16
Вт, апр

Продажи е-полисов ОСАГО растут, но водители испытывают затруднения при подтверждении данных о техосмотре - страховщики

С началом январских рабочих дней страховщики регистрировали повышенный интерес российских автовладельцев к приобретению электронных полисов ОСАГО. Порядок обязательных продаж е-полисов ОСАГО по закону действует в РФ с 1 января 2017 года на всей территории страны, страховщики ведут такие продажи через свои сайты. Как показал проведенный «Интерфаксом» опрос страховщиков ОСАГО, они подготовились к массовым обязательным продажам, однако водители нередко испытывают затруднения при оформлении e-полисов с подтверждением через ресурс ГИБДД факта прохождения техосмотра.

По данным, приведенным «Интерфаксу» исполнительным директором Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгением Уфимцевым, «9 января из 100 тыс. всех проданных полисов ОСАГО 5,5 тыс. приходилось на полисы в электронной форме, 10 января количество проданных электронных полисов ОСАГО выросло до 7 тыс.». Для сравнения: в первую праздничную неделю января после запуска обязательных продаж е-полисов ОСАГО доля удаленных приобретений в общем объеме составляла в среднем 2%, что уже оказалось в 2 раза выше аналогичного показателя прошлого года, когда действовал порядок добровольных продаж электронных полисов ОСАГО. Всего, по данным РСА, е-полисы ОСАГО продавали с начала года 54 компании. Среди лидеров таких продаж - компании «РЕСО-Гарантия», «ВСК» и «Росгосстрах» (MOEX: RGSS).

Настаивал на скорейшем введении электронных продаж регулятор, озабоченный возникновением в ряде регионов РФ очередей на заключение договоров ОСАГО. Проблема доступности приобретения полисов, по мнению представителей Банка России, снимается с введением обязательных электронных продаж в «автогражданке».

Все опрошенные агентством «Интерфакс» страховые компании подтверждают, что справляются с предъявляемым спросом на заключение электронных договоров ОСАГО. При этом процедура оформления е-полиса часто осложняется недоступностью сервиса ГИБДД по проверке факта прохождения автомобилем техосмотра, говорят страховщики.

«Так, в субботу и воскресенье, а также рано утром или поздно вечером сервис проверки факта прохождения техосмотра транспортным средством более доступен, а в часы пиковых нагрузок ресурс, видимо, не выдерживает, и проверки проблематичны. Когда ресурс ГИБДД создавался, разработчики, вероятно, не рассчитывали на запуск обязательных круглосуточных продаж электронных полисов ОСАГО по всей территории РФ», - предположил эксперт на рынке ОСАГО.

«Основные проблемы, связанные с поддержанием бесперебойности продаж е-полисов ОСАГО, возникали в первые январские дни не по вине страховых компаний», - заявил агентству «Интерфакс» директор по информационным технологиям СК «МАКС» Александр Горяинов. Одной из «болевых» точек он назвал «нестабильную работу сервиса проверки техосмотра (системы ЕАИС ТО)». Эту же информацию агентству подтвердил исполнительный директор «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров», а также другие страховщики.

Система е-ОСАГО в обязательном режиме была запущена во многом для повышения доступности полисов «автогражданки» в тех регионах, где имелись проблемы с приобретением договоров ОСАГО в классическом варианте, напомнил представитель СК «МАКС». В 2016 году в систему принудительных продаж полисов ОСАГО для снятия дефицита через систему «единого агента» было включено 16 регионов РФ, еще от 9 территорий Банк России получил аналогичные просьбы.

«СК «МАКС» была в числе трех первых компаний, которые добровольно запустили сервис продаж е-ОСАГО с 1 июля 2015 года, за это время доработка технологии, конечно, потребовалась», - отметил А.Горяинов. Однако продажи таких полисов не пошли в добровольном порядке, их в основном покупали на убыточных для страховщиков территориях, и для расширения практики потребовался законодательный нажим и строгость регулятора.

Когда не рады победам

Игорь Иванов, заместитель генерального директора СК «РЕСО-Гарантия», лидера электронных продаж ОСАГО, сообщил «Интерфаксу», что компания очень серьезно отнеслась к предупреждениям регулятора о том, что Банк России будет пристально следить за обеспечением электронных продаж в ОСАГО.

«С ноября-декабря прошлого года IT-подразделение компании приостановило работу над всеми другими проектами, чтобы отладить систему продаж е-полисов ОСАГО. В конце прошлого - начале этого года у нас увеличились не только электронные, но и в целом продажи полисов ОСАГО, - сказал И.Иванов. - Это было неизбежно на фоне торможения другими лидерами рынка своих продаж».

И.Иванов добавил: «Меня, безусловно, не радует факт присутствия в числе лидирующих регионов по спросу на электронные полисы ОСАГО все тех же проблемных и убыточных для автостраховщиков Волгоградской, Ростовской областей, Ставропольского и Краснодарского краев, известных высоким уровнем активности недобросовестных юристов-посредников».

По данным руководителя управления методологии обязательных видов СК «АльфаСтрахование» (MOEX: ALFS) Дениса Макарова, «компания за восемь дней новогодних каникул заключила несколько тысяч электронных договоров ОСАГО, что составило более 25% от общего числа проданных с 1 по 8 января полисов ОСАГО (в бумажном и электронном виде), продажи е-полисов ОСАГО за восемь дней января уже практически сравнялись с продажи е-ОСАГО за декабрь 2016 года». «АльфаСтрахование» предлагает своим клиентам е-ОСАГО уже более двух лет. «Переход к обязательным продажам для «АльфаСтрахования» прошел в спокойной обстановке. Все необходимые условия были проработаны в рамках профсообщества еще до нового года», - уточнил представитель «АльфаСтрахования» (в частности, РСА предусмотрел возможность перекрестных продаж е-полисов ОСАГО других страховщиков по переадресации запроса, если у кого-то из участников возникали технологические проблемы - прим. ИФ).

С самого начала эксперимента по добровольному введению электронных полисов в ОСАГО на территории РФ в 2015 году компания «Ингосстрах» (MOEX: INGS) воздерживалась осознанно от участия в нем. Тем не менее, как сообщил «Интерфаксу» начальник управления интернет-продаж СПАО «Ингосстрах» Евгений Демидов, компания «открыла продажи е-ОСАГО на сайте заранее, в декабре прошлого года». «Сейчас идет отладка всех процессов. Наша задача - добиться идеальной работы данного сервиса. Процесс заключения договора е-ОСАГО для клиента должен быть простым, легким и удобным, буквально «в один клик», - добавил специалист.

Он сообщил, что действующая схема взаимной поддержки страховщиков ОСАГО начала работать с 2017 года, она направлена на поддержание режима бесперебойных продаж полисов других участников рынка по переадресации, если у страховщика, начавшего оформление, появились технические затруднения. «Мы полагаем, что на старте продаж, когда некоторые технические моменты требуют отладки, это необходимо, - сказал Е.Демидов. - Это процесс новый для пользователей, поэтому они регулярно обращаются в страховую компанию за помощью. Для этого в компании работает контакт-центр, который консультирует и помогает пользователям в оформлении полисов 24 часа 7 дней в неделю».

Резкий рост нагрузки на колл-центр подтверждают и в «Росгосстрахе» в связи с обращениями за консультациями покупателей е-полисов ОСАГО.

Жить не по лжи

По мнению представителя «Ингосстраха», в онлайн-продажах есть риски предоставления в систему недостоверных данных - «клиент может указать некорректные данные и получить заниженный расчет стоимости».

Эти риски считают существенными в СК «МАКС». «Они связаны с возможностью отдельных страхователей указывать некорректные сведения, проверить которые через информационные системы государственных органов невозможно», - отметил А.Горяинов. По его мнению, «здесь могла бы помочь возможность получения расширенных сведений из системы госуслуг. В настоящее время единая система идентификации и аутентификации позволяет получить страховщикам фамилию, имя и отчество страхователя, а такая информация, как дата рождения, адрес регистрации, данные об автомобиле, к сожалению, не могут быть получены».

Другие страховщики также считают «слабым местом» новой обязательной технологии продаж невозможность полной проверки данных о клиенте.

В РСА предупреждают водителей о финансовой и иной ответственности за умышленное искажение данных при составлении электронного договора ОСАГО. Начальник управления методологии страхования Российского союза автостраховщиков Михаил Порватов отметил, что лукавым водителям «при наступлении страхового события следует опасаться регрессных требований от страховщика ОСАГО по возврату выплаченного пострадавшей стороне возмещения». Кроме того, сэкономленную суму премии такому водителю также придется возвратить страховщику ОСАГО.

Также страховщик может при обнаружении фальсификации данных инициировать признание договора ничтожным.

М.Порватов напомнил, что при составлении заявления на приобретение полиса данные проверяются по базе РСА. Если они не совпадают, система запросит у водителя сканы необходимых для оформления полиса документов. «Если искажения появятся на этапе предоставления таких сканов, речь может вестись об ответственности за подделку документов, что преследуется российским законодательством в установленном порядке», - пояснил М.Порватов «Интерфаксу». Поэтому он не советует хитрецам рисковать и «вступать в поединок с мощными юридическими службами страховщиков, специалисты которых «заточены» на выявление злоупотреблений при составлении договоров ОСАГО в период их сопровождения и при урегулировании убытков».

Как показал опрос «Интерфакса», страховщики разошлись в оценке доступности ресурса РСА для проверки данных при заключении договоров ОСАГО. Некоторые страховщики говорили о наличии таких затруднений, другие сообщали, что не сталкивались с подобными проблемами. В РСА, в свою очередь, не подтвердили наличие затруднений у желающих проверить данные заявителя. При этом все контрагенты допускали сложности у самих страхователей, пока не опытных в оформлении электронных полисов.

По мнению аналитика на рынке ОСАГО, «судя по откликам в СМИ и на различных интернет-форумах, можно предположить, что не все автостраховщики готовы создать режим наибольшего благоприятствования для своих клиентов при оформлении е-полисов ОСАГО». По его мнению, «это будет происходить до тех пор, пока сохраняется угроза резкого роста убыточности из-за неконтролируемых продаж в регионах с высокой убыточностью».

По данным, приведенным главой комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолием Аксаковым на «круглом столе» по вопросам ОСАГО на этой неделе, в некоторых регионах убыточность по операциям ОСАГО достигает 200%. Это означает, что введение электронных продаж - первый этап реформы ОСАГО. За ним в скором времени последуют другие, в том числе связанные с порядком урегулирования убытков и разрешением споров с потребителями услуг ОСАГО.

 

Источник: Финмаркет