18
Чт, апр

Закон Республики Казахстан от 7 июля 2006 года № 179-III О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан Об обязательном страховании в растениеводстве

Закон Республики Казахстан от 7 июля 2006 года № 179-III О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан Об обязательном страховании в растениеводстве

Статья 1. Внести в Закон Республики Казахстан от 10 марта 2004 г. «Об обязательном страховании в растениеводстве» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2004 г., № 5, ст. 26; 2006 г., № 1, ст. 5; № 3, ст. 22) следующие изменения и дополнения:

 

1) в статье 1:

в подпункте 1):

слово «бюджетными» исключить;

слово «выделяемыми» заменить словом «выделенными»;

подпункт 3) изложить в следующей редакции:

«3) полная гибель посевов — последствие воздействия неблагоприятных природных явлений на посевы, при которых затраты на дальнейшее выращивание и уборку урожая превышают предполагаемый доход от урожая;»;

дополнить подпунктом 3-1) следующего содержания:

«3-1) предполагаемый доход от урожая — доход, определяемый комиссией в соответствии с методикой, утвержденной уполномоченным органом в области растениеводства;»;

подпункт 4) изложить в следующей редакции:

«4) неблагоприятное природное явление — природное явление (долговременное — засуха, вымерзание, недостаток тепла, излишнее увлажнение почвы, переувлажнение воздуха, наводнение, суховей; кратковременное — град, ливень, заморозки, сильный ветер, сель), в результате которого произошли гибель или повреждение продукции растениеводства;»;

2) статьи 3 и 4 изложить в следующей редакции:

«Статья 3. Объект обязательного страхования в растениеводстве

Объектом обязательного страхования в растениеводстве являются имущественные интересы страхователя, связанные с частичной или полной компенсацией убытков страхователя при наступлении страхового случая, размер которых устанавливается в соответствии с настоящим Законом.

Статья 4. Цели обязательного страхования в растениеводстве

Целями обязательного страхования в растениеводстве являются:

1) обеспечение защиты имущественных интересов производителя продукции растениеводства от последствий неблагоприятных природных явлений посредством осуществления страховых выплат в случаях, размере и порядке, предусмотренных настоящим Законом;

2) создание условий для кредитования производителей продукции растениеводства под залог застрахованных посевов;

3) содействие в повышении эффективности программ государственной поддержки растениеводства.»;

3) дополнить статьей 4-1 следующего содержания:

«Статья 4-1. Компетенция Правительства Республики Казахстан

Правительство Республики Казахстан:

1) разрабатывает государственные программы в области растениеводства;

2) утверждает типовую форму договора обязательного страхования в растениеводстве и договора о порядке и условиях частичного возмещения страховых выплат;

3) утверждает нормативы затрат на производство видов продукции растениеводства, подлежащих обязательному страхованию, на один гектар посевной площади;

4) утверждает порядок использования денег, выделяемых для поддержки обязательного страхования в растениеводстве, и размер оплаты услуг агента;

5) утверждает по представлению уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды и уполномоченного государственного органа в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера критерии и характеристики определения неблагоприятных природных явлений;

6) утверждает порядок создания местным исполнительным органом района (города) и организации работы комиссии для определения размера площадей посевов, подвергшихся воздействию неблагоприятного природного явления, и форму акта обследования по факту неблагоприятного природного явления;

7) утверждает типовую форму справки органа гидрометеорологической службы и (или) уполномоченного государственного органа в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, подтверждающей факт неблагоприятного природного явления.»;

4) в статье 5:

в пункте 2:

в подпункте 8) слова «участников страхового рынка» заменить словами «страхователя, страховщика»;

дополнить подпунктами 9) и 10) следующего содержания:

«9) устанавливает форму и сроки представления страхователем, страховщиком и агентом информации и документов, необходимых для осуществления им контрольных функций;

10) разрабатывает и утверждает методику определения площадей гибели посевов.»;

в пункте 3:

в подпункте 2) слова «участников страхового рынка» заменить словами «страхователя, страховщика»;

дополнить подпунктами 3) и 4) следующего содержания:

«3) определяет оптимальные сроки начала и завершения посевных работ на соответствующей территории в разрезе природно-климатических зон по видам продукции растениеводства, подлежащим обязательному страхованию в растениеводстве;

4) создает комиссии в соответствии со статьей 9 настоящего Закона.»;

5) статью 5-1 дополнить частями второй, третьей и четвертой следующего содержания:

«Государственный контроль посредством проведения плановой проверки на предмет заключения договора обязательного страхования в растениеводстве осуществляется один раз в год.

Срок проведения плановой проверки составляет не более тридцати календарных дней.

Началом проведения проверки считается момент вручения проверяемому субъекту предпринимательства акта о назначении проверки.»;

6) в статье 7:

заголовок изложить в следующей редакции:

«Статья 7. Определение размера страховой суммы и виды нормативов затрат»;

в пункте 1:

слова «и не может быть менее норматива» заменить словами «в соответствии с нормативом»; слово «умноженного» заменить словом «умноженным»;

часть вторую исключить;

абзац первый подпункта 3) пункта 2 дополнить словами «научно обоснованной или упрощенной агротехнологии»;

7) часть первую пункта 3 статьи 8 после слов «единовременно или» дополнить словами «по согласованию со страховщиком»;

8) в статье 9:

в пункте 2:

в части второй слово «трех» заменить словом «пяти»;

в части третьей слова «по управлению земельными ресурсами» заменить словом «статистики»;

части четвертую и пятую изложить в следующей редакции:

«По результатам обследования комиссия в день обследования составляет соответствующий акт в трех экземплярах, отдельно по каждому факту неблагоприятного природного явления или их совокупности и виду продукции растениеводства (далее — акт обследования). Акт обследования подписывается всеми членами комиссии, после чего предоставляется представителям агента, страховщика и страхователя. В случае, если один из членов комиссии не согласен с принятым решением и не подписывает акт обследования, он обязан в письменной форме представить причины своего отказа комиссии и приложить их к акту обследования.

Объем продукции, собранный с площадей, подвергшихся воздействию неблагоприятного природного явления, в случае частичной гибели посевов подлежит обязательной оценке при уборке урожая. В случае полной гибели посевов размер убытка определяется как размер норматива затрат на один гектар производства вида продукции растениеводства, установленного на момент заключения договора обязательного страхования в растениеводстве, умноженный на площадь производства данного вида продукции, на которую оказало воздействие неблагоприятное природное явление.»;

пункт 4 дополнить частью третьей следующего содержания:

«В случае полной гибели посевов определение оценочного дохода страховщиком не производится.»;

в части первой пункта 5 слово «пяти» заменить словом «трех»;

пункт 7 исключить;

9) пункт 2 статьи 10 изложить в следующей редакции:

«2. К заявлению о страховой выплате прилагаются следующие документы:

копия договора обязательного страхования;

копия карты (схемы) размещения полей;

справка органа гидрометеорологической службы и (или) уполномоченного государственного органа в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, подтверждающая факт неблагоприятного природного явления;

копия заявления страхователя в местный исполнительный орган района (города) о создании комиссии по установлению площадей, подвергшихся воздействию неблагоприятного природного явления, с отметкой о принятии заявления;

документы, подтверждающие получение фактического дохода, перечень которых устанавливается договором обязательного страхования, а в случае их отсутствия — отчет оценщика (независимого эксперта) об оценке дохода при частичной гибели посевов.

Дополнительное истребование страховщиком других документов от страхователя не допускается.»;

10) статьи 12 и 13 изложить в следующей редакции:

«Статья 12. Государственная поддержка обязательного страхования в растениеводстве

1. Государственная поддержка обязательного страхования в растениеводстве осуществляется путем выделения бюджетных средств, определяемых законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, уполномоченному государственному органу в области растениеводства для возмещения пятидесяти процентов страховых выплат страховщикам по страховым случаям, возникшим в результате неблагоприятных природных явлений, и для оплаты услуг агента.

Средства, предусмотренные на оплату услуг агента, могут перечисляться на текущий счет агента в банке второго уровня в соответствии с договором, заключаемым между уполномоченным органом в области растениеводства и агентом.

2. Агенту открывается текущий счет в Национальном Банке Республики Казахстан (далее — Национальный Банк Казахстана) для осуществления управления средствами, передаваемыми уполномоченным государственным органом в области растениеводства на основе договора, заключаемого между уполномоченным органом в области растениеводства и агентом.

Временно свободные средства с текущего счета в Национальном Банке Казахстана могут размещаться на депозитах в Национальном Банке Казахстана.

Доходная часть текущего счета в Национальном Банке Казахстана формируется за счет бюджетных средств, передаваемых уполномоченным государственным органом в области растениеводства на основе договора, и доходов от размещения временно свободных средств на депозитах.

Расходная часть текущего счета в Национальном Банке Казахстана включает в себя суммы размещения на депозитах, расходы на возмещение части страховой выплаты страховщикам.

Остатки средств на текущем счете в Национальном Банке Казахстана, числящиеся на конец финансового года, не подлежат возврату уполномоченному государственному органу в области растениеводства и, соответственно, в бюджет.

Статья 13. Порядок предъявления требования о возмещении части произведенной страховой выплаты

1. Требования о возмещении части произведенной страховой выплаты к агенту предъявляются страховщиком в форме письменного заявления с приложением документов, необходимых для осуществления страховой выплаты.

2. К заявлению о возмещении части произведенной страховой выплаты должны быть приложены следующие документы:

нотариально засвидетельствованная копия договора обязательного страхования в растениеводстве;

документы, подтверждающие произведенную страховую выплату (платежное поручение — оригинал, дубликат расходного ордера, заверенный печатью страховщика);

в случае осуществления страховой выплаты по решению суда прилагается копия вступившего в силу решения суда;

копия документа об оценке оценочного дохода, заверенная страховщиком, в случае частичной гибели посевов.

В случае выявления несоответствия документов, предусмотренных частью первой пункта 2 настоящей статьи, требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан, указанные документы возвращаются страховщику для устранения замечаний. При этом срок возмещения страховщику части произведенной страховой выплаты исчисляется с момента повторного получения документов, но не может превышать семь рабочих дней.

3. Агент имеет право отказать страховщику в возмещении части произведенной страховой выплаты в случае сообщения и (или) предоставления страховщиком агенту заведомо ложных сведений.

4. Страховщик несет ответственность за достоверность определения размера страховой выплаты.»;

11) в статье 14:

абзац второй пункта 1 исключить;

в пункте 2:

в абзаце шестом слова «заключенных» заменить словами «вступивших в силу»; слова «,с приложением экземпляра оригинала договора обязательного страхования в растениеводстве» исключить;

дополнить абзацами десятым и одиннадцатым следующего содержания:

«информировать агента обо всех судебных решениях и (или) определениях, касающихся произведенной страховой выплаты и ее размера, в трехдневный срок со дня их вынесения;

при наступлении неблагоприятного природного явления направить своего представителя в состав комиссии, созданной по заявлению страхователя местным исполнительным органом района (города), для проведения обследования по определению площадей, подвергшихся воздействию неблагоприятных природных явлений.»;

дополнить пунктом 2-1 следующего содержания:

«2-1. Страховщик не вправе предъявлять требования по соблюдению агротехнологии возделывания сельскохозяйственных культур.»;

12) в пункте 2 статьи 15:

абзац четвертый изложить в следующей редакции:

«незамедлительно, но не позднее пяти рабочих дней, как ему стало известно о факте происшедшего неблагоприятного природного явления, которое может привести к наступлению страхового случая, уведомить об этом страховщика доступным способом (устно, письменно). Сообщение в устной форме должно быть в последующем (в течение семидесяти двух часов) подтверждено письменно. Если страхователь по уважительным причинам не имел возможности выполнить указанные действия, он должен подтвердить это документально;»;

абзац шестой изложить в следующей редакции:

«подать в местный исполнительный орган района (города) заявление о создании комиссии по установлению площадей, подвергшихся воздействию неблагоприятного природного явления:

при кратковременном — в течение трех рабочих дней со дня его наступления;

при долговременном — в течение десяти рабочих дней после обнаружения его воздействия на посевы при наличии справки органа гидрометеорологической службы и (или) уполномоченного государственного органа в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, подтверждающей факт такого явления в соответствии с их компетенцией;»;

дополнить абзацем седьмым следующего содержания:

«страховать свои имущественные интересы на каждом отдельном поле севооборота;»;

13) в статье 16:

в пункте 2:

абзац четвертый исключить;

в абзаце пятом слова «месячный срок» заменить словами «течение семи рабочих дней»;

в абзаце шестом слова «, утверждаемой Правительством Республики Казахстан,» исключить;

в пункте 3 слова «права и» исключить;

в пункте 4 слова «оговоренный соответствующим договором срок» заменить словами «срок, установленный пунктом 2 настоящей статьи,»;

14) дополнить статьей 16-1 следующего содержания:

«Статья 16-1. Права и обязанности органа гидрометеорологической службы и (или) уполномоченного государственного органа в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

1. Орган гидрометеорологической службы и (или) уполномоченный государственный орган в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера имеют право при подготовке справки, подтверждающей факт неблагоприятного природного явления, в случае возникновения спорных вопросов проводить обследование с выездом на место, предположительно подвергшееся неблагоприятному природному явлению.

2. Орган гидрометеорологической службы и (или) уполномоченный государственный орган в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обязаны выдать справку, подтверждающую или не подтверждающую факт неблагоприятного природного явления:

1) страхователю — бесплатно, в двух экземплярах, при кратковременном — в течение трех календарных дней, при долговременном — в течение пяти календарных дней;

2) иным заинтересованным лицам — по официальному письменному запросу в установленном порядке.»;

15) пункт 2 статьи 17 изложить в следующей редакции:

«2. Договор обязательного страхования заключается в письменной форме не менее чем в двух экземплярах сроком на двенадцать месяцев.».

Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования.

   

Президент Республики Казахстан Н. НАЗАРБАЕВ