28
Чт, март

Каким отраслям несут угрозу новые технологии

Financial Times выделила пять секторов, которые сильно пострадают от цифровизации и автоматизации

В прошедшем году техностартапы и компании, работающие по принципу «экономики совместного потребления», продолжили разрушать традиционные отрасли. Так, Uber и другие подобные сервисы совершили переворот на рынке такси, а сервис аренды жилья в путешествиях Airbnb предлагает неисчислимое множество альтернатив привычному размещению в гостиницах.

Какие же отрасли следующими пострадают от дальнейшего развития цифровых технологий и автоматизации? Корреспонденты Financial Times попытались взглянуть в будущее на 5–10 лет вперед и определили список из пяти отраслей бизнеса, который могут исчезнуть или сильно сократиться в размерах.

Угроза: Онлайн-платформы для организации путешествий

Компания Tui – крупнейший туроператор в мире. Ей принадлежат сети турагентств под брендами Thomson и First Choice, но генеральный директор компании Фриц Джуссен считает конечной целью трансформацию бизнеса: меньше зависеть от продажи пакетных туров, больше – от владения и управления отелями и круизными судами.

«Сегодня вклад отелей и круизов в нашу прибыль составляет 30–35%, через три года, я думаю, он значительно превысит 50%. Мы всерьез меняем нашу компанию», – говорит он.

Изменения в Tui отражают тренд, наметившийся во всей отрасли. Количество традиционных турагентств, обслуживающих клиентов в офисах, сокращается уже несколько лет: путешественникам удобнее бронировать поездки самостоятельно через онлайн-платформы, такие как Expedia.

По данным статистического управления министерства труда США, количество турагентов в стране сократилось со 132 000 в 1990 г. до 74 000 в 2014 г. Ведомство прогнозирует, что к 2024 г. их число упадет еще на 12%.

Одному из крупнейших британских туроператоров, компании Thomas Cook, в 2011 г. потребовался кредит в 200 млн фунтов, чтобы преодолеть кризис ликвидности, угрожавший ее выживанию. С тех пор компания закрыла множество отделений и планирует и дальше избавляться от убыточных точек продаж. Теперь Thomas Cook продает больше туров онлайн и стремится использовать собственные отели и парк самолетов. В 2015 г. впервые за последние пять лет компания вернулась к прибыли.

Основатель Atmosphere Research Хенри Хартвельдт считает, что турагентства не исчезнут полностью, но им необходимо меняться. «Выживут только истинные эксперты, к которым будут обращаться для организации особенных путешествий – например, медового месяца, запоминающегося семейного отдыха или сложного путешествия типа сафари, – уверен он. – Они найдут свою нишу и будут использовать цифровые технологии, чтобы клиенты узнали о них, а также для осуществления бронирований… Вопрос для турагентств заключается в том, нужны ли им розничные точки продаж. Честно говоря, для большинства ответ – нет».

Некоторые клиенты до сих пор предпочитают личный контакт с агентом. Так, исследование Ассоциации британских туристических агентов (ABTA) показало, что подавляющее большинство путешественников совершают бронирование онлайн. При этом число людей, обращающихся для этого в офис, немного выросло в период с октября 2015 г. по октябрь 2016 г. и достигло 19% против 17% годом ранее. Данные ABTA предполагают, что к агентам чаще обращаются наиболее состоятельные клиенты – представители 4% британцев с самыми высокими доходами. Среди этой группы бронирования путешествий через агентства совершают 35%.

Джуссен из Tui говорит, что компания продолжит продавать пакетные туры, но будет уделять меньше внимания «чистой торговле», когда агент стремится найти для своего клиента самое дешевое предложение. Охотники за низкими ценами в поисках выгодных предложений скорее отправятся в интернет, чем в офис турагента.

Угроза: 3D-принтеры

Любой посетитель концертов сегодня знает, что билеты гораздо проще распечатать дома, чем забирать в кассе или ждать, когда они придут по почте. Очень скоро бизнес осознает эту истину и в отношении запчастей, оборудования и электроники.

Взрывное распространение 3D-принтеров может разрушить целые цепочки поставок: компании смогут печатать большинство необходимых компонентов, а не заказывать их у поставщиков, зачастую зарубежных.

Bosch Rexroth, подразделение немецкой Bosch по производству передач и систем управления, прогнозирует, что в ближайшие 5–10 лет до 40% используемого ею производственного оборудования можно будет напечатать, а не покупать. «Производство запчастей для старых автомобилей или двигателей, прототипов новых продуктов или небольших партий промышленных изделий – 3D-печать может кардинально изменить ситуацию в этих сферах», – говорит Стефан Ховель, менеджер по развитию производственных процессов в Bosch Rexroth.

Bosch уже печатает компоненты для создания прототипов, производство которых ранее было невозможно или требовало слишком много времени. По словам Ховеля, разница в стоимости напечатанных компонентов оборудования и произведенных традиционным способом может достигать 60%.

В ноябре на выставке Electronica в Мюнхене израильский стартап Nano Dimension показал новые возможности 3D-печати. Разработанный компанией принтер Dragonfly может производить многослойные печатные платы, используемые в компьютерах и смартфонах. Генеральный директор Nano Dimension Амит Дрор считает, что их печать на 3D-принтере значительно ускорит исследования и разработку прототипов и позволит производителям электроники быстрее выводить на рынок новые товары.

Недавно HP продемонстрировала 3D-принтер, напечатавший сверхлегкое (весом около 110 г) звено цепи всего за 30 минут. Затем это звено было установлено на лебедку, с помощью которой подняли автомобиль. Стивен Нигро из HP в шутку называет этот принтер (Jet Fusion 3D Printer) «принтером, который печатает сам себя»: на нем можно напечатать почти половину деталей, из которых он состоит.

«Мы делаем это не потому, что можем. Принтер печатает сам себя, потому что в этом есть экономический смысл. Мы считаем, что 3D-печать сыграет ключевую роль в том, как изменятся дизайн и производство в мире», – говорит он.

Угроза: беспилотные автомобили

Представьте себе будущее, в котором колонны беспилотных автомобилей бесшумно и аккуратно скользят по дорогам и улицам наших городов, мягко подбирая и высаживая пассажиров. На дорогах стало меньше машин и меньше аварий.

Для кого-то это – неосуществимая мечта, для крупнейших страховых компаний – как раз наоборот. Автострахование – один из столпов отрасли. По данным совместного исследования Morgan Stanley и Boston Consulting Group, оно ежегодно приносит крупнейшим страховщикам примерно $260 млрд страховых премий и $17 млрд прибыли. По их оценкам, рыночная стоимость отрасли автострахования составляет примерно $200 млрд.

Новые технологии ставят под угрозу существование значительной части этого рынка, считают аналитики.

Во-первых, сокращение количества автомобилей и числа аварий снижает спрос на страховку. В развитых странах объем рынка страхования может сократиться более чем на 80% к 2040 г. Во-вторых, необходимую страховку будут покупать не индивидуальные потребители, а компании, например, автопроизводители. Технологические компании лучше умеют собирать и обрабатывать данные, поэтому могут занять более сильные позиции на рынке продажи страховок, чем собственно страховщики.

Страховые компании утверждают, что в краткосрочной перспективе развитие технологий ведет к удорожанию полисов: ремонт после аварии современного, начиненного электроникой автомобиля обходится дороже, чем более старых и простых моделей.

Партнер KPMG Мюррей Райсбек считает, что развитие технологий предоставит страховщикам и новые возможности. «Будут новые риски, требующие страхования: например, риск сбоев в алгоритме или киберриски, связанные с беспилотными автомобилями. При этом риски повреждения автомобиля или причинения вреда здоровью людей снизятся», – объясняет он.

Многие страховщики уже реагируют на происходящие изменения. Так, компания Axa в Великобритании присоединилась к группам, которые при поддержке правительства изучают способы оптимального внедрения беспилотных технологий в жизнь. Японские Mitsui Sumitomo и Tokio Marine разрабатывают новые типы страховых продуктов.

Однако по мнению Райсбека, страховой отрасли нужно решительнее реагировать на угрозы. «В Великобритании много совещательных органов, много говорится о новых технологиях, но не так много инвестируется в них или в создание партнерств, которые понадобятся в будущем, – считает он. – Страховщики хорошо реагируют на изменения. Но автомобильные и технологические компании – это совсем другой класс конкурентов, и они своего не упустят».

Угроза: Роботы-консультанты

В последние годы традиционным финансовым консультантам пришлось столкнуться с серьезным ужесточением регулирования, а теперь на их деятельность покушаются компьютеры.

В 2013 г. новые правила Управление финансовых услуг Великобритании (FCA) кардинально изменили бизнес-модель финансового консультирования: фондам запретили платить консультантам комиссии и повысили минимальные квалификационные требования к последним. По подсчетам британской ассоциации финансовых консультантов, после введения новых норм из профессии ушли 13 500 человек. Огромное количество инвесторов, внезапно лишившихся возможности позволить себе консультанта, обратились к новому явлению – роботам-консультантам, появившимся в 2012 г. В 2015 г. FCA выяснило в ходе исследования, что две трети индивидуальных инвесторов покупают финансовые продукты, вообще не обращаясь за советом к профессионалам.

Роботы-консультанты – интернет-платформы, подбирающие инвестиционный портфель на основе ответов пользователя на вопросы онлайн-анкеты. Они предлагают дешевую альтернативу личному общению с консультантом клиентам, которым удобно инвестировать онлайн. По оценкам Citigroup, в следующем десятилетии сумма активов под управлением роботов во всем мире может достигнуть $5 трлн.

Банки и управляющие активами и имуществом состоятельных клиентов уже оценили потенциал автоматизированного консультирования розничных клиентов и устремились в этот сектор, где еще недавно доминировали быстроразвивающиеся финансово-технологические компании. Британские Barclays, Royal Bank of Scotland, Lloyds Banking Group и Santander UK объявили, что развивают онлайн-платформы для инвестирования.

Об этом же заявляли швейцарский UBS и управляющие активами Investec Wealth, Brewin Dolphin и Killik.

Другие крупные игроки предпочитают покупать стартапы. Управляющая компания Schroders купила за 12 млн фунтов долю в разработчике робота-консультанта Nutmeg, а Allianz Global Investors – долю в MoneyFarm.

В США автоматизированные сервисы управляют портфелями паев биржевых фондов (ETF), реинвестируют дивиденды и оптимизируют налогообложение доходов от инвестирования. Сервис Betterment, берущий комиссию 0,15–0,35%, сейчас управляет активами 210 000 клиентов на сумму $6,7 млрд.

Рост популярности пассивных фондов также будет способствовать распространению роботов-консультантов в ближайшие годы: роботы обычно советуют инвесторам пассивные портфели, а не активно управляемые фонды, где комиссии выше.

По данным Morningstar, с 2007 г. активы под управлением пассивных фондов по всему миру выросли на 230%, достигнув $6 трлн. У активно управляемых фондов этот показатель вырос примерно на 100% до $24 трлн.

Угроза: электромобили

Электромобили обычно позиционируются маркетологами как более экологически чистые и дешевые в эксплуатации по сравнению с обычными автомобилями, оснащенными двигателями внутреннего сгорания. Однако у них есть и еще одно преимущество: из-за почти полного отсутствия движущихся частей (кроме колес, конечно) под капотом электромобиля практически нечему ломаться.

Для водителей это хорошая новость, в отличие от тысяч автосервисов, занимающихся обслуживанием и ремонтом дизельных и бензиновых автомобилей. Постпродажное обслуживание автомобилей не только создает множество рабочих мест, это еще и самый прибыльный сегмент автомобильной отрасли. «Норма прибыли в секторе продажи автомобилей очень низка. Но пока существуют машины с двигателями внутреннего сгорания, их ремонт будет оставаться для дилеров основной статьей дохода», – говорит аналитик Jefferies Филипп Хушуа.

Двигатель внутреннего сгорания современного автомобиля содержит несколько тысяч движущихся частей, а в электромобиле Tesla их всего 18, указывают аналитики Credit Suisse. «Электромоторы практически не нуждаются в ремонте», – говорит Стив Нэш, генеральный директор британского Института автомобильной промышленности (IMI).

IMI оценивает количество пунктов постпродажного обслуживания автомобилей только в Великобритании в 40 000. В это число входят как крупные сети, например, Kwik Fit, так и множество мелких независимых мастерских. Точное их количество подсчитать практически невозможно, потому что многие никогда не входили в отраслевые организации.

Подавляющее большинство электромобилей, которые будут продаваться в ближайшие годы – гибриды, оснащенные и двигателем, и аккумуляторной батареей, считают аналитики. Однако доля автомобилей только с электродвигателем на рынке растет, а их обслуживание требует от работников сервисов совершенно других навыков.

Недавно автоконцерн Volkswagen объявил, что переобучит 7000 своих инженеров на инженеров-электриков. К 2025 г. концерн хочет довести долю электромобилей в своей продукции до 25%. «Политики думают: если что-то выглядит, как автомобиль, то люди, ремонтирующие автомобили, смогут как-то приспособиться и отремонтировать и это тоже», – говорит Нэш. Он подчеркивает необходимость переподготовки специалистов и высокие риски в случае неправильного обращения с электромобилями: «Аккумулятор электромобиля может давать напряжение до 400 В, это сравнимо с электрическим стулом».

 

Перевела Надежда Беличенко
Источник: Ведомости