28
Чт, март

Страхование сотовиков — "только бы не платить"!

Многочисленные дополнительные услуги связи, которые предлагаются на рынке абонентам от лица операторов и сторонних "партнеров" несут на себе печать лохотрона. Не все, разумеется, но многие.

Вспомнить об этом тезисе заставляет тот факт, что кроме рынка VAS страховые компании и операторы связи решили подзаработать на таком взрывообразно увеличивающемся "рынке" как кража мобильных телефонов.

Ежегодно регистрируются десятки тысяч таких случаев — а зарабатывать будут на страхе владельцев мобильных устройств.

Вроде бы заголовок "«Билайн» защитит мобильные телефоны" внушает некоторую надежду на то, что с этой бедой можно справится. На самом деле нет — вас "разводят".

Итак, Би предлагает на рынке проект «Мобильный под защитой», который разработан "совместно с компанией Asurion Corporation, специализирующейся на защите мобильных устройств и являющейся лидером этого рынка в Америке, Европе и Азии". Угу. Читаем сноску к релизу Ч там написано, что "услуги страхования на территории России оказывает компания КИТ Финанс Страхование".

Не забудем взглянуть на рейтинг компаний такого типа по итогам 2011 года — у КИТа 59е место в общем рейтинге, по сути, компания даже не третьего, а десятого эшелона, как по уровню, так и по объему собранных страховых премий. Разумеется, здесь готовы заниматься любыми продуктами, которые только смогут принести деньги. Причем, риски для организатора процесса минимальны — ибо основной принцип страховых компаний "не платить" работает здесь во всей красе. Ну а "ВымпелКом" в данном проекте выступает только как продавец "страховок".

В чем же суть бизнеса? Постулируется, что "«Мобильный под защитой» — это комплексный сервис, который включает страхование мобильного устройства". Звучит волшебно. Вот она панацея от всех проблем!

Затаив дыхание читаем, что же будет дальше?

"Страховое покрытие распространяется на широкий спектр рисков: кража, грабёж, негарантийная поломка, многие виды механического повреждения, включая повреждение водой". Угу. Ну канешна.

Сначала скажем про "негарантийные повреждения" — чтобы признать их таковыми, скорее всего, надо будет доказать, что телефон использовался "в соответствии с правилами эксплуатации", которые обычно написаны так, что идеальным вариантом использования трубки будет положить ее на столик и аккуратно смахивать пыль специально сертифицированным платочком. И чтобы не ронять, не таскать в карманах или говорить на морозе — ни-ни.

Думаю, что для "принятия решения" о выплате страховой суммы клиента заставят сдавать свой телефончик в какой-нить "гарантийный центр" на проверку и чтобы этот самый центр он был со строгой сертификацией от страховщика. Таковых, видимо, будет всего парочка на всю страну. В виде особенного исключения, скорее всего, телефоны для пересылки в такие центры будут принимать в офисах торговой сети "ВымпелКом" (может и "Евросеть" на это дело подпишут). Но как долго будет длится такая экспертиза - Бог его знает. Скорее всего, месяц.

А потом в выплате вам тупо откажут по множеству самых мелких придирок. Как обычно и бывает.

Подавать в суд можно, но это расходы на защитника (минимум 15 тыс.), экспертиза (от 10 тыс.) и полгода времени. В общем, чтобы получить тысяч 20-30 (страховать будут именно дорогие смартики) надо будет затратить столько же времени.

Что еще в "отличительных особенностях" сервиса? Ах, да - "Главная отличительная черта сервиса «Мобильный под защитой» — максимальное удобство для клиента: рассмотрение страховых претензий по телефону, оформление за клиента пакета документов, необходимого для получения страхового возмещения, доставка нового телефона по адресу клиента на следующий день (если утрачена SIM-карта, она включается в доставку)".

Я плачу от умиления и «предусмотрительности» страховщика. Как это мило. В теории. На практике «рассмотрение страховых претензий по телефону» вряд ли случится — примут заявку, а перезванивать обратно будут неделю, не меньше. Доставка нового клиента на следующий день — видимо, только в пределах столицы. Никто вам ваш любимый Vertu не отправит с помощью DHL в Бразилию или на Канары. Ну а "оформление за клиента пакета документов" — это что? Договор что ли заполнить? Это и так продавец делает. А вот если в милицию сходить, чтобы справочку получить о возбуждении уголовного дела по факту кражи — ну, это вряд ли. Интересно, а что страховщик делать будет, если ваш телефончик снят с производства? Изобретет вам альтернативу?

Про оплату возмещения по краже и грабежу — отдельный момент. Это будет самым сложным. От клиента потребуется возбудить уголовное дело по факту противоправного действия третьих лиц. Причем, для этого надо будет в полицию принести документы на телефон. Ну, коробку там, гарантийный талон и чек на покупку. А то, как докажете, что это ваш телефон и он у вас был? У кого из нас коробка на телефон сохранилась? Поднимите руки в зале. А у кого сохранился чек? Особенно если платили наличными, то как докажете, что этот конкретный чек от этого конкретного телефона и именно этот телефон — ваш?

Ваше счастье, если платили за трубку по своей банковской карте: тогда надо будет получить справочку из банка об этом платеже и справочку из магазина о том, что этот платеж был вот за такое устройство (это минимум 2-3 дня беготни). А ежели ваш телефон был в подарок получен? Сложно, сложно это будет сделать. Особенно если украли телефон не дома, а где-нибудь в отпуске (особенно в другой стране!) или в другом регионе.

Понятное дело, что в полиции дело по такой мелочи заводить не захотят — конкретный "висяк". Но, как мне советуют коллеги в Facebook, "надо просто настоять на выполнении ваших законных требований и не поддаваться на разводки ментов. Все возбудят и талончик дадут, а через 2 месяца - справочку о закрытии УД ввиду невозможности установить виновных. Вот с ней в страховую и пойдете. Да, это займет десяток часов, суммарно; да, это не мгновенная выплата". Ну как, вам, дорогие абоненты сотовой связи, уже все очевидно?

Понятное дело, что хищение телефона - это четко отлаженный бизнес уличных и магазинных воров. Опера "на земле" их отлично знают, только вот искать такие трубки достаточно сложно. Если только страховая компания не будет "пинать" правоохранительные органы по этой теме. Но в то, что это сможет серьезно сделать компания с рейтингом №59 в общефедеральном списке мне верится не то, что с трудом.... В общем, это нереально. Вам просто попробуют отказать в выплате. По любым основаниям.

А говорить про то, что эти украденные сотовики будут блокировать по IMEI вообще смешно. У нас за перешивку этого идентификатора ответственности нет никакой. Сделать это не сложно. Ну даже если и не сделали «перебивку», то общефедеральной базы таких телефонов нет (даже по ЗИЦам это все отдельные данные для каждого макрорегиона). Где будет блок? В сети «БиЛайн» если только? Ну так не беда – уйдут к конкурентам.

Кстати, надо отметить, что "В рамках услуги «Мобильный под защитой» «Билайн» и Asurion Corporation рекомендуют использовать приложение «Mobile Protector»". По сути, это резидентная программа, которая будет присматривать за координатами вашего устройства с помощью встроенного GPS-модуля. Правда, такая версия есть только для iOS и Android - типа устройства с Windows Phone пролетают? как и обычные мобильники. А если GPS выключен, то устройство будет обнаруживаться по LBS - слишком большой радиус соты и не понятно, где же ваша "железка"-то есть. Видимо, тем, кто не поставит «Mobile Protector», в страховой выплате откажут тоже. Сразу. И то, что у вам Vertu застрахован — не поможет. 

Кстати, "в рамках пилотной стадии проекта услуга распространяется на 113 моделей устройств". Не будем заниматься самообманом - там только смартики в этом списке. И "пилотная стадия" проекта продлится всю его жизнь. Возможно, недолгую. На сайтах "Кит Финанс Страхование" и "ВымпелКом" я этого списка на момент публикации релизов о вводе в строй услуги, я на нашел. Видимо, его еще в природе нет. Кстати, на сайте страховой компании в перечне услуг для частных лиц описание этого продукта тоже полностью отсутствует.

Ну и, надо сказать отдельно про тарифы на этот вид "страхования". Оказывается, "стоимость страховки формируется из ежемесячной страховой премии и франшизы". Эдакий постоянный оброк - чтобы не пугать пользователя сразу ему предлагают платить каждый месяц со счета. Авось не заметит. Минимальная ставка - 1080 руб. в год, максимум — 4 200 руб. в год.

Видимо, за iPhone5 попросят по максимуму. Кроме того, "при наступлении страхового случая пользователю в момент передачи ему нового аппарата также необходимо выплатить безусловную франшизу, которая варьируется от 300 до 3 000 рублей в зависимости от стоимости застрахованного телефона". Подсчитаем выгоду? В среднем КАСКО, самый дорогой вид страхования автомобилей, стоит около 5-7% от стоимости машины.

С телефонами — круче. Пусть понтовый черный iPhone5 стоит 42 000 руб. За него с нас возьмут 4200 руб. в год + 3000 франшизы. Итого если мы его потеряем или сломаем, то мы потеряем 17% его стоимости. При том, что само устройство удорожает на 10% в год при его морально старении. Не уверен, что это супервыгодная сделка. При том, что шансы получить полноценное возмещение — призрачные.

Мне заранее жаль тех лохов, которым в салонах «БиЛайн» буквально впарят эту страховку как панацею от всех бед.

 

Максим Букин
Источник: i-business.ru