Menu
RSS

Жанат КУРМАНОВ: Законодательные инициативы создадут основу для качественного развития страхового рынка Казахстана

  • Автор: allinsurance.kz

Конец прошлого и начало нынешнего года ознаменовались значительной законотворческой активностью со стороны регулятора срахового рынка.

Давно страховой рынок не наблюдал такого широкомасштабного изменения в самых разных областях страховой деятельности и, судя по основным планам, которые регулятор обсуждал со страховым рынком в конце прошлого года, нынешние инициативы – это только начало.

Об инициативах и конкретных шагах регулятора страхового рынка на ближайшую перспективу редакции рассказал Жанат КУРМАНОВ, директор Департамента страхового надзора Национального Банка Республики Казахстан.

– В начале 2017 года Национальный Банк Республики Казахстан выступил с пакетом инициатив по внесению изменений в законодательство о страховой деятельности, которые обсуждались ещё в 2016 году. Каким программным документом (документами) руководствовался Национальный Банк при разработке этих изменений?

– Основной программный документ, которым мы руководствуемся, – это Концепция развития финансового сектора до 2030 года. Кроме этого, мы реализуем ещё ряд программных документов, в частности Программу по развитию сферы услуг до 2020 года. В области финансовых услуг основ- ной акцент сделан на развитии электронных услуг для обеспечения их доступности во всех регионах Казахстана, и именно в рамках этой Программы мы разрабатываем положения по электронному страхованию. Кроме этих базовых документов перспективные планы по развитию страхового рынка учитывают международные интеграционные соглашения, поручения Президента, задачи Правительства и Национального Банка. Помимо этого есть ещё требующие решения накопленные и текущие проблемы рынка, задачи по внедрению международных стандартов надзора и наилучшей практики рынков страхования развитых стран. В любом случае к формированию плана работ мы подходим достаточно гибко и прагматично, без создания каких-то дополнительных программных документов и дорожных карт, чтобы не бюрократизировать этот процесс. Мы понимаем постав- ленные перед нами стратегические задачи, а тактическая реализация – это процесс детального обсуждения с международными экспертами, со страховым рынком и другими заинтересованными сторонами.

В июне и августе 2016 года прошли два заседания Совета по финансовой стабильности, на которых мы определились с основными направлениями развития страхового рынка, и в результате в план законопроектных работ на 2017 год был внесён большой закон, который предусматривает изменения в 4 кодексах и 26 законах Республики Казахстан. Последние полгода над этим законом идёт серьёзная и наряженная работа, по большинству вопросов с рынком имеется консолидированная позиция, особенно по тем вопросам, которые касаются развития рынка. В части международного сотрудничества, учитывая вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию, нам необходимо двигаться в направлении создания конкурентного национального рынка, открытого для иностранных участников, евразийской экономической интеграции, внедрения международных стандартов «Solvency II».

Безусловно, что движение в этом стратегическом направлении будет поэтапным, с учётом текущих реалий нашего рынка.

Наша основная цель – это обеспечение конкурентоспособности казахстанского страхового рынка в условиях глобальных вызовов, нарастающей интеграции и перспектив формирования единого финансового рынка стран Евразийского экономического союза. Нужно повышать ёмкость национального рынка и укреплять свои позиции, чтобы сохранить привлекательность страховой индустрии для казахстанских инвесторов и сделать её привлекательной для иностранных.

– В чём, на Ваш взгляд, должна заключаться привлекательность казахстанского страхового рынка для отечественных и иностранных инвесторов?

– Казахстанский страховой рынок, если посмотреть его долю в экономике Казахстана, занимает совсем незначительную часть. Даже во времена предкризисного динамичного развития в 2006 – 2008 годах потенциал страхового рынка полностью не раскрылся, и его доля в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны так и остаётся небольшой.

Два основных показателя, которые обычно характеризуют уровень развития рынка страхования в стране, – это доля страховых премий в ВВП (penetration rate) и объём страховых премий на душу населения (density rate). В Казахстане эти показатели составляют – около 1 % по страховым премиям и менее 60 долларов США премий на человека. Даже далеко не в самых развитых странах, которые имеют схожие с Казахстаном экономические условия и уровень развития (Рос- сии, ряде стран Азии и Восточной Европы), доля страхования в экономике в 2-3 раза выше, чем у нас. Задача по инвестиционной привлекательности рынка заключается в создании условий для динамичного роста доли страхового бизнеса в экономике, повышения ёмкости страхового рынка, его значимости для населения и бизнеса.

– Инициативы регулятора, направленные на развитие страхового рынка, должны же улучшить динамику каких-либо отдельных отраслей и классов? Что, по Вашему мнению, в нынешних условиях имеет лучшие шансы на развитие?

– Каких-либо отраслевых приоритетов мы для себя не определяем, и надо отметить, что нынешние инициативы направлены на развитие рынка в целом. Кризисные явления в нашей экономике и внешние факторы наложили свой отпечаток на весь финансовый сектор, и это – объективные факторы. Кроме этого, есть внутренние накопленные проблемы, которые не зависят от внешних факторов и требуют своевременного решения. Если отметить основные направления развития рынка, то прежде всего речь идёт об обязательном страховании, продуктах и услугах добровольного страхования и инфраструктуре страхового рынка.

В обязательных видах страхования, а их на сегодняшний день существует девять, только, на- верное, обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств не имеет серьёзных структурных проблем. По всем остальным классам обязательного страхования проблемы есть, и значительные. Конечно, определённые меры предпринимались в предыдущие годы, но они не имели системного характера и не позволили обеспечить последовательное развитие обязательного страхования. На сегодняшний день практически все классы обязательного страхования имеют бизнес-модели, которые не отвечают текущим рыночным реалиям и лучшей международной практике. Хотя разработчиком этих законов не является Национальный Банк, но он сейчас берёт на себя инициативу и вносит предложения по пересмотру законодательства об обязательном страховании с целью решения накопившихся проблем.

Ведь обязательное страхование играет важную социальную и значимую рыночную роль, его доля в структуре страховых премий за- нимает около 25 %.

– Учитывая долю обязательного страхования в совокупных премиях, можно сказать, что обязательное страхование на сегодняшний день всё-таки приоритетно для реформ?

– Когда обязательное страхование вводилось, то оно было призвано обеспечить минимальные финансовые и социальные гарантии и должно было способствовать развитию страхового рынка. Точно так же, как и страхование жизни в свое время получило первоначальную динамику на основе развития пенсионных аннуитетов. Вообще любые страховые продукты, разрабатываемые на стыке отраслей, как правило, оказываются более востребованными и показывают хорошие результаты. В качестве при- мера можно привести внедрение аннуитетного страхования жизни, продуктов страхования при выдаче банковских займов, некоторых обязательных видов общего страхования. Но рынок не стоит на месте, и без должного развития продуктов обязательного страхования ранее успешные модели уже могут не отвечать новым потребностям.

Со временем проблемы в системе обязательного страхования начали накапливаться и назрела необходимость их решения, а также создания благоприятных условий для развития добровольных видов страхования. Например, одним из таких условий является создание эффективных налоговых стимулов для развития добровольных видов накопительного страхования жизни и добровольного медицинского страхования. Понимание и поддержка со стороны Правительства в этом отношении есть.

– А что будет предприниматься в части развития других добровольных видов страхования кроме страхования жизни?

– У нас ситуация на рынке складывается таким образом, что пока регулятор не предпримет каких-либо действий, стимулирующих развитие страхования, активности на рынке не происходит. Рынок пока очень пассивен в разработке новых продуктов и сервисных услуг. Такой подход, когда все «ждут» инициатив регулятора, тормозит развитие рынка и не способствует его росту. Как результат – рынок и дальше будет постоянно отставать.

В частности, как показала практика развития обязательного страхования, внедрение дополнительных обязательных классов более не является определяющим стимулом для роста рынка. Задача состоит не в расширении видов обязательного страхования, а в обеспечении устойчивой экономики каждого существующего обязательного вида. Например, нами в законопроекте предусматриваются только базовые нормы, необходимые и достаточные для внедрения электронных полисов по всем видам обязательного и добровольного страхования. Остальное – за страховыми компаниями.

В целом задача регулятора – не подменять рынок, а создать законодательные основы, позволяющие развивать новые виды страховых продуктов, каналы дистрибуции, сервис. Всё остальное – это задача страховых компаний, их дело – реализовать возможности и развить свой конкурентный бизнес. Другой пример – переход к вменённому страхованию. Вменённое страхование действует на стыке двух видов страхования – обязательного и добровольного. При вменённом страховании нет необходимости в его регулированиии отдельным специальным законом. Минимальные обязательные условия страхования, включая предел ответственности, определяются законом, а остальные условия и порядок страхования – соглашением сторон с учётом специфики деятельности и интересов страхователя.

Ещё один пример – возможный перевод административной ответственности бизнеса перед государством в плоскость гражданско- правовой ответственности бизнеса перед третьими лицами. Государство, к примеру, может минимизировать государственный контроль за предпринимательской деятельностью при наличии договора страхования гражданско-правовой ответственности перед третьими лицами (потребителями услуг). Та- кое страхование также может быть предусмотрено в рамках вменённого страхования по видам профессиональной ответственности.

Такие законодательные инициативы позволят страховщикам расширять линейки своих страховых продуктов, улучшать сервис и инфраструктуру, а предпринимателям – развивать свой бизнес с гибким использованием инструментов страхования. В данном случае уже будут срабатывать экономические стимулы, элементы рыночной регуляции.

В большинстве развитых стран чем выше уровень развития страны, тем большее количество обязательных видов страхования предусмотрено, но все эти виды, как правило, носят вменённый характер.

– Если говорить о вменённом страховании, то, наверное, страховщики могут довольно быстро подготовить свою инфраструктуру для предоставления широкого спектра страховых услуг. А готовы ли реальный сектор экономики и население к тому, чтобы стать потребителями этих услуг?

– Когда обсуждаются причины низких показателей доли страховой отрасли в ВВП и премий на душу населения, то чаще всего говорят о таких причинах, как слабая заинтересованность в страховых услугах по причине низкой платёжеспособности населения, невысокого уровня финансовой грамотности.

Однако, на мой взгляд, эти аргументы нельзя принимать, если обратиться к опыту стран, которые имеют сходные показатели и по доходам населения, и по уровню грамотности, но при этом значительно более высокие по сравнению с Казахстаном показатели проникновения страхования и премий на душу населения. Кроме того, есть страны, которые по уровню развития экономики, доходам и грамотности населения значительно уступают Казахстану (некоторые страны Африки и Юго-Восточной Азии – прим. редакции.), но при этом уровень охвата населения страхованием довольно высок.

Основная проблема, на мой взгляд, в том, что у нас на рынке страхование не продвигается как доступный финансовый инструмент, который решает практические финансовые проблемы в случае наступления неблагоприятных событий и является востребованным населением и бизнесом. Страховые продукты, как правило, не доработаны, не адаптированы под конкретные интересы населения и бизнеса: там, где необходимо, не стандартизированы, а там, где нужно, – недостаточно гибки и настраиваемы. В результате есть непонимание страховых продуктов и отторжение деятельности страховщиков. Государственные органы, желая внедрить новые обязательные виды страхования, иногда не до конца понимают, какие риски можно страховать, а какие – нет. Что, например, ответственность предпринимателя перед государством страховать нельзя, а можно страховать только гражданскую ответственность в отношении третьих лиц – клиентов, потребите- лей. В случае определения перечня конкретных рисков и наличия страхового интереса у страхователя страхование будет работать, а в от- ношении противоправных интересов и рисков мошенничества – нет.

– Какие отрасли, на Ваш взгляд, являются перспективными для внедрения страховых продуктов?

– В международной практике есть множество страховых продуктов, которые можно было бы апробировать в Казахстане, и, как мне кажется, не всегда это нужно делать на уровне обязательного страхования, все условия которого строго регламентированы и регулируются отдельным законом.

К примеру, одним из приоритетных направлений развития экономики у нас является агропромышленный комплекс. Можно обратиться к положительному опыту таких стран, как Турция, Бразилия, Индия, у которых уровень развития экономики не выше, чем в Казахстане. Тем не менее в этих странах степень внедрения и применения страховых технологий в сфере сельхозпроизводства значительна. По опыту этих стран можно внедрить на вменён- ной основе разнообразные добровольные страховые продукты, адаптированные под конкретные риски и интересы сельхозпроизводителей (СХП), и общими усилия- ми государства, СХП и страхового рынка выстроить систему, в которой только эффективные фермеры, использующие страховые продукты, получают доступ к иным формам государственной поддержки, направленной на развитие отрасли.

– Страны, которые Вы при- вели для примера, имеют достаточно хорошо развитую и поддерживаемую государством информационно-аналитическую и статистическую базу, на основе которой страховщики и разрабатывают эффективные страховые продукты. В Казахстане такой информационной инфраструктуры пока нет. Как можно решить эту проблему?

– Национальный Банк совместно с Правительством в лице Министерства сельского хозяйства планирует обсуждение инфраструктурных вопросов для целей использования страхования как инструмента, который будет способствовать выполнению планов, заложенных в Программе развития агропромышленного комплекса до 2021 года.

Для этого необходимо обеспечить правильное функционирование рыночных механизмов страхования, требующих адекватного андеррайтинга рисков, обеспечения формирования и ведения достоверной статистики по регионам, доступа к ней и раскрытия информации, без которой страховщики не смогут предложить адекватные по стоимости и условиям страховые продукты в сфере агропромышленного комплекса. Одним из предложений, которое выдвигает Национальный Банк, является создание единой электронной информационной базы данных, включающей систему региональных электронно-цифровых карт в разрезе сельхозпроизводителей, сельхозкультур, используемых сельхозплощадей и пр. Эта система также может включать данные, получаемые на основе независимого аэрокосмического мониторинга и позволяющие отслеживать полный сельскохозяйственный цикл. Кроме статистических данных для целей страхования эта система в перспективе может позволить отслеживать севооборот, качество и своевременность применения научно рекомендованных агротехнологий и культур. Наличие такой информации позволит страховщикам и государственным органам с использованием современных технологий и международного опыта выстраивать правильные и эффективные экономические механизмы поддержки сельхозпроизводителей. Если фермер ведёт своё хозяйство успешно, применяет современные агротехнологии и объективно показывает стабильноустойчивую урожайность, то стоимость страхования для такого фермера будет ниже либо страховое покрытие выше, что позволит фермеру поддерживать высокий уровень рентабельности. Для таких эффективных фермеров иные формы государственной поддержки в виде налоговых преференций, субсидирования и прочего должны быть приоритетны. В текущих условиях государство во многих случаях покрывает расходы неэффективных фермеров, что даже при увеличении финансирования не способствует качественному развитию сектора агропромышленного комплекса и росту его конкурентоспособности.

С учётом вышеизложенного важно понять, что в налаживании рыночных механизмов в агропромышленном комплексе роль страхования может быть пересмотрена и страхование может стать действенным инструментом обеспечения прозрачности ведения агробизнеса, оценки его эффективности, выстраивания правильных механизмов его поддержки и развития.

Понятно, что для построения эффективной системы страхования и информационного обеспечения страхования в отрасли агропромышленного комплекса может понадобиться несколько лет, но стоит начинать – уже сейчас и поэтапно двигаться к созданию такой системы. Если для нашей страны отрасль агропромышленного комплекса становится приоритетной, то и создание финансовых инструментов поддержки отрасли и необходимой информационной инфраструктуры также должно быть в приоритете.

– Когда Вы говорите об этапах внедрения страховых продуктов, то с чего нужно начинать?

– В отношении продуктов агрострахования нужно учитывать этапность задач, которые поставлены в Программе развития агропромышленного комплекса.

К примеру, на этапе развития и объединения мелких фермеров, создания сельхозкооперативов могут потребоваться адаптированные страховые продукты. В Индии, где большинство сельхозпроизводства сконцентрировано в мелких фермерских хозяйствах с низким уровнем технической оснащённости и платёжеспособности, успешно применяются стандартизированные продукты микрокредитования и микрострахования.

В зависимости от потребности сельхозпроизводителя и его платёжеспособности, а также анализа региональных рисков и накопленной статистики может быть затребована разная линейка страховых продуктов с разным уровнем покрытия и правом выбора разных опций страхования. Это предполагает наличие гибкости в формировании более сложных страховых продуктов на уровне законодательства с поэтапным внедрением вменённого страхования.

Постепенное накопление статистической информации и экономические выгоды от страхования сделают систему экономически устойчивой и востребованной как со стороны фермеров, так и страховщиков.

Как было отмечено, создание законодательной базы и формирование необходимой инфраструктуры – это только часть задачи.

Другая часть задачи – это активное участие страхового рынка в формировании и продвижении страховых продуктов и услуг, востребованных населением и бизнесом. На сегодняшний день активность страховщиков сосредоточена в основном в отдельных классах обязательного страхования – гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств и от несчастных случаев, в классах имущественного страхования и ответственности для крупного бизнеса и банков (bancassurance). Развитие розничных классов добровольного страхования и продуктов для малого и среднего бизнеса в регионах потребует инвестиции в разработку продуктов, автоматизацию электронных услуг, создание новых каналов продаж, развитие долгосрочных программ партнёрства, маркетинга и лояльности клиентов, формирование гибкой и экономически обоснованной тарифной политики, профессиональных компетенций кадров, достаточной капитализации для принятия страховых и инвестиционных рисков, а также предпринимательских рисков, связанных с долгосрочными инвестициями в дальнейшее развитие бизнеса.

– В марте вступают в действие новые пруденциальные нормативы для страховых компаний. Какие цели для рынка ставит Национальный Банк с принятием этих норм?

– Как я уже отмечал, основная наша задача как регулятора – это повышение конкурентоспособности страхового рынка и, в том числе в связи с происходящими процессами открытия рынка в рамках вступления во Всемирную торговую организацию и региональной интеграции. В этой связи положения «Solvency II» для нас являются целевыми показателями и мы будем их учитывать. Разработка в новой редакции постановления, которое касается основных пруденциальных нормативов и иных требований к финансовой устойчивости и платёжеспособности страховых компаний, является шагом в этом направлении.

Пока казахстанский страховой рынок не соответствует требованиям «Solvency II», и регулятором предусмотрено поэтапное увеличение требований к капиталу. Увеличение капитала не связано с намерением устранить с рынка слабокапитализированные компании, однако создаёт экономические стимулы для роста и управления всем комплексом рисков, связанных с развитием бизнеса.

К примеру, если у компании недостаточно капитала в соответствии с новыми требованиями, то она вынуждена либо снижать свои риски, либо принимать эти риски за счёт наличия капитала, достаточного для обеспечения своей финансовой устойчивости в соответствии с требованиями «Solvency II». В перспективе инвестиции в развитие компании и страховые услуги позволят обеспечить рост капитала за счёт роста чистых доходов без возможного дополнительного привлечения финансирования со стороны акционеров.

Также были увеличены требования к капиталу для вновь создаваемых компаний. Эти требования давно не пересматривались и не соответствуют требованиям «Solvency II». Кроме того, если будут приходить на казахстанский страховой рынок новые игроки, то они заведомо не должны быть аутсайдерами и создавать для рынка проблемы, а обязаны иметь капитал, соответствующий, по крайней мере, капиталу действующих на рынке компаний. При принятии этой нормы мы даже исключили высококапитализированные компании, а приняли во внимание только средний уровень капитала оставшихся компаний. Такой уровень капитала для новых игроков может обеспечить для них сопоставимый с действующими компаниями конкурентный уровень расходов, необходимый для становления и развития бизнеса: нанять высоко- квалифицированный персонал, провести автоматизацию, разработать и запустить качественные страховые продукты, обеспечить продажи.

– Будут ли действия регулятора по повышению капитала причиной ухода с рынка части игроков? Прогнозируете ли Вы продажу компаний или процессы слияния и поглощения на страховом рынке?

– Понятно, что есть общие установки по «Solvency II» и есть наши рыночные реалии, и процесс выстраивания соответствия требует времени. Ранее действовавшие требования по капитализации

на переходный период мы даже немного снизили. В ближайшие пару лет в соответствии с новыми требованиями большинство компаний не будут испытывать давления на капитал. И это время компании должны эффективно использовать для роста и реализации своего бизнес-потенциала. Страховой рынок и отдельные компании должны расти темпами, сравнимыми с темпами роста экономики, а с учётом нереализованного потенциала и отставания по доле страхового рынка в ВВП – предпочтительно и более высокими.

Потенциал для роста рынка значителен, например, только по обязательным видам страхования уровень проникновения лишь по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств составляет более 95 %, а по всем остальным видам страхования он значительно меньше. Кроме того, присутствует определённый нереализованный потенциал внутреннего рынка сострахования и перестрахования посредством эффективного удержания рисков и формирования страховых и перестраховочных пулов. Также значительный потенциал содержит развитие новых продуктов добро- вольного страхования и электронного страхования.

Что касается возможного ухо- да некоторых игроков с рынка и его консолидации через процессы слияния и поглощения, то, как я уже сказал, это будет выбор самих акционеров страховых компаний. Как регулятор мы таких целей не преследуем. А акционеры сами принимают свои решения – либо развивать страховой бизнес и обеспечивать необходимые инвестиции через вложение собственного капитала или привлечение дополнительных инвесторов, либо проходить через процессы консолидации, либо реализовать свои доли в капитале новым инвесторам.

– Всё-таки нынешние намерения регулятора многие могут расценить как желание изба- виться от мелких игроков. Но на многих развитых рынках есть место и крупным транснациональным страховщикам и пере- страховщикам, и мелким муниципальным компаниям. Может быть, есть ещё какие-то риски, которые регулятор пытается минимизировать ужесточением требований к капиталу?

– Как я уже говорил, Казахстан вступает в этап международной интеграции и приход иностранных игроков с учётом открытости нашей экономики и реализации проектов, в которых участвует страна, становится неизбежным. То есть опять возвращаемся к вопросу обеспечения конкурентоспособности национального рынка страхования и в части наличия достаточного капитала, и наличия развитого страхового бизнеса. В условиях конкуренции кампании с недостаточным или небольшим капиталом объективно несут повышенные риски, связанные с их ограниченной способностью инвестировать в развитие компании, принимать риски на страхование и покрывать принятые обязательства по страховым выплатам. В случае реализации этих рисков это наносит серьёзный вред доверию населения и бизнеса не только к этой страховой компании, но ко всему страховому рынку. Соответствие же компаний требованиям к капиталу в рамках «Solvency II» обеспечивает финансовую устойчивость страхового рынка, рост доверия и объёмов страхования и в целом надёжное функционирование страхового сектора как части экономики страны.

– Когда Вы говорите о приходе иностранных игроков, то какие страны, на Ваш взгляд, могут сейчас проявлять интерес к Казахстану? Ведь у нас в прошлом уже был опыт прихода иностранных игроков и, к сожалению, никто не задержался.

– Для того, чтобы иностранные игроки начали приходить в страховую отрасль Казахстана, необходимо обеспечить наличие нескольких факторов. Прежде всего – это улучшение трендов в мировой экономике, затем – улучшение общей экономической ситуации в Казахстане и последнее, но не менее важное – улучшение в самой казахстанской страховой отрасли. Общеэкономическая ситуация в мире и в стране от нас напрямую не зависит, но если мы не решим накопившиеся проблемы в страховой индустрии, в сфере обязательного и добровольного страхования и не решим поставленные задачи, то наш рынок не будет привлекательным не только для иностранных игроков, но и для местных компаний, и они начнут уходить с рынка в более привлекательные секторы экономики. Поэтому наша основная задача состоит в том, чтобы рынок динамично рос и количественно, и качественно.

Сейчас национальный страховой рынок напоминает маленький пирог, который из-за своих размеров пока мало кому интересен. Если же он станет больше, будет динамично расти и отвечать потребностям казахстанской экономики и лучшей международной практике и стандартам, то к такому пирогу появится интерес не только у отечественных игроков, но и у зарубежных. А пока о перспективе «иностранной экспансии» страхового рынка говорить слишком рано.

– Сейчас активно обсуждается проект создания единого финансового рынка стран Евразийского экономического союза. При этом казахстанская система регулирования страхового рынка на протяжении последних 10 лет считалась самой передовой. Как, на Ваш взгляд, будет функционировать этот единый рынок, если на сегодняшний день наши страны имеют разный уровень страхового надзора и уровень развития рынков?

– Базовые документы, в рамках которых сейчас обсуждается процесс интеграции финансовых рынков стран Евразийского экономического союза, – это положение о принципах гармонизации законодательства и проект концепции создания единого финансового рынка стран Евразийского экономического союза. В рамках этих документов предусматриваются поэтапные шаги для этого процесса, который планируется завершить к 2025 году.

В начале 2000-х годов Казахстан взял направление на приведение законодательства, регулирующего страховую деятельность, в соответствие с основными принципами и стандартами Международной организации страховых надзоров (IAIS). Мы существенно продвинулись в рамках введения лицензированных актуариев и формирования актуарной профессии, становления страхового омбудсмана, создали страховую информационную инфраструктуру и систему гарантирования страховых выплат. Но у некоторых наших стран-партнёров по Евразийскому экономическому союзу есть свои достижения и преимущества, которые они в большей мере реализовали в части развитии страхового бизнеса – это онлайн-продажи, Европротокол, моторное бюро.

Сейчас мы активно обмениваемся информацией и опытом по регулированию и развитию рынка на площадке Совета руководителей страховых надзоров стран СНГ, и я думаю, что через такой диалог и взаимовыгодное сотрудничество мы сможем достичь поставленных целей по созданию единого финансового рынка в интересах наших стран.


Источник: Журнал «Рынок Страхования»

 

Поделиться с друзьями в социальных сетях!

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить