17
Ср, апр

Как закрыть пробелы в защите от катастроф

Финансирование риска стихийных бедствий: "умные" решения для государственного сектора

Природные катастрофы становятся всё более частыми и тяжелыми. Более того, разрыв между экономическими и застрахованными убытками упорно остаётся большим. Особенно остро последствия катастроф ощущаются на развивающихся рынках, которые одновременно являются и серьёзно пострадавшими, и наименее подготовленными. Инструменты, с помощью которых можно сократить этот раз­рыв, используют инновационные решения, которые помогут странам, городам и частным лицам сохранить с трудом завоёванные достижения в области развития даже в условиях наводнений, землетрясений, неблагоприятных погодных условий и других рисков.

Риски стихийных бедствий растут

Экономический ущерб от сти­хийных бедствий заметно возрос. В 1980-х годах с учётом инфляции ущерб от природных катастроф в среднем составлял около $30 млрд в год. В 1990-х годах произошло увеличение до $104 млрд в год. За последнее десятилетие эконо­мический ущерб вырос с учётом инфляции в год в среднем до $182 млрд.

Количество человеческих потерь одинаково поражает. Каждый год многие миллионы людей подвер­гаются воздействию землетрясе­ний, засух, наводнений, ураганов и других природных явлений. Кроме того, в мире растёт доля населения, проживающая в регионах, которые считаются крайне экстремальными в части погодных условий и стихий­ных бедствий.

Повышенный риск главным образом возникает вследствие экономического развития и роста численности населения, высокой концентрации объектов в откры­тых зонах, а также всё чаще - в результате изменения климата. Впервые в истории человечества больше людей живёт в городских центрах, чем в сельской местности.

Многим городам, расположенным на побережье, грозят наводнения и штормы, в то же время жизнен­но важный сельскохозяйственный сектор по-прежнему подвергается воздействию погодных явлений, таких как засуха. Но страхование не поспевает. На самом деле раз­рыв между экономическими и застрахованными убытками упорно остаётся большим. В процентном отношении к ВВП экономические потери от природных катастроф на самом деле выросли. Одним из способов восполнения существу­ющего пробела может стать ис­пользование страховых решений, с помощью которых правительствам можно уменьшить свои условные обязательства от природных ката­строф и тем самым защитить свои бюджеты.

Структура убытков от стихийных бедствий

В период 2010 и 2011 годов Гаити и Новая Зеландия были под­вержены мощным землетрясениям. В это период в Новой Зелан­дии произошли три сейсмических события в регионе Кентербери, наиболее разрушительное из которых было в феврале 2011 года. Землетрясения в этих странах произошло с магнитудой 7,0 баллов. Причём во всех случаях эпицентр располагался вблизи густонасе­лённого района. Экономические убытки на Гаити были как мини­мум на уровне $8,5 млрд, а в Новой Зеландии общий экономиче­ский ущерб всех трёх событий составил около $ 31 млрд.

Значительный контраст в последствиях

Последствия катастроф в этих странах отличались очень сильно. На Гаити было более 200 000 погибших, для сравнения: в Новой Зеландии - около 185 жертв. Убытки от разрушений на Гаити было эквивалентно примерно 120 % от ВВП - колоссальный удар даже для процветающей страны, уже не говоря об очень уязвимой стране, та­кой как Гаити. С другой стороны, в Новой Зеландии ущерб от послед­ствий от землетрясения оценивается на уровне 18 % от ВВП. Эконо­мический рост в Гаити снизился с 3,5 % до минус 5,1 % в 2010 году. Кроме того, резко сократился экспорт в результате серьёзного ущерба, который был причинён аэропорту, порту, другим объек­там инфраструктуры и производственной базе. Страхованием по­крывалось менее 1 % потерь, Гаити была практически полностью зависима от иностранной помощи.

В Новой Зеландии землетря­сения вызвали серьёзные по­вреждения крупных аэропортов, морских портов и магистральных дорог. Пострадали инфраструк­тура пищевой промышленности и производства текстиля, машины и транспортное оборудование. Так­же пострадали многие поставщики услуг. Несмотря на значительные потери, ресурсы были использова­ны для восстановления основных фондов, поэтому в результате усилий по восстановлению эко­номическая активность быстро восстановилась. Реконструкция, коррекция товарно-материальных запасов и значительное увели­чение местных государственных расходов помогли компенсировать негативное воздействие на эконо­мический рост. Наиболее приме­чательно, что 80 % прямых потерь в Новой Зеландии были покрыты и возмещены за счёт страхования.

Достижение устойчивости путём страхования

Контраст этих случаев строится на двух аспектах. Первый аспект касается того, что страны более или менее уязвимы для рисков стихийных бедствий в соответ­ствии с их уровнем готовности и способностью абсорбировать убытки. Второй аспект менее очевиден и касается периода после катастрофы. Путём со­действия инвестициям и рекон­струкции страхование может минимизировать негативные последствия природных ката­строф на экономический рост, как в Новой Зеландии. Недостаточное страхование от катастроф, как в случае Гаити, стали драйвером спада производства в течение нескольких лет. Это согласуется с выводами исследования, про­ведённого в 2012 году Банком международных расчётов (БМР), который рассмотрел почти 2500 крупных природных катастроф, произошедших в период между 1960 и 2011 годами. Исследо­ватели пришли к выводу, что в странах с высоким уровнем про­никновения страхования косвен­ные расходы и экономический эффект от событий, связанных с природными

катастрофическими событиями, ниже и эти страны быстрее восстанавливаются после катастрофических событий, чем страны с меньшим уровнем про­никновения страхования.

Рейтинговое агентство «Stan­dard & Poor's» («S&P») также подчеркивает позитивную роль наличия страхования на случай бедствий при определении су­веренного рейтинга финансовой устойчивости. Экономика с более высоким уровнем страхования восстанавливается быстрее с минимальным уровнем ущерба для ВВП, чем в случае отсутствия страхового покрытия. Для приме­ра: в 48 странах, которые гипоте­тически подвержены стихийным бедствиям с возможным ущербом до 5 % от ВВП страны, «S&P» оценивает, что кредитные рейтин­ги были бы в среднем снижены на два или три пункта, если не было никакой страховой защиты вообще. Если 50% повреждения были бы застрахованы, то можно было бы говорить о снижении рейтинговых оценок только на один пункт.

Сравнивая последствия похожих землетрясений

Что показали землетрясенья на Гаити и в Новой Зеландии?

Ключевым фактором после природной катастрофы является не тот масштаб экономических потерь в абсолютном выраже­нии, а, скорее, влияние соот­ношения страхового покрытия и ВВП.

Страны являются более или менее уязвимыми для рисков стихийных бедствий в соот­ветствии с их уровнем готов­ности и способностью абсор­бировать убытки. Для такой неразвитой страны, как Гаити сильное землетрясение может быть колоссальным ударом, а низкий уровень проникновения страхования серьёзно сдержи­вает способность восстановить экономику.

Страхование может свести к минимуму негативные финан­совые последствия природных катастроф и помочь странам быстрее восстановиться, как в случае Новой Зеландии. Адек­ватное страховое покрытие на случай катастроф с незначи­тельным между застрахованны­ми и экономическими потерями является ключевым фактором для финансовой устойчивости страны.

Основная нагрузка ложится на правительства

В среднем за последние 10 лет только около 30 % катастрофиче­ских рисков в США были покрыты страховкой. Это означает, что около 70 % потерь катастрофы - или $ 1,3 трлн - ложатся на плечи частных лиц, фирм и правительств

Правительства могут пострадать несколькими способами

Правительства подвергаются значительным рискам, так как они не только должны взять на себя расходы по оказанию чрез­вычайной помощи и восстанов­лению, но также должны платить за реконструкцию коммунальной инфраструктуры. Когда отдель­ные лица и фирмы застрахованы на незначительную сумму, что является характерным для многих развивающихся стран, правитель­ство будет поддерживать личные усилия по восстановлению, также обеспечивая трансфертные плате­жи. Закрытие финансового разрыва между застрахованными и неза­страхованными потерями являет­ся жизненно важным интересом государственного сектора.

 

Большинство правительств изыскивают средства для опла­ты восстановления только после произошедших катастрофических событий. Меры обычно включают в себя перераспределение бюджет­ных позиций,увеличение налогов, доступ к внутренним и международ­ным кредитным рынкам, заимство­вания у финансовых учреждений или (как в Гаити) запрос междуна­родной помощи. Все эти инструме­нты имеют свои недостатки, и необходимо время, чтобы догово­риться (см.табл. на стр. 25). Пере­распределение бюджетных средств даёт быстрый эффект, но доступные средства обычно невелики. Повы­шение налогов может повредить ослабевшей после стихийного бед­ствия экономике. Заимствование может иметь высокую стоимость или даже быть недоступным, осо­бенно для страны с высокой долго­вой нагрузкой и низкой оценкой кредитоспособности. Кроме того, помощь часто оказывается медлен­но и является ненадёжной.

На основании сорокалетних исторических данных по Латинской Америке Межамериканский банк раз­вития пришёл к выводу, что в среднем страна может ожидать международной помощи только около 8 % от прямых убытков стихийных бедствий. Наличие финансовой «подушки безопасности», напротив, по­могает уменьшить нагрузку на правительства после катастрофы. Это понижает волатильность государ­ственного бюджета и улучшает планирование для государственного сектора. Сегодня существуют раз­личные инструменты, способные помочь закрыть фи­нансовую брешь - инструменты, с помощью которых, например, можно компенсировать низкие урожаи, когда слишком много дождей, или низкую выработку гидроэлектроэнергии, когда дождей слишком мало. Хорошие механизмы по предотвращению послед­ствий катастрофических событий обеспечивают уве­ренность, что средства будут доступны быстро и что пострадавшие стороны, от правительств до отдельных лиц смогут оправиться от потерь.

Разные пути преодоления разрыва в страховой защите

Меры по предупреждению и смягчению рисков должны быть первым приоритетом в борьбе со стихийными бедствиями. К приме­ру, этой цели служат карты рисков и всесторонние строительные нормы. Такие меры спасают жизни и защищают инфраструктуру.

Но ни одна организация или стра­на не может в полной мере оградить себя от экстремальных событий. Распределение катастрофических рисков и поддержание экономиче­ского роста должны быть ключевым элементом финансовой стратегии любого подверженного стихийным бедствиям - страны или региона - и в идеале должны быть частью комплексного подхода к управлению рисками (см. вставку ниже).

G20 и ОЭСР признали, что "финансовая устойчивость является важнейшим компонентом борьбы со стихийными бедствиями", по­скольку непосредственное наличие необходимых средств для финан­сирования мер по ликвидации последствий стихийных бедствий и восстановлению критично не только для физических и юридических лиц, но и для правительств. Кроме того, страны G7 в рамках Инициативы страхования климатических рис­ков (G7 CRII) признают значитель­ную роль страхования в эффектив­ном управлении климатическими рисками. Как инструмент распреде­ления риска страхование климати­ческих рисков может способство­вать повышению сопротивляемости к неблагоприятным последствиям экстремальных погодных явлений.

Интегрированное управление рисками: вопросы для лиц, принимающих решения

Распределение финансового риска является частью комплексного подхода управления рисками. Инте­грированное управление рисками состоит из четырёх этапов: выяв­ления и оценки рисков, снижении рисков и адаптации.

Интегрированный процесс управления рисками должен включать в себя тщательный анализ ландшафта рисков, в том числе аспектов: экологических, политиче­ских, социальной сферы и здраво­охранения. Это позволяет лицам политического и государственного сектора, принимающим решения, определить приоритеты заранее и обеспечить защиту от финансовых потерь при наступлении пиковых рисков. Эти большие риски про­исходят не только от природных катастроф, но также и от пандемий, деятельности людей, увеличения продолжительности жизни, а также от рукотворных катастроф, таких как терроризм и кибер-риск. Комплекс­ный подход позволяет правитель­ствам минимизировать риски везде, где возможно, и перераспределять расходы, где это необходимо.

Лица, принимающие решения в правительствах сталкиваются с рядом важных вопросов по управлению рисками стихийных бедствий. Основные вопросы:

  1. Каким потенциальным катастрофическим событиям подвержены страна или регион? Как эти параме­тры будут затронуты изменением климата и в результате дальнейшего развития?
  2. В каких областях можно проводить профилактику риска бедствий, чтобы уменьшить возможные по­тери (например правила планирования зоны, строительные нормы и правила)?
    Какая часть убытка будет покрыта страховщиками, а какая - правительством (на муниципальном, государственном и национальном уровне)?
  3. Каковы (финансовые) ресурсы, которые могут быть доступны в случае катастрофы? Как быстро они могут быть развёрнуты? Каким будет влияние катастрофы на состояние финансового бюджета и рост ВВП?
  4. Какую выгоду государственный сектор может извлечь из сотрудничества с сектором личного стра­хования, чтобы перенести финансовые риски и помочь абсорбировать возрастающее бремя ликвидации последствий стихийных бедствий?

Сегодня существует множество видов инновационных партнёрских отноше­ний для передачи рисков, которые могут выступать в качестве модели для других стран, которым ещё только предстоит начать разрабатывать стратегии финансиро­вания рисков. Они варьируются от решений на макроуровне для отдельных стран, схемы пулов, которые объединяют тех, кто сталкивается с подобным риском, субнациональных решений для провинций и городов, а также схем, которые при­званы сделать страховку доступной напрямую физическим лицам.

Мексика, например, является пионером макро решений по передаче риска. Столкнувшись с природными катастрофами от землетрясений до ураганов (не гово­ря уже о техногенных рисках, таких как резкие изменения цен на нефть), то Мекси- Макро ка сейчас имеет интегрированную стратегию управления рисками мирового класса.

FONDEN - фонд поддержки от стихийных бедствий федерального уровня. FONDEN работает с частным сектором, чтобы обеспечить стандартное перестраховочное покрытие на случай повреждения инфраструктуры, а также задействует рынки капитала через выпуск катастрофических бондов на сумму USD 315 млн на случай землетрясений и ураганов. В рамках FONDEN правительство оплачивает расходы по восстановлению от частых "обычных" стихийных бедствий, кроме того усиливает сотрудничество фонда с частным сектором, для того чтобы обеспечить защиту от редкого, но дорогостоящего катастрофического события.

Повышение доступности

В трёх разных частях света - Африке, Карибском бассейне и на островах Тихого океана группы стран сотрудничали, чтобы совместно передавать часть своих рис­ков (рисков погодных явлений стихийных бедствий) в международное перестра­хование/страхование и на рынки капитала. Каждое решение основывается на так называемом параметрическом или индексном страховании (см. вставку на стр. 14) при котором в конечном результате выплаты происходят быстрее и премии де­шевле, чем они могли быть бы для каждой страны при индивидуальном подходе международных рынках

Другой подход к снятию с правительств бюджетов условных обязательств, связанных со стихийными бедствиями, является продвижение решений в области страхования для домовладельцев, фермеров и других групп застрахованных.

Индивидуальные решения

Не существует единого идеального или универсального применимого решения для таких схем страхования. Каждая страна должна найти и адаптировать модель, которая наилучшим образом соответствует его возможностям, существующим на страховом рынке, аппетиту к риску, институциональной структуре и политической приемлемости. Решения варьируются от всеобъемлющего обязательного страхо­

вания от стихийных бедствий, которое спонсируется правительством. Решения ва­рьируются от всеобъемлющего обязательного страхования от стихийных бедствий, которое поддерживается правительством (например во Франции или в Испании) до добровольных страховых продуктов катастрофического страхования (как в Гер­мании).

Турецкий катастрофический страховой пул обеспечивает страхование от ката­строфических рисков около 7 млн домовладельцев и является одним из крупней­ших страховых катастрофических пулов в мире. Он также служит в качестве модели для многих стран как пример сотрудничества государственного и частного секторов в рамках финансирования рисков стихийных бедствий*.

Страхование для наиболее уязвимых

Есть страховые решения, которые предусмотрены для групп очень с низким до­ходом. Хорошим примером может служить схема Бангладешского страхования от наводнений. Учитывая, что крупномасштабное наводнение - один из основных драй­веров широко распространенной бедности в Бангладеш, больше чем 1 500 домашних хозяйств теперь стремится управлять этим риском через схему, которая использует предопределённые измерения уровня воды и продолжительности наводнения, чтобы получить компенсацию в случае наводнений. Схема была инициирована в 2013 г. международным агентством по вопросам развития Oxfam Великобритания с под­держкой со стороны «Swiss Development Cooperation» (SDC) и в сотрудничестве с «Swiss Re». Программа - первая в Бангладеш система страхования от наводнений, ос­нованная на индексе. Ключевая особенность схемы - то, что стратегическим держа­телем полисов является местная неправительственная организация, работающая на деревенском уровне, основанная на сообществе отдельных домашних хозяйств и ориентирована на снижении риска бедствий. Это упрощает распределение вы­плат домашним хозяйствам, которые попадают в пределы критериев для получе­ния компенсации.

Что должно быть сделано?

В качестве первоочередной задачи правительства должны обеспечить функ­ционирование страхового рынка. Участие страхового рынка поможет поглотить большую часть убытков от бедствий, по­несённых частными лицами и компаниями. Решения для финансирования превентивных мероприятий могут облегчить остающееся финансовое бремя для правительств. Фи­нансирование в период после катаст­роф (такое как долговое финансирование или донорская помощь) должно быть за­действовано для возмещения остаточного ущерба и только после того, когда все дру­гие решения для распределения риска были исчерпаны.

Государственный и частный секторы могут сотрудничать, чтобы финансировать риски бедствия. Такие партнёрства только существуют в теории. Реальные инновацион­ные решения были созданы и проверены за несколько прошедших лет, именно они мо­гут копироваться и адаптироваться к другим странам и областям.

Почему распределение суверенного риска является более умным решением, чем финансирование последствий бедствия

Потому что ни одна нация или регион не может полностью защититься от стихийных бедствий, поэтому стра­хование рисков катастроф должно стать центральным элементом финансовой стратегии всех стран, подвержен­ных таким событиям. Покрытие страновых рисков такого рода, известных как распределение суверенного риска, предпочтительнее финансированию после стихийных бедствий по многим причинам. Преимущества для застра­хованных правительств заключаются в следующем:

-  Гарантированный доступ к средствам для восстановления, до покрытия в согласованных пределах
-  Диверсификация источников финансирования, для того чтобы справиться с последствиями природных катастроф
-  Быстрое принятие решений о выплатах, для примера через параметрические показатели
-  Определённость при планировании бюджета (адекватные страховые премии против волатильных расходов по ликвидации катастроф)
-  Беспроцентные обязательства (в отличие от долгового финансирования)
-  Уменьшение условных обязательств страны до приемлемого уровня (позитивные последствия для суверен­ного рейтинга и курса валюты)
-  Снижение необходимости отвлекать собственные средства из других проектов в пострадавшие районах
-  Котировки рисков, позволяющие иметь сравнение различных мер по управлению рисками

Определения финансовых инструментов для превенции

Страховая гарантия - страховой полис, по которо­му производится выплата фактических экономических убытков, которые ограничены определённым пределом.

Параметрическое страхование использует изме­рения или смоделированные параметрические дан­ные, чтобы определить сумму выплат. Модель выплат с наименьшим приближением отражает реальный убыток и обычно основана на физических параметрах, таких как скорость ветра, географическое местополо­жение, сила землетрясения или урагана.

Параметрическое страхование позволяет обеспе­чить быстро страховое, потому что не требуется ника­ких корректировок для оценки фактического ущерба после события.

В отношении решений по наводнениям основным риском является то, что выплата может быть больше или меньше, чем фактические убытки, эта проблема может быть решена путём использования паводковых следов, которые определяют те области, которые на самом деле были затоплены.

Страхование от погодных рисков является примером параметрического страхового покры­тия, в результате которого осуществляется защита бизнеса или имущества страхователей от неблаго­приятных погодных условий защищает покупате­лей от воздействия неблагоприятных погодных условий. Базовым индексом для такого продукта может быть, например, информация о метеоро­логических данных. Рынок страховых продуктов от погодных рисков подразделяется на стандартные и индивидуальные продукты. К примеру, стандарт­ные продукты торгуются на Чикагской товарной бирже. Основой для таких продуктов служат изме­нения температуры, заморозки или осадки. Так как эти продукты стандартизированы и не покрывают полностью определённый риск, то они оставляют клиента со значительным количеством основного риска. Как раз это является причиной параллельно­го развития внебиржевого рынка для специализи­рованных индивидуальных продуктов, стремящихся минимизировать основной риск.

Производные финансовые инструменты и ценные бумаги, связанные со страхованием (та­кие как катастрофные облигации), являются сред­ством, благодаря которому страховые риски разме­щаются на рынках капитала. Эти инструменты также обычно используют индекс на основе механизмов выплат. Начиная с 1997 года, когда были выпущены первые катастрофические облигации, ценные бумаги, связанные со страхованием (ILS) были использованы для распределения широкого спектра рисков, начиная от природных катастроф до рисков страхования жизни.

 

Исследования компании «Swiss Re»
Источник: Журнал «Рынок Страхования»