19
Пт, апр

Андрей Семёнов: «Урегулирование убытков в страховании — это искусство договариваться»

С января 2013 года компания «Юнайтед Лосс Аджастерс» стала официальным агентом Cunningham Lindsey International в Украине. О непереходящих ценностях и практике урегулирования сложных убытков, которые позволили украинской компании представлять интересы авторитетного международного сюрвейера рассказал руководитель ULA Андрей Семёнов.

Распоряжение об отмене кризиса еще не подписали. Но, несмотря на это, Украина остается интересной для международного рынка страхования. Во-первых, успешно работают многие заводы и фабрики. Возникли предпосылки для массового развития аграрного сектора. В стране представлены многие крупные международные бренды. Во-вторых, у перестраховщиков возникла необходимость детально прорабатывать крупные убытки и в России, и в Украине. В-третьих, связано это с последними крупными техногенными авариями (например, авария на Саяно-Шушенской ГЭС). Только одной причины «почему необходимо присутствие официального представителя группы Cunningham Lindsey в Украине» нет и быть не может.

Истинный профессионал страхового рынка как-то мне сказал: «Мы берем объект на страхование, когда знаем, как будем его урегулировать». Полагаю, это один из фундаментальных законов страхового рынка.

С моей точки зрения, урегулирование — это самое правильное определение того, что мы делаем. Это искусство договариваться. Задача аджастера не просто посчитать убыток, важно — чтобы после этого остались партнерские отношения между страхователем и страховщиком и интересы всех сторон были соблюдены. Но, безусловно, есть ситуации, когда необходимо иметь жесткую позицию, и тут компромиссы недопустимы.

Как известно в основе успешного сотрудничества между страховщиком и аджастером лежит доверие. Если между страховщиком и аджастером нет доверия, можно даже не начинать работать. Есть граница, за которой деньги перестают быть ценностью. Считаю, именно благодаря доверию и накопленному опыту нас привлекали к урегулированию многих крупных убытков в Украине.

Сюрвей и аджастинг крупных убытков

Еще будучи представителями компании «Каннингэм Линдсэй Раша», мы принимали участие в урегулировании пожаров на складе «Датагруп», затем на складе «Союз-Виктан» и других крупных промышленных объектов. В 2011 мы урегулировали крупнейший убыток при пожаре на складах «Эльдорадо».

Случай с «Эльдорадо» очень интересен. Сгорел склад общей площадью почти 30 тыс. кв.м. На то время это был самый крупный убыток в Украине. Риски сети «Эльдорадо» страховала «Украинская страховая группа» при участии четырех международных перестраховщиков. Сложность была в том, чтобы определить страховой это случай или нет, а также в подтверждении суммы ущерба.

УСГ оперативно привлекла нас для урегулирования на первом этапе, когда склад еще горел. Была создана рабочая группа, и четко распределены обязанности. Мы понимали, что приоритетной задачей станет пересчет товара. Это был единственный способ убрать сомнения всех сторон. Ведь такие крупные убытки всегда обрастают массой слухов и недомолвок.

Большая часть товара расплавилась. Анализируя остатки фрагментов корпуса, мы могли только сказать: «Да, он (товар) здесь был». От тех же телевизоров, например, остались одни рамки. Но все крупногабаритное — холодильники, стиральные машины, электрические и газовые плиты… — мы физически сумели пересчитать.

Для этого силами специализированной строительной компании были проведены работы по демонтажу стен, балок и перекрытий. По мере выполнения работ строителями наши сюрвейеры пересчитывали остатки крупногабаритного товара. Затем обгоревшие остовы загружали на машины и увозили на свалку. Три недели ежедневных работ на складе ушло на то, чтобы подтвердить наличие товара по номенклатуре. Но затем настало время самой трудоемкой части работы, пересчет определенной нами группы товаров.

Параллельно наши коллеги из «Каннингем Линдсей Раша» проводили проверку финансовой и бухгалтерской отчетности страхователя.

Спустя три месяца напряженной работы, был подготовлен подробный отчет с поэтапным изложением, что именно и как мы делали, а также презентация всего процесса урегулирования, на которой присутствовали как страховщик, так и все перестраховщики, участвующие в выплате. Вопросов у перестраховщиков не было.

В итоге, убыток был урегулирован в размере 90,467 млн. грн. На сегодня это один из интереснейших примеров по урегулированию убытков, которые происходили в Украине.

На мой взгляд, это урегулирование стало образцом взаимодействия страховщика и сюрвейера. Убыток был закрыт в кратчайшие сроки, невзирая на большой объём работ.

Нестандартные страховые случаи и их сюрвей

Что касается других примеров урегулирования страховых случаев, то интересны, прежде всего, нестандартные ситуации. Убытки, которые происходят раз в десятилетие. Например, мы расследовали и урегулировали убыток когда была испорчена и частично украдена целая партия бычьей спермодозы. Такие происшествия любопытны нестандартностью и тем, что стандартные процедуры и схемы урегулирования тут не работают.

Страхователем тогда был заявлен очень большой убыток. Но благодаря тому, что мы детально изучили производственный процесс (условия хранения, оборудование, которое используется, от чего зависит качество) и путь застрахованного имущества от производителя к потребителю, мы смогли определить реальную стоимость убытка. К концу урегулирования я знал всех ТОП-50 быков Украины поименно и на что они способны.

Еще один нестандартный случай.Однажды мы получили заявку о крупном убытке в России. На одном из подмосковных складов не принимали груз на 75 тыс. евро. Я связался с водителем, начал разбираться.

Диалог был следующий:

— Кто не принимает?
— Грузчик склада.
— Почему?
— А потому что вы, украинцы, забрали наш Крым, Севастополь и воруете газ!

Такого в практике я еще не встречал. Но что делать? Нужно договариваться. Я попросил водителя дать трубку грузчику и выслушал «излияния» последнего. Во избежание международного конфликта я дал рекомендации с учетом «особенностей национальной традиции». Спустя два часа напитки были выпиты, закуска съедена, и все спорные геополитические вопросы были сняты. Грузчик проникся ярким духом интернациональной дружбы. После чего груз был принят в полном обьёме, без оговорок.

Основные тенденции в урегулировании убытков

Мы обратили внимание на увеличение убытков, связанных с грузовыми перевозками. Раньше дорогие грузы всегда были большими. Сейчас самое дорогое стало очень маленьким — айфоны, айпады, ноутбуки. И два-три украденных из машины ящика превращаются в убытки около $100 тыс.

За последние полгода мы столкнулись с ростом таких случаев. Ноябрь и зима прошедшего года — пик краж при грузоперевозках внутри страны.

На мой взгляд, это не случайности, а хорошо организованные мероприятия, когда при вскрытии машины воры заранее знают, где лежит и что лежит. Поэтому мы настоятельно рекомендуем нашим страховщикам-партнерам учитывать эту тенденцию и в договорах страхования более жестко прописывать обязательства перевозчиков, экспедиторов, владельцев груза.

Хотелось бы отметить и другую тенденцию последнего времени — рост интереса к услугам сюрвейеров и аджастеров со стороны банков, импортеров, экспортеров.

…………………………………………………………………………………

Источник:Фориншурер