выразить результаты цифрами, то работа в этом направлении была крайне продуктивной.
Мы участвовали в законотворческом процессе и принимали участие в рабочих группах по внесению изменений в ряд правительственных законопроектов, в том числе и в Налоговый кодекс. Результатом наших усилий стало увеличение ёмкости страхового рынка.
Мы добились снижения потенциальных выплат по обязательному страхованию работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей (ОСНС) на 38 миллиардов тенге.
Мы добились также исключения ежегодной переплаты в 1,5 миллиарда тенге из-за недобросовестности оценщиков за счёт выплат по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОС ГПО ВТС). А ещё «экономится» на услугах по оценке данного вида страхования ежегодно около 500 - 600 миллионов тенге. Благодаря же выравниванию тарифов по «приграничке» прирост ежегодных премий по обязательному страхованию транспортных средств по временно въезжающим в Республику Казахстан увеличится на 11 млрд тенге.
Как видите, проекты, которыми представители Ассоциации занимались в отчётном периоде, в основном - стратегические, требующие профессиональных усилий в переговорном процессе и времени для реализации.
Наши сегодняшние успехи - это результат работы слаженной команды профессионалов, которые объединились в Совете Ассоциации и исполнительном органе. И я как председатель Совета очень благодарен своим коллегам за сотрудничество.
И сегодняшние достижения - лишь часть намеченного объёма работ. Большинство проектов требует дальнейшей проработки с Национальным Банком,с разработчиками проектов от профильных министерств и постоянного присутствия на заседаниях рабочих групп Мажилиса Парламента и ведомств.
- И какие же стратегические вопросы в планах Ассоциации?
- В ближайших планах - разработка стратегии развития страхового рынка, чтобы сформировать собственное понимание направлений развития и дать страховому обществу ориентиры при поэтапном вхождении в Единое экономическое пространство Таможенного союза и во Всемирную торговую организацию.
Особую роль мы отводим сглаживанию интеграционных процессов. Ведь очень важно обеспечить наши компании достаточным временем и инструментами для конкуренции с филиалами иностранных страховщиков. В этой связи, на мой взгляд, следует продолжить работу по формированию пакета обязательных видов страхования, которыми могут заниматься только члены саморегулируемых организаций, чтобы хоть как-то снизить арбитраж между нашими и иностранными компаниями. Для обсуждения этих вопросов мы планируем использовать площадки Интеграционного комитета «ЕврАзЭс» и рабочие группы Национального Банка.
Кроме того, Ассоциация намерена продолжить законодательную работу по внедрению передовых технологий в страховании. Например - легализовать и расширить рамки электронного взаимодействия между страховщиками, посредниками и клиентами. Создав для реализации этих задач транзакционные информационные системы, рынок сможет уйти от бумажных полисов и физических подписей, исключить обмен бумажными документами.
- Если говорить о текущем моменте, то экономическая ситуация негативно влияет на обязательное страхование, по которому у страховщиков - традиционно высокие сборы премий. Как вы с этим разбираетесь?
- Да, нынешняя экономическая обстановка негативно сказывается на обязательном страховании: рост премий затормозился, а выплаты возросли.
Чтобы исправить ситуацию, россияне, например,уже несолько раз повышали тарифы по ОСАГО. В Казахстане же тарифы по ОС ГПО ВТС не повышали ни разу с 2007 года, когда они были законодательно утверждены, несмотря на то, что наши тарифы исторически меньше российских.
Чтобы не допустить роста цен, мы внимательно изучаем возможности, которые помогут нам сократить издержки. Например, мы добились внесения изменения в Закон «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан» - и обязательную оценку ущерба при ДТП у оценщика отменили, из-за чего у страховщиков была высокая аквизиция - расходы на ведение дел. Как видите, мы не перекладываем проблемы рынка, например мошенничество, на плечи потребителей. Мы сами работаем с проблемами.
Если взять другой класс обязательного страхования - страхование работника от несчастных случаев, то у нас здесь условия страхования также лучше, чем в России. Потому что с законотворческой позиции казахстанский рынок - один из передовых на постсоветском пространстве, мы постоянно занимается улучшением наших позиций, об этом я уже говорил. Если мы сегодня сделаем бенчмарк по катастрофическим рискам и отрегулируем вопросы по туристическому бизнесу, то проблемы с обязательным страхованием будут в большинстве решены.
- А что с добровольными видами?
- По добровольным видам мы от россиян и белорусов отстаём.
В Беларуси обязательным страхованием занимаются исключительно государственные компании. Зато доброволку отдали частному бизнесу: две-три частные компании продают добровольные продукты и показывают финансовые результаты лучше наших трёх десятков компаний! Поэтому на рынке Единого экономического пространства у нас есть бенчмарк в лице белорусского страхования, к которому надо стремиться. Белорусы, как и мы, являются носителями старой традиционной культуры страхования с элементами нововведений. Они, как и мы, считают, что не стоит всё тащить с Запада: там чересчур много страховых продуктов, своя культура страхования,свой менталитет. Нам не хочется грузить людей лишними обязательными продуктами в непростой экономической ситуации. Человек должен сам понимать, нужно ему страхование или нет.
- И всё-таки: надо ли, на Ваш взгляд, запускать новые виды добровольного страхования или же, как говорят, выжимать максимум из учреждённых видов, которые не работают полноценно?
- Безусловно, нам нужны новые добровольные виды страхования, и прежде всего - в личном страховании. Требуется дополнительное страхование автомобилей, недвижимости, причём не по всей стране, а там, где есть высокие риски. И такое страхование нужно сделать, если на то пошло, добровольно-принудительным. Ведь не страхуется та часть населения, которая плохо зарабатывает. И проблема лежит не в плоскости страхования, а в технических процедурах, которые увеличивают стоимость страхования, например в той же оценке имущества.
Как мне кажется, стимулировать желание граждан страховать недвижимость нельзя решить принятием закона о страховании от катастрофических рисков. В совокупности много чего надо менять.
Моё мнение, что начинать развивать добровольные виды лучше с медицины и со страхования жизни. Потому что значительная часть населения осталась незащищённой перед грядущей старостью. Люди верили в накопительную пенсионную систему, которая благополучно исчезла.Теперь население хочет понять, как накопить на старость, хочет обезопасить себя финансово. Если у людей не будет такой возможности внутри страны, они пойдут в зарубежные компании, предлагающие накопительные страховые продукты, когда такие компании придут в рамках Всемирной торговой организации на наш рынок. С точки зрения нашего обывателя, и я с ним согласен, иностранцы будут лучше управлять нашими деньгами,так как в их странах нет перманентной девальвации. Так что, чтобы человек верил в свою финансовую систему, его надо в первую очередь защитить от постоянных девальваций.
А как сегодня в наших условиях сохранить тенговые пенсионные активы? Практически невозможно. Надо переходить к накопительному страхованию. Если в нём будет участвовать средний класс, он не допустит кризиса такого страхования. Если же средний класс станет держать капитал на Западе, ему будет всё равно, есть у нас пенсионная система или нет.
- Каким образом инкорпорировать средний класс в национальную пенсионную систему?
- Сегодняшний средний класс инкорпорировать невозможно.
У него серьёзная «прививка» от доверия к финансовой системе. Однако стоит попробовать начать строить отношения с новым поколением среднего класса.
Если мы не будем развивать экономику правильно, делая ставку на безопасность жизни, на сохранность капитала, на гарантии для частной собственности, то лояльность граждан к государству останется низкой. А если что-то хромает, образуется «ловушка» среднего класса и население начинает искать лучшей доли за пределами страны - границы-то открытые, визовый режим свободный. Зачем тогда инвестировать в собственную страну? Проще вкладывать в Европу: приобрести домик в швейцарской деревне, купить пожизненный аннуитет и спокойно встречать старость...
- Смогут ли местные страховые компании обеспечить надлежащую доходность накопительным продуктам в условиях финансовой неопределённости, и прежде всего - ожидания девальвации?
- Годовые отчёты показывают, что страховые компании эффективно управляют собственными активами. Понятно, что компании получили прибыль, прежде всего заработав
на девальвации. Это потому, что у страховых компаний инвестиционных инструментов недостаточно. Наши возможности ограничены различными лимитами, когда регулятор не доверяет рынку инвестировать собственные средства.
Но эти вопросы лежат не в плоскости управления активами страховых компаний, а больше относятся к компетенции развития рынка ценных бумаг. К примеру, сейчас многие страховые компании боятся вкладывать средства в бонды квазигосударственных компаний - «голубых фишек». Потому что у них слабые кредитные рейтинги, которые не могут быть выше суверенного рейтинга, который нам понизили. А суверенный рейтинг привязан к здоровью национальной валюты, к состоянию экономики.
К сожалению, система надзора и надзорные инструменты не всегда адекватно реагируют на текущие реалии. Девальвация позволила компаниям получить значительный доход при переоценке валютных вкладов, и при этом мы получаем от Национального Банка предписания, что у нас превышены лими-ты на одного эмитента. Но это - нонсенс! Решение о девальвации должно сопровождаться изменением инвестиционных нормативов, а этого не произошло. В результате мы где-то заработали за счёт переоценки, а где-то потеряли за счёт досрочного выхода из банковских депозитов и продажи ценных бумаг.
Регулятор обязан проводить мониторинг нормативных правовых актов и приводить в соответствие с текущей ситуацией нормативные несоответствия. Однако для него это огромная работа, ведь у нас масса небольших надзорных пруденциальных нормативов. Более того, надо пойти дальше и в условиях кризиса ослаблять пруденциальное регулирование и тем самым повышать конкурентоспособность страховых компаний и банков. Мир отложил Директивы Европейского союза «Базель III» и «Solvency II», применение которых невозможно в условиях финансовой волатиль- ности. А мы продолжаем на них настаивать.
- Национальный Банк уже заявил, что будет снижать регулятивные барьеры страхового рынка..
- Он опаздывает в таких решениях: сначала ослабляются условиях для банков и лишь потом, с большим лагом, послабления делают для других сегментов финансового сектора.
- Если вернуться к старой идее и выделить небанковского регулятора из Национального Банка, как это может отразиться на страховом секторе?
- Есть закономерность: когда идёт экономический рост, то работает децентрализация, а когда наступает кризис - централизация усиливается, в том числе и для сокращения бюджетных расходов.
Если смотреть исторически на эффективность надзорных структур, она не достигается за счёт аутсорсинга или централизации. Эффективность зависит от качества и компетенции персонала, больше ни от чего.
За всю историю независимого Казахстана никто критически не осмысливал эффективность финансового надзора. Страховому рынку не дано такое право, а власти такую оценку не делают. Нужна независимая оценка. Правительство должно заказать такую экспертизу международному аудиту, чтобы оценить эффективность финансового надзора и финансового мониторинга. Её институциональную и технологическую оценку, а также качественную оценку специалистов: кто у нас регулирует страховой рынок?
Мы часто наблюдаем, как в надзор приходят молодые специалисты и теряются в рынке. Чтобы воспитать надзорщика, нужно как минимум 10 лет - нужно соответствующее базовое образование, опыт работы в «поле», плюс постоянное повышение личной компетенции: рынок меняется и особенно западный бенчмарк.
Здесь хочу отметить нашу плодотворную работу с бывшим главой Национального Банка Кайратом Келимбетовым. Это был прецедент, когда регулятор собирал рынок и открыто говорил с нами о наших проблемах. Волнующие страховой рынок вопросы, такие как ОСНС, приграничка, оценка ущерба при ДТП, были решены благодаря поддержке регулятора.
- Если сейчас, когда регулятор понимает необходимость снижения регулятивных барьеров на страховом рынке и будут изменены и нормы инвестирования страховых резервов, то может ли качественно развиться рынок накопительных продуктов?
- Развитие - следующая задача для компаний по страхованию жизни. Текущая задача - стабилизировать рынок и лишь потом развивать. Дело в том, что сегодня лайф-компании не имеют законодательной возможности участвовать в пенсионном обеспечении. Все пенсионные накопления - доб ровольные или обязательные - поступают в пенсионный фонд. Страховые компании подключаются к пенсионке на последней стадии, когда потребителю дано право выбирать: получать пенсию из пенсионного фонда или же через покупку аннуитета в страховой компании.
На наш взгляд, надо разрешить лайф-компаниям участвовать в пенсионной системе именно на стадии сбора взносов для развития альтернативных накопительных продуктов. Например, предоставить возможность клиенту страховой компании участвовать в инвестиционном доходе страховщика.
Кроме того, отрасль страхования жизни должна быть серьёзно простимулирована налоговыми льготами для граждан. Если не будет налоговых стимулов, как это есть во всём мире, то и развития страхования жизни мы будем ждать очень долго.
Подобные продукты давно есть на Западе, но гражданам Казахстана запрещено их покупать: участвовать можно только в местной пенсионной системе, хотя запретные нормы противоречат стандартам Всемирной торговой организации, куда Казахстан в прошлом году вступил, декларирующим прозрачность финансовых границ. А значит не исключено, что западные продукты могут появиться у нас уже в скором времени.
Чтобы отечественный рынок лайфа заработал в полную силу, на нём должны работать компаний двадцать. Потом половина из них обанкротится, половина объединится, и в перспективе следующих десяти лет, при том что всё будет идти правильно, останется компаний три-четыре. Только потом надо будет запустить на наш рынок западные компании.
- Каким образом владельцы страхового бизнеса могут способствовать улучшению условий для своих компаний?
- Есть идея создать Клуб акционеров - неформальное объединение владельцев страховых компаний. Многие владельцы бизнеса не до конца понимают сущность института страхования, его роль в социальной защите граждан, то, как должно выглядеть конкурентное поле, не говоря уже о рисках страховых компаний, которые значительно отличаются от рисков банковского сектора. И, на мой взгляд, Клуб акционеров должен взять на себя образовательную функцию.
Корпоративный сектор стагни- рует. Пока Правительство будет перестраиваться и проводить системное преобразование экономики, драйвером развития финансовых рынков будет розница, а в страховании - добровольные личные виды страхования: медицина, накопительные пенсионные продукты. Тех продуктов, которые уже используют страховые компании, недостаточно.
Менеджменту выгодно развивать обязательные виды, но это не бизнес. И советы директоров, то есть собственники, должны ставить перед правлением цели по развитию добровольных продуктов. А для этого необходимы знания.
Ещё один важный момент - продвижение интересов страхового рынка. Большинство акционеров страховых компаний - люди, инкорпорированные во власть, с серьёзными связями, имеющие значительные лоббистские возможности. Надо использовать эти возможности по назначению. Нам предстоит сделать мониторинг всего законодательства, потому что сегодня в условиях кризиса выигрывает тот, кто принимает быстрые решения.
Источник: Журнал «Рынок Страхования»