Menu
RSS

Тигран ДАВТЯН: Надо в ЕАЭС развивать национальное перестрахование

PC: Единый страховой рынок и гармонизация законодательства в страховой отрасли к 2025 году на территории Евразийского экономического союза не такая уж и дальняя перспектива. Первостепенным аспектом интеграции страховых рынков в настоящий момент является единая перестраховочная ёмкость. О том, какие преимущества получат локальные рынки объединив свои ресурсы в перестраховании, рассказал редакции allinsurance.kz Тигран ДАВТЯН, директор Департамента финансовой политики  Евразийской  экономической комиссии.

– Что даст национальным страховым рынкам и общему финансовому рынку Евразийского экономического союза создание общей перестраховочной ёмкости на пространстве Союза?

– Перестрахование является тойсферой страховой деятельности, где интеграционные процессы в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) могли бы осуществляться наиболее быстрыми темпами. Таким образом, формирование общей перестраховочной ёмкости государств – членов ЕАЭС могло бы выступить в качестве одного из первоочередных проектов в области формирования общего страхового рынка стран-участниц.

На текущий момент в государствах ЕАЭС мы видим фактическое отсутствие внутреннего рынка перестрахования. Все национальные страховые/перестраховочные организации предпочитают передавать риски в перестрахование на рынки стран Европейского союза и в Великобританию. Кроме того, в некоторых странах Союза существуют значительные ограничения, связанные с рейтингом международных рейтинговых агентств, по передаче рисков в перестрахование.

Создание общей перестраховочной ёмкости на пространстве ЕАЭС позволит  обеспечить прозрачные и регулируемые условия функционирования перестраховочного пространства стран Союза, расширить доступ перестрахования, развить национальные рынки государств-членов, а также снять барьеры, препятствующие интеграции страховых рынков партнёров по ЕАЭС.

– Какими рыночными преимуществами будет обладать этот проект и на какой стадии развития он сейчас находится?

– Учитывая разные объёмы рынков стран – участниц ЕАЭС, уровень развития национального страхового регулирования и над- зорной деятельности, мы пытаемся осуществлять гармонизацию законодательства в сфере перестрахования, которая позволит в короткие сроки обеспечить взаимный доступ стран Союза на перестраховочные рынки друг друга.

Преимущества от создания общей перестраховочной ёмкости на пространстве нашего интеграционного объединения мы видим  в углублении интеграционных процессов, а самое важное   – в увеличении ёмкости общего перестраховочного рынка ЕАЭС и уменьшении размеров перестраховочной премии, направляемой из государств-членов перестраховщикам других стран.

Мы придаём большое значение формированию общего перестраховочного пространства ЕАЭС, но пока эта тема находится в стадии разработки.

– Какие ключевые проблемы должен решить этот проект?

– Перестраховочный рынок ЕАЭС обладает всеми возможностями для обеспечения организации качественной защиты от различных рисков на территории Союза.

В связи с этим формирование общей перестраховочной ёмкости ЕАЭС сможет решить в первую очередь проблему нехватки перестраховочных ёмкостей, а также позволит снизить валютные риски и обеспечить рост национальных рынков страхования и перестрахования.

Однако для решения этой за- дачи необходимо будет гармонизировать нормы в законодательстве стран ЕАЭС, регулирующие осуществление операций в области перестрахования. Речь идёт о нор- мах, в которых указаны существующие на текущий момент в странах ЕАЭС ограничения по видам договоров страхования, которые могут быть перестрахованы той или иной страховой (перестраховочной) организацией.

– Какие мероприятия планируются для создания общего перестраховочного рынка?

– Прежде всего – для создания общей перестраховочной ёмкости в Евразийском союзе необходимо добиться того, чтобы перестраховщикам из других стран Союза предоставлялся режим, аналогичный тому, который существует для национальных перестраховщиков. Сейчас мы наблюдаем ограничения по заключению национальными страховщиками договоров пере- страхования с перестраховщиками других стран – участниц ЕАЭС

В этой связи приоритетом для нас является подготовка гармонизирующих положений в национальные законодательства с учётом наилучшей международной практики и стандартов, которые должны устранить регулятивные барьеры и ограничения.

Фундаментом для создания общего рынка страхования и перестрахования станет разработка Концепции формирования общего финансового рынка Евразийского экономического союза. Такое поручение правительствам, национальным (центральным) банкам государств – членов ЕАЭС разработать совместно с Евразийской экономической комиссией этот рамочный документ было дано президентами стран Союза на саммите в Санкт-Петербурге 26 декабря прошлого года, а также Советом Евразийского экономического совета.

Евразийская экономическая комиссия разрабатывает План гармонизации законодательства государств – членов ЕАЭС в сфере финансового рынка. Фактически этот документ станет «дорожной картой» по сближению норм и требований, предусмотренных национальным законодательством государств – членов ЕАЭС в страховой и банковской сферах, на рынке ценных бумаг. План гармонизации будет принят после подписания  Соглашения  о гармонизации законодательства государств – членов ЕАЭС в сфере финансового рынка. Документ определяет направления и порядок гармонизации законодательства стран Союза в сфере финансового рынка. Конкретные требования к осуществлению деятельности на финансовых рынках государств- членов предполагается гармонизировать таким образом, что сохраняющиеся различия не будут препятствовать эффективному функционированию общего финансового рынка.

– Возможна ли конкуренция перестраховщиков стран ЕАЭС с международными компаниями?

– По мере развития рынков страхования и перестрахования на пространстве ЕАЭС и создания общего финансового рынка конкурентоспособность участников страхового рынка будет возрастать. Это позволит повысить привлекательность и доступность страховых услуг, оказываемых национальными компаниями на общем финансовом рынке Союза.

Расширение возможностей внутренних рынков перестрахования в рамках ЕАЭС способствует устойчивому развитию страховых и перестраховочных рынков государств-членов, позволит гарантировать финансовую стабильность и защи- тить от рисков потребителей страховых услуг. В итоге у национальных страховых организаций появится возможность стать частью международного рынка страхования.

– Одна из проблем создания единого перестраховочного рынка - наличие высоких рейтинговых оценок у заинтересованных локальных перестраховщиков. Сейчас мировой рынок уходит от рейтинговой оценки устойчивости страховых (пере- страховочных) организаций и всё больше ориентируется на достаточность маржи платёжеспособности.

Надо ли, на Ваш взгляд, при создании единого перестраховочного рынка уходить от рейтингования и рассматривать капитализацию главным критерием оценки надёжности пере- страховщика?

– Оценка надёжности страховой компании, как и любой финансовой компании, является задачей национальных регуляторов, инвесторов и потребителей финансовых услуг.

Однако финансовые кризисы последних лет обнаружили главную проблему рейтинговых агентств – выставление оценок носит субъективный характер и зачастую не успевает за динамично меняющейся мировой экономической обстановкой.

Да, Вы правы, в страховом и перестраховочном сегменте в мире явно прослеживается тенденция по снижению зависимости от международных рейтинговых оценок. Например, в принципах Совета по финансовой стабильности (FSB) по снижению зависимости от рейтингов («Principles for Reducing Reliance on CRA Ratings») чётко обозначен переход на альтернативное определение финансовой устойчивости и платёжеспособности компаний.

Оценка капитализации компании, в том числе достаточности маржи платёжеспособности, могла бы стать более объективным и реальным показателем надёжности страховщика.

Учитывая, что на евразийском пространстве существуют ограничения, связанные с величиной рейтинга для страховщиков-нерезидентов по передаче рисков в перестрахование, при создании общего перестраховочного рынка государств – членов ЕАЭС будет необходимо определить с национальными регуляторами степень снижения влияния рейтинговых оценок и альтернативные критерии для финансовой устойчивости субъектов страхового дела.


Источник: Журнал «Рынок Страхования»

 

Поделиться с друзьями в социальных сетях!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить