29
Пт, март

Рынок Казахстана в ожидании качественного роста

После опубликования статистических данных за прошедший год естественно возникает желание проанализировать итоги. Стабильный ежегодный рост объёма страховых премий последних четырёх лет не может не радовать. Но каждый год «растёт» по-своему, поэтому всегда интересно заглянуть «за кулисы» процесса, и, как показывает опыт, каждый раз обнаруживается что-то интересное.

 

По мнению страховщиков, каких-то серьёзных изменений в 2013 году страховой рынок не претерпел, но отсутствие ярких событий не означает отсутствие небольших, но в целом значимых для рынка тенденций. Мнения страховщиков не были однозначными.

 

Положительные тенденции:

Т. Усенов: рынок показал рост на 19,6 % за прошедший год, очень активно развивался розничный сегмент и особенно - добровольное страхование автомобильного транспорта, годовой прирост по которому составил 80,9 %!

Ж. Альжанов: в прошедшем году наметился качественный рост страховых компаний, которые больше стремятся вкладывать в инфраструктуру, обучение агентов и улучшение сервиса. Увеличился спрос со стороны страховщиков на получение международных и местных рейтингов финансовой надёжности. Во второй половине 2013 года наметился также переток кадров в страховые компании из частных пенсионных фондов, которые должны быть упразднены в результате проведённой Национальным Банком Республики Казахстан пенсионной реформы.

Г. Амерходжаев: в прошедшем году всё больше отечественных компаний делали ставку на добровольные виды страхования, развивали инфраструктуру и сервис, а также предлагали клиентам новые продукты, акции, подарочные полисы.

Наблюдалась активизация в сегменте розничного страхования, что способствовало созданию условий для обретения устойчивости страховых компаний на рынке.

Добровольные виды страхования ещё недостаточно развиты, и данная тенденция в будущем позитивно отразится на рынке, способствуя повышению конкуренции среди игроков.

Из положительных тенденций прошедшего года также можно отметить активизацию государства по разработке новых обязательных классов страхования, которые в будущем создадут для страхового рынка новые ёмкости.

 

Отрицательные тенденции

К. Мырзатова: Очередные ужесточения требований и ограничений со стороны надзорных органов в части учётной политики, перестрахования и т. п.

Ж. Альжанов: Продолжавшийся в 2013 году активный демпинг со стороны некоторых страховых компаний.

Г. Амерходжаев: Страховщики вынуждены искать пути в части снижения операционных расходов, увеличения доходной части своих бюджетов.

Т. Усенов: Снижение уровня страховых тарифов, связанного с демпингом и отсутствием адекватной статистики. А это в целом может привести к неадекватному уровню выплат и финансовым проблемам некоторых игроков рынка страхования в будущем.

О. Ханин: Прежде всего - рост убыточности по обязательным классам страхования, в частности по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, связанный с ростом автоаварий со смертельным исходом на фоне отставания темпа прироста объёма страховых премий. А ещё - определённая неразбериха в части осуществления корректных выплат по обязательному страхованию работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей, связанная с различным толкованием самого понятия страхового случая, прямо противоположными решениями судов по аналогичным делам!

А. Шакенов: А пенсионная реформа! А последствия событий прошлых лет на рынке обязательного страхования работников от несчастных случаев! А проблемы банковского сектора! Это же тоже - негативные тенденции для отрасли страхования жизни.

Мнения участников рынка чаще всего объективно оценивают общую картину, но иногда при детальном рассмотрении высказываются и неожиданные суждения.

Отрасли страхования: смена лидера

Посткризисный рост страхового рынка в разрезе отраслей страхования не был равномерным. Если отрасль общего страхования, традиционно имевшая сбалансированный портфель добровольного и обязательного страхования, показывала стабильный рост более 10 % в год, то отрасль страхования жизни продемонстрировала серьёзную зависимость от рыночной конъюнктуры (см. таблицу 1).

 

Отрасль страхования жизни

Пенсионные аннуитеты и значительные объёмы банкострахования стали источником значительно роста объёмов отрасли страхования жизни (более 50 % ежегодно). Исключением стал 2013 год, когда объёмы отрасли страхования жизни показали прирост всего в 7,9 %. Причиной такого снижения стал законодательный запрет на заключение договоров пенсионного аннуитета за счёт средств накопительных пенсионных фондов. Объёмы аннуитетного страхования в 2013 году упали на 25,6 %, и это серьёзно снизило темп роста отрасли, поскольку в структуре портфеля отрасли страхования жизни аннуитетное страхование к концу года составляло около 50 %. Если бы не законодательные изменения в части передачи класса обязательного страхования работника от несчастного случая исключительно в отрасль страхования жизни, который за 2013 год составил 32 % портфеля, то динамика отрасли страхования жизни, скорее всего, была бы отрицательной.

Кроме того, текущий рост отрасли в основном осуществляется за счёт роста объёмов страхования жизни, которые обеспечены в основном договорами страхования жизни заёмщика - рост на 91,4 % за прошедший год. Если учесть определённую напряжённость на рынке кредитования и намерение регулятора ограничить рост этого сегмента финансовых услуг, то текущий положительный тренд в части роста банкострахования нельзя назвать устойчивым. Других качественных предпосылок для развития отрасли пока не видно.

По мнению А. Шакенова, текущие законодательные изменения могут привести к упадку отрасли страхования жизни. Усилиями рынка ситуацию не изменить, и только стимулирующие меры со стороны государства способны дать отрасли ещё один шанс. Аскар Шакенов считает, что стимулом могут стать законодательные изменения в части пенсионных планов из обязательных пенсионных отчислений. Предоставление возможности работающим гражданам республики выбора по отчислению обязательных пенсионных взносов в накопительный пенсионный фонд или в компанию по страхованию жизни (полностью или частично), а также развитие системы частных и государственных пенсионных планов создаст стимулы для работодателей к формированию дополнительных частных пенсионных планов для своих работников в качестве программ лояльности.

Ещё одним стимулирующим фактором для развития отрасли может стать предоставление льгот физическим лицам по освобождению от уплаты индивидуального подоходного налога при получении страховой или выкупной суммы по договорам накопительного страхования жизни при сроке накопления пять лет и более. Мировая практика показывает, что для развития отрасли накопительного страхования государство обеспечивает льготные условия в виде послаблений по налогам, а взамен экономика получает «длинные» деньги, которые могут быть использованы на финансирование «длинных» проектов, требующих долгосрочных вложений, таких как строительство объектов инфраструктуры, социальные проекты и т. д. Это также простимулирует население к накоплению, что в значительной мере ослабит нагрузку на государство по социальному обеспечению граждан при наступлении неблагоприятных событий.

И ещё одним стимулом может стать развитие рынка высокодоходных инвестиционных инструментов с помощью развития продукта Unit-linked (очень популярного на развитых рынках). Но для этого необходимо комплексное развитие рынка таких инвестиционных инструментов, стимулирование со стороны государства и рост финансовой грамотности населения.

 Отрасль общего страхования

Умеренный рост объёма премий по отрасли общего страхования на уровне 9,7 %в 2012 году показал динамику до 23,4 % за 2013 год. Фактически отрасль общего страхования «вытянула» прирост совокупных премий страхового рынка по итогам года на19,6 %! Надо отметить, что лидером роста в прошлом году стали именно классы добровольного имущественного страхования (ДИС), доля которых в общем объёме премий составляет 42,6 %, и прирост за последний год составил 38,8 %. Внутри классов ДИС наилучшую динамику демонстрировали: страхование от прочих финансовых убытков - 124,5 %, страхование автомобильного транспорта - 86,4 %, страхование грузов - 64,8 %. Стабильную тенденцию роста за последние годы подтвердили и другие два класса: ОС ГПО ВТС - 11,2 %, страхование на случай болезни - 18,5 %.

Остановимся более подробно на некоторых из обозначенных классов.

Страхование от прочих финансовых убытков. Рост объёмов по этому классу на 124,5 % не вызывает особого удивления, поскольку напрямую обеспечен ростом кредитного портфеля банков. Самым популярным банковским продуктом на сегодняшний день являются потребительские кредиты, которые не обеспечены залогом. Для минимизации рисков банки страхуют свой кредитный портфель и тем самым поддерживают рост этого класса страхования. Надо отметить, что и выплаты по темпам роста тоже демонстрируют значительный прирост - 872,5 %! Но этот рост выплат в течение года отнюдь не свидетельствует об эффективности этого класса страхования, ведь фактическая доля выплат в объёме страховых премий по этому классу составляет всего 1,5 %. И если учесть, что договоры страхования заключаются сроком на один год, то доходность по этому классу для страховщика составляет 98,5 %. Довольно хороший «кусок пирога», поскольку доля премий по этому классу составляет 12,6 % от всех собранных премий по рынку в целом! Но доступен этот «пирог», к сожалению, ограниченному числу аффилированных банкам компаний.

Перспективы по дальнейшему росту этого класса довольно сдержанные, поскольку Национальный Банк планирует ввести ограничение для банков по темпам роста портфеля необеспеченных кредитов. В случае введения ограничений банки должны ужесточить андеррайтинговую политику в отношении заёмщиков и тем самым сократят свои риски. В этом случае объёмы страхования от прочих финансовых убытков сократятся.

Страхование автомобильного транспорта. Планомерный и существенный ежегодный рост премий по КАСКО наблюдается уже несколько лет, в 2013 году он составил 86,4 %!

Ж. Альжанов считает, что это связано с несколькими факторами. Во-первых, сыграл роль эффект низкой базы. Ещё в 2010 году (последнем году, когда действовали низкие таможенные пошлины на подержанные автомобили) основными клиентами страховщиков были компании, которые страховали свой автопарк. Казахстанцы практически не приобретали страхование для автомобилей, исключение составляло незначительное количество владельцев новых авто. Весь рынок автоКАСКО в 2010 году оценивался в 3,3 млрд тенге. К 2013 году рынок автострахования вырос в три раза!

Во-вторых, создание Таможенного союза, введение высоких заградительных таможенных пошлин на б/у автомашины практически закрыло огромный канал поступления подержанных и относительно недорогих автомобилей. Одновременно стали открываться автосборочные производства, развиваться программы кредитования. За три года продажи новых автомобилей выросли практически в 6 раз (по данным АКАБ с 22 тыс. единиц в 2010 году до 165 тыс. единиц по итогам. 2013 года)! В то же время покупка КАСКО стала обязательной при покупке автомобиля в кредит через банк. Это стало третьей причиной динамичного развития рынка автострахования. Таким образом, можно говорить, что рост премий по КАСКО не является краткосрочным «всплеском», а является долгосрочной тенденцией, которая с каждым годом будет всё отчетливее проявляться на автомобильном рынке, считает Ж. Альжанов.

С. Лаврентьев считает, что динамика этого класса в 2014 г. сохранится. Официальные дилеры в нынешнем году планируют продать 214 - 220 тысяч автомобилей. При этом типовые программы автокредитования рассчитаны на 3-5 лет и все автовладельцы, за редким исключением, продлят страховой договор, а новые автовладельцы его заключат. Таким образом, только за счёт притока новых автомобилей на рынок объём автоКАСКО должен вырасти минимум на 30 - 35 %.

Хотя Т. Усенов считает, что назвать рост автоКАСКО можно было бы тенденцией, но в связи с девальвацией тенге, проведенной в начале февраля Национальным Банком, и снижением курса национальной валюты к доллару США, которая повлечёт за собой замедление потребительского спроса, рост может оказаться краткосрочным.

С ним солидарен О. Ханин, который считает, что многие страхователи, которые покупали автоКАСКО по доброй воле, могут с целью экономии отказаться от страховки в этом году. Можно ожидать, что рынок реального автоКАСКО - без залоговых и подарочных договоров - может заметно сузиться.

Если говорить о страховых выплатах по страхованию автомобильного транспорта, то, несмотря на рост в 64 %, доля выплат в страховых премиях снижается с каждым годом. Если в 2010 году она составляла 37,8 %, то в 2013 году этот показатель был зафиксирован на уровне 21,9 %. К тому же прослеживается очевидная тенденция увеличения среднего тарифа с 2,5 до 3,5 %. Но С. Лаврентьев считает, что стоимость страховых программ автоКАСКО будет снижаться, что будет обусловлено возрастающей конкуренцией в этом сегменте страхования. Но предпочтение клиента будет отдаваться более дорогим программам. Это значит, что если раньше страхователь предпочитал более дешёвый продукт, с выплатой по реальному ущербу, страхование не на действительную стоимость автотранспорта, а только на стоимость кредита, то теперь преимущество отдаётся страхованию на полную стоимость и с выплатой по восстановительной стоимости с ремонтом на специализированном СТО.

Несколько другого мнения придерживается Г. Амерходжаев, который считает, прирост премий в среднесрочной перспективе продолжится, но темпы роста по сравнению с предыдущим периодом снизятся. При этом сдерживающими факторами роста объёмов премий по данному классу будут сокращение автокредитования, снижение уровня реальных доходов населения в связи с девальвацией, возможное сокращение расходов на страхование предприятиями и банками, а фактором роста премий станет увеличение тарифов в среднем по рынку.

Страхование на случай болезни. Стабильный рост объёмов по этому классу за последние годы говорит о том, что всё больше работодателей включают его в свои социальные пакеты. Увеличение объёмов собранных премий по этому классу в 2013 году составило 18,5 %, но страховые выплаты выросли ещё больше - на 28,8 %. Доля премий в выплатах составляет 71,1 %, а в 2012 году это показатель был на уровне 65,4 %. Рост убыточности, тем не менее, не останавливает страховщиков, и этот фактор, возможно, обусловлен тем, что этот класс страхования является «нагрузкой» по более объёмным и менее убыточным страховым договорам. В любом случае текущий наработанный опыт может стать хорошим подспорьем при введении обязательного медицинского страхования.

Таблица 1. Динамика объёма страховых премий и доли отраслей в объёме страховых премий

Период

Страхование жизни

Общее страхование

Всего по отраслям

2010 год

   

 

Объём премий

  1. 645,8
  2. 318,1
  3. 963,9
   

Доля в %

13,3

86,7

100,0

Динамика роста

99,8

16,7

23,5

2011 год

     

Объём премий

30478,8

  1. 049,9
  2. 528,7
 

Доля в %

17,4

82,6

100,0

Динамика роста

63,5

19,6

25,4

2012 год

     

Объём премий

  1. 437,9
  2. 233,5
 

211 671,3

Доля в %

24,8

75,2

100,0

Динамика роста

72,0

9,7

20,5

2013 год

     

Объём премий

  1. 575,8
  2. 496,8
  3. 072,6
   

Доля в %

22,4

77,6

100,0

Динамика роста

7,9

23,4

19,6

Таблица 2. Поступление страховых премий (сумма указана за вычетом страховых премий, принятых по договорам перестрахования)

Поступление страховых премий

01.01.2013 г.

01.01.2014 г.

Изм., в %

Млн тенге

в % к итогу

млн тенге

в % к итогу

 

Всего, в том числе по:

211 671,3

100,0

253 072,6

100,0

19,6

Обязательному страхованию, в том числе:

48 791,1

23,1

53 118,6

21,0

8,9

гражданско-правовая ответственность владельцев транспортных средств

27 915,3

13,2

31 035,5

12,3

11,2

страхование работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей

17 610,1

8,3

18 376,7

7,3

4,4

гражданско-правовая ответственность перевозчика перед пассажирами

1 294,3

0,6

1 525,5

0,6

17,9

экологическое страхование

903,3

0,4

1 001,8

0,4

10,9

гражданско-правовая ответственность владельцев объектов, деятельность которых связана с опасностью причинения вреда третьим лицам

514,5

0,2

535,9

0,2

4,2

страхование в растениеводстве

411,8

0,2

479,4

0,2

16,4

прочие классы обязательного страхования

141,9

0,1

163,8

0,1

15,5

Добровольному личному страхованию, в том числе:

85 156,6

40,2

92 111,9

36,4

8,2

страхование жизни

15 020,7

7,1

28 755,8

11,4

91,4

аннуитетное страхование

37 417,2

17,7

27 820,0

11,0

-25,6

страхование от несчастных случаев

17 089,9

8,1

17 009,6

6,7

-0,5

страхование на случай болезни

15 628,8

7,4

18 526,6

7,3

18,5

Добровольное имущественное страхование,

в том числе:

77 723,6

36,7

107 842,1

42,6

38,8

страхование имущества, за исключением пунктов 3.1 - 3.5

35 304,6

16,7

33 997,1

13,4

-3,7

страхование гражданско-правовой ответственности, за исключением классов, указанных в пунктах 3.7 - 3.9

11 009,7

5,2

14 003,1

5,5

27,2

страхование от прочих финансовых убытков

14 152,5

6,7

31 778,9

12,6

124,5

страхование автомобильного транспорта

6 426,1

3,0

11 980,9

4,7

86,4

страхование грузов

4 347,2

2,1

7 164,0

2,8

64,8

прочие классы добровольного имущественного страхования

6 483,4

3,1

8 918,0

3,5

37,6

Таблица 3. Структура страховых выплат

Страховые выплаты

01.01.2013 г.

01.01.2014 г.

Изм., в %

млн тенге

в % к итогу

млн тенге

в % к итогу

Всего, в том числе по:

68 059,9

100,0

51 990,1

100,0

-23,6

Обязательному страхованию, в том числе:

16 164,3

23,8

19 989,9

38,4

23,7

гражданско-правовая ответственность владельцев транспортных средств

8 513,2

12,5

11 263,0

21,7

32,3

страхование работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей

6 482,7

9,5

8 182,2

15,7

26,2

страхование в растениеводстве

942,3

1,4

308,6

0,6

-67,2

прочие классы

226,1

0,3

236,2

0,5

4,4

Добровольное личное страхование, в том числе:

39 990,1

58,8

22 828,1

43,9

-42,9

страхование жизни

450,7

0,7

545,0

1,0

20,9

аннуитетное страхование, в том числе

28 992,4

42,6

8 782,7

16,9

-69,7

страхование от несчастных случаев

322,6

0,5

326,5

0,6

1,2

страхование на случай болезни

10 224,4

15,0

13 174,0

25,3

28,8

Добровольное имущественное страхование, в том числе:

11 905,5

17,5

9 172,1

17,6

-23,0

страхование имущества, за исключением пунктов 3.1 - 3.5

7 690,6

11,3

3 885,0

7,5

-49,5

страхование автомобильного транспорта

1 598,3

2,3

2 620,8

5,0

64,0

страхование гражданско-правовой ответственности, за исключением классов, указанных в пунктах 3.7 - 3.9

1 831,6

2,7

782,7

1,5

-57,3

страхование воздушного транспорта

136,3

0,2

634,3

1,2

365,3

страхование от прочих финансовых убытков

49,7

0,1

483,1

0,9

872,5

страхование грузов

347,1

0,5

430,7

0,8

24,1

прочие классы

251,9

0,4

335,6

0,6

33,2

 

Точки роста в 2014 году: мнения страховщиков

 О. Ханин

 - После корректировки курса тенге точки роста остаются под вопросом. Обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств драйвером не будет. Этот вид будет расти процентов на 10 за счёт ежегодного повышения МРП, применения системы «бонус-малус», увеличения автопарка.

В ожидании введения обязательного медицинского страхования можно было бы говорить о росте медицинского страхования, однако оно требует больших вложений в инфраструктуру, да и коммерчески - малопривлекательно, поскольку из года в год, борясь за клиентов, некоторые компании понижают тарифы.

В какой-то степени драйвером может стать добровольное страхование автотранспорта, несмотря на то, что всё меньше компаний дают подарочные полисы, но растёт число автолюбителей, сознательно покупающих автоКАСКО. В свою очередь даёт о себе знать рост убыточности по всем видам, связанным с автотранспортом, особенно в корпоративном КАСКО, тем не менее цены продолжают падать под давлением ценовой политики некоторых страховщиков. Однако после корректировки курса тенге, возможно, многие автолюбители могут отказаться от него.

Если говорить о страховании финансовых рисков, связанных с банкострахованием, то оно может уменьшиться из-за планируемого ограничения беззалогового потребительского кредитования.

Считаю, что год для страховщиков будет тревожный, придётся балансировать между клиентами, которых нельзя потерять, и нарастающими убытками, тем не менее будут и свои лидеры, и локомотивы страхования.

Т. Усенов

 - До девальвации я бы назвал розничный сектор, но теперь после её проведения снова рост будет показывать корпоративный сектор.

К. Мырзатова

 - Это обязательные виды страхования, в том числе обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, так как штрафы за отсутствие страховых полисов ужесточаются и автовладельцам становится невыгодно ездить на незастрахованном авто. Соответственно число застрахованных автомобилей будет расти, что даст рост премий в целом по рынку.

Если в 2014 году законодательно утвердят введение обязательных видов страхования - недвижимости от катастрофических рисков и обязательного медицинского страхования, то это даст высокий рост объёма премий в 2014 году. Но, возможно, принятие этих законов будет перенесено на 2015 год.

Мы предполагаем, что объёмы сборов по банковскому страхованию в 2014 году будут не ниже объёмов 2013 года, снижения быть не должно. Это связано с тем, что банки буду заниматься пролонгацией действующих договоров и дополнительно будут страховать новые залоги, но большого роста в связи с девальвацией, возможно, не будет.

А. Етемесов

 - На наш взгляд, рынок страхования в 2014 году переживёт не самые положительные тенденции. С большей вероятностью можно сказать, что доля банкострахования уменьшится ввиду девальвации национальной валюты. Отсюда следует, что это может напрямую коснуться страхования автоКАСКО, страхования от несчастного случая, страхования имущества, а также страхования от прочих финансовых убытков. Не исключаем также, что возможен уход с рынка некоторых игроков, а также процесс слияния. Что касается общего вала страховых премий, всё же мы считаем, что прирост в 2014 году составит не более 10-15 %.

Г. Амерходжаев

 - Серьёзный потенциал - у страхования недвижимости, добровольного страхования автотранспорта, медицинского страхования. Именно эти виды страхования будут играть активную роль в развитии страхования в ближайшие годы. Продолжится работа по внедрению обязательного страхования недвижимости населения от катастрофических рисков, обязательного медицинского страхования. Именно эти виды страхования будут играть активную роль в развитии страхования в ближайшие годы.

В связи с тем, что со стороны надзорных органов идёт ужесточение нормативных требований к страховым компаниям, возможна дальнейшая тенденция слияния компаний. Вполне возможно, что с повышением требований к капитализации ещё будут происходить объединения.

Журнал "Рынок страхования", февраль 2014 г.