29
Пт, март

Агрострахование в России: изменения в системе в 2016 году

PC: Воловик Юрий Семёнович, советник Президента Национального союза агростраховщиков, Россия.

Прежде всего я хотел бы поблагодарить организаторов данной конференции за приглашение Национального союза агростраховщиков участвовать в этом мероприятии, интересном и важном не только для Казахстана, но и для России. Мы во многом очень похожи, у нас общие корни, у нас общие задачи, ну, может быть, какие-то от­личия в подходах. Поэтому, наверное, вам было бы интересно услышать, как эти вопросы решаются в России.

Сельскохозяйственная отрасль России

Несколько слов о сельском хозяйстве в России. Россия - огромная страна, с огром­ным потенциалом производства продо­вольствия, и я думаю, что в условиях про­довольственных проблем в целом в мире перспективы России и Казахстана в плане развития сельского хозяйства очень значи­тельны.

12 % земельных ресурсов мира на­ходятся в России, 8 % пахотных земель, посевная площадь 79 миллионов гектаров. Основные культуры зерновые и зернобо­бовые - 47 миллионов гектаров. Выращи­ваются практически все культуры типичные для этой зоны. В России 6 климатических зон и 81 регион участвуют в программах госу­дарственного субсидирования сельского хозяйства.

Если рассмотреть экспорт России по данным 2014 года, то на первом месте стоит экспорт газа на 50 миллиардов долларов, на третьем месте - экспорт авиации, самолётов на 15 милли­ардов долларов, а на втором месте - экспорт продукции сельского хозяйства с поступлением 20 мдрд долларов в год.

Схема сельхоз страхования в России

С самого начала должен особо отметить, что после отмены в 1990 году обязательного сельскохозяйственного страхования в СССР в России с 1992 года развивается добровольное страхование сельского хозяйства. Я не буду перечислять все этапы развития системы агрострахования, это были поиски наиболее рациональных путей и изучение мирового опыта. Был принят специальный Федераль­ный закон о развитии агрострахования с государственной поддержкой, который начал действовать с 2012 года.

В этом законе было прописано, что для того, чтобы работать с государственными субсидия­ми, необходимо обязательное членство стра­ховых компаний в профессиональных объеди­нениях агростраховщиков. Это обязательное условие. Те компании, которые не входят в профессиональное объединение, не имеют пра­ва пользоваться государственной поддержкой. Но это не исключает страхования без госу­дарственной поддержки, поскольку оно у нас добровольное и в том числе - и для страховых компаний.

Начиная с 2013 года впервые введено государственное субсидирование страхования сельскохозяйственных животных, которое до того было добровольным. В 2014 году начала работать система компенсационных выплат, в соответствии с законом все профобъедине­ния обязаны создавать за счёт отчислений от премий своих участников компенсационный фонд выплат, которые расходуются на вы­платы сельхозтоваропроизводителям в случае банкротства или потери лицензии страховых компаний - членов ассоциации.

В 2015 году был принят ещё один закон в дополнение к предыдущему закону, в кото­ром были расширены риски, принимаемые на страхование с господдержкой, в частности это было связано с большими наводнениями на Дальнем Востоке в 2013 году. И в 2015 году страховой надзор, которым также, как у вас, является Центральный Банк России, начал очистку рынка от компаний, не отвечающих

требованиям финансовой устойчи­вости. И начиная с 2016 го­да на рынке работает только одно профессиональное объединение - Национальный союз агрострахов­щиков, который я представляю.

Страхованию подлежат сельско­хозяйственные культуры и животные. Животные стали страховаться недав­но - с 2013 года, но динамика доста­точно положительная и значительно опережает по темпам роста развитие страхования растениеводства.

Принципом работы системы агрострахования с государственной поддержкой является субсидиро­вание страховых премий, а не как в Казахстане - выплат. За счёт госу­дарственного бюджета финансируе­тся 50 % страховой премии. При этом по регионам в зависимости от наполнения региональных бюдже­тов эта цифра может быть больше. Например, на Дальнем Востоке в Амурской области субсидии дости­гают 80 %. То есть это достаточно выгодно для фермеров.

Страхование с господдержкой осуществляется по мультирис- ковой модели, урожай страхуется от 22 рисков, по животным - от 14 рисков. Объектами страхо­вания являются 85 видов культур и 26 видов животных.

В каком виде выступает у нас катастрофическое страхование? Предусмотрено, что выплата на- чинивается в случае, когда недо­бор урожая составляет 20 %. Если ниже этого уровня, то считается, что катастрофа не наступила и выплата не предусматривается. Эта цифра менялась за последние 2 года от 35 % до 25 % и в 2016 году стала равна - 20 %.

При страховании всех посевов или поголовья скота применяется следующий принцип: либо вся культура, все посевы должны быть застрахованы в хозяйствах, либо один вид целиком. И то же самое по животным. Обязательным усло­вием, как было обозначено ранее, является членство в объединении страховщиков и формирование фонда компенсационных выплат.

По структуре страхового про­дукта, что также зафиксировано в законе: страховая сумма должна составлять не менее 80 % страховой стоимости, в структуре страховой премии не менее 80 % приходится на страховые резервы, сюда же входят средства, уплачиваемые в объединение, в Фонд компенсаци­онных выплат. РВД - расходы на ведение дела страховщиков - не более 20 %.

Согласно закону, как уже упоми­налось, по решению Центрального Банка с 1 января 2016 года работает одно профобъединение - Нацио­нальный союз агростраховщиков. Сегодня в нём участвует 21 стра­ховая компания, на вступление одобрено ещё три компании, итого будет 24 компании.

Чем отличались права и обя­занности НСА до централизации? До единого объединения правила деятельности для членов объ­единения устанавливало каждое объединение самостоятельно, но с 2016 года эти правила страхования обязательны для всех участников рынка, и они согласовываются с Центральным Банком России. В том числе согласуются правила дея­тельности ассоциации и формиро­вание Фонда компенсационных вы­плат. Разрабатываются стандартные правила страхования, если раньше они были у каждого объединения свои, то с этого года эти правила согласовываются в обязательном порядке с Министерством сельско­го хозяйства России, Министер­ством финансов и Центральным Банком России. Если раньше ста­тистику вело каждое объединение, то с этого года она в обязательном порядке открыта и публикуется объединением.

За три года работы по системе после принятия закона было заклю­чено 26 000 договоров, осущест­влено более 6 000 выплат на сум­му 12 млрд рублей. Клиентская база: 6-7 тысяч сельскохозяйствен­ных предприятий ежегодно, охват посевов в пределах 10 - 18 %, охват поголовья животных от 3,7 до 4 с лишним миллионов услов­ных голов. Ежегодно в программе участвуют не менее 50 крупных ре­гионов России. В связи с централи­зацией с рынка ушли 24 компании в силу несоответствия финансовой устойчивости. 2/3 посевных площа­дей сегодня, по экспертной оценке, занимаются реальным страховани­ем или рассчитывают на долгосроч­ную работу с сельскохозяйственны­ми товаропроизводителями.

Что касается страхования живот­ных с государственной поддерж­кой, то в 2013 - 2015 годах доля поголовья выросла с 7 до 17,9 млн. Больше всего страхуется домашней птицы - 53 % от всех договоров, 29 % - свиней и крупного рогатого скота.

Основные перспективы раз­вития агрострахования в России в 2016 и 2017 годах заложены стра­тегией развития Национального союза агростраховщиков. С уходом с рынка компаний с низкой финан­совой устойчивостью предусматри­вается надёжная страховая защита сельскохозяйственных товаропроизводителей, то есть рынок меняется, некоторые крупные страховые ком­пании нарастили портфели на 50 % и более. Улучшаются компенсационные выплаты пострадавшим сельскохо­зяйственным товаропроизводителям. Создаются условия, и это важно, для унифицированных программ страхо­вания агрорисков и постепенное за­мещение ушедших с рынка компаний.

Перспективы сельхозстра- хования В России

Основные предложения НСА по развитию агрострахования - это внедрение единого стандарта ока­зания государственной поддержки, соответствие ставок субсидиро­вания и актуально рассчитанных страховых тарифов. Таким образом Министерство сельского хозяйства в соответствии с ежегодным годо­вым планом утверждает ставки суб­сидирования, они у нас отдельно по животным, отдельно по урожа­ям, по регионам, по видам культур и видам животных и по покрытию. К ним в основном привязаны и та­рифы страховых компаний, потому что если тариф превышает ставку субсидирования, то разницу при­ходится доплачивать сельскохозяй­ственным товаропроизводителям. Для нас очень важно, чтобы эти ставки были рассчитаны актуарным способом Единый общероссийский стандарт предоставления государ­ственной поддержки - то, к чему мы стремимся. Это распределение субсидий по регионам в соответ­ствии со сложившимся в отдельных регионах уровнем развития агро- страхования. До этого года у нас такое решение о распределении субсидий по регионам принималось правительством, с этого года - это Федеральный закон. Здесь есть свои недостатки, но мы в рабочем порядке будем их решать.

Важное предложение - введе­ние стандартов в области управле­ния рисками сельхозпроизводства. 30 марта 2016 года на заседании Правительства присутствовал пре­зидент НСА, он выступал с вопро­сами, проблемами по развитию агрострахования, и есть поручение Премьер-министра России дать предложение по обязательным ми­нимальным стандартам агротехнологий и ветеринарных правил.Это делается для того, чтобы не только страховщики были универсальны и были готовы предложить свои программы, но и чтобы сельхоз товаропроизводитель соблюдал минимальные требования для вы­ращивания культур и содержания животных.

Повышение гибкости системы заключается, в частности, в страхо­вании без порога утраты, гибели, в том числе для страхования зало- гов.Также в страховании с низкой стоимостью, то есть мы предлагаем расширить возможности снижения страховых сумм и повышения или снижения безусловных франшиз, с тем чтобы сельскохозяйственные товаропроизводители могли выби­рать более дешёвые продукты. Это также и господдержка пилотных программ. В законе прописано, что мы имеем право часть поступлений от инвестирования фонда компен­сационных выплат использовать на программы развития агростра­хования, в том числе индексного страхования.

Мы говорим о том, что должны быть единые технологии, поэтому у нас разрабатываются стандар­ты оценки ущерба от различных факторов, которые будут едины для всех участников.

Направление развития этого вида страхования также включает использование космических техно­логий при мониторинге посевов, при урегулировании убытков и повышении качества независимой экспертизы.

Инновационные технологии агрострахования

Сейчас я более подробно оста­новлюсь на данном интересном инструменте, который мы исполь­зуем, - это космический монито­ринг. Мы располагаем инструмен­том, который называется AgriQuest и позволяет во многом облегчить работу экспертов и повысить досто­верность и объективность всей ин­формации. То есть мы таким обра­зом исключаем человеческий фактор, который возникает при экспертизах. Отсутствует конфликт интересов, по­является объективность оценки. В основе лежат исследования состоя­ния культур по индексу NDVI, опре­деляется влияние агрометериоло- гических показателей отклонений в развитии растений, есть возмож­ность оценки критериев опасных природных явлений. Очень полез­но, что эта система позволяет нам анализировать архивные данные за 17 лет, и ежегодно они накапли­ваются. Это данные по NDVI и по агрометеоусловиям.

Мы используем этот метод на всех этапах работы с клиентом в предстраховой период и период проведения андеррайтинга, со­провождения договоров в течение действия договора и при урегу­лировании убытков. И что важно, Национальный союз агрострахов­щиков с 2016 года вводит прове­дение космического мониторинга в качестве обязательного условия при рассмотрении заявления о выплатах из компенсационного фонда.

При проведении предстрахо- вого анализа мы делаем в первую очередь анализ NDVI по терри­тории страхования за прошлые годы и сравниваем их со средни­ми значениями. Анализируются основные агрометеорологические показатели по району в целом: вы­сота снежного покрова, суточная температура, накопленные осадки, суточные осадки, сумма активных температур, то есть все показатели гидрометеорологии, и оценивается совокупное влияние всех этих по­казателей на дальнейшее развитие культуры. По итогам проведённого анализа андеррайтер принимает решение,на каких условиях прини­мать данный риск на страхование. Ранее мы отправляли экспертов на поля, предварительно смотрели, изучали статистику и имеющуюся базу агрометеорологических усло­вий - это значительные затраты и они не всегда были обоснованными.

В период сопровождения до­говора нам важно знать состояние развития культуры и отклонения в её развитии на конкретных полях хозяйства, то есть анализ произво­дится уже по полям. В этих целях наряду с метеорологическими данными используются и другие инструменты, которые даёт нам программа AgriQuesta. Один из инструментов - история поля. Он позволяет оценивать состояние культуры в период вегетации по графику NDVI и сравнивать с по­казателями прошлых лет. Второй инструмент - сравнение полей. Он позволяет оценивать и сравнивать состояние одной культуры на со­седних полях. Начиная с этого года появился новый инструмент - Pixel comparison, позволяющий оценивать неоднородность раз­вития культуры на поле и выявлять нарушения технологий против тех­нологических карт, которые были предусмотрены. Дополнительно появилась возможность получения регулярных отчётов в виде графиков NDVI о состоянии культуры на за­страхованных полях. Совокупность этих показателей позволяет страхов­щику делать вывод о необходимо­сти в направлении эксперта на поля для осмотра. Раньше, когда посту­пало заявление о том, что на поле произошли какие-то отклонения, мы посылали экспертов, которые долж­ны были обойти все поля. Учитывая, что у нас есть фермеры, у которых по 40 - 50 тысяч гектаров в одном хозяйстве - это огромные матери­альные и временные затраты. Сей­час мы можем направлять экспер­тов точечно, то есть мы с помощью данного космического инструмента определяем, в каких точках и на ка­ких полях были отклонения от сред­них показателей или от соседних полей, и уже конкретно отправляем одного эксперта для того, чтобы он подтвердил это и заверил подпися­ми вместе с фермером.

Мы можем нашим сельскохо­зяйственным товаропроизводи­телям оказывать такую услугу, как представление отчётов о состоянии их полей раз в неделю или раз в две недели, с тем чтобы они могли отслеживать вместе с нами состо­яние посевов и с тем, чтобы снять лишние вопросы, если будет заяв­ление о выплатах. Хочу напомнить, что в отличие от Казахстана мы страхуем недобор урожая: не ги­бель посевов, а недобор уро­жая против средней пятилетней величины. Поэтому для нас важно отслеживать, как формируется урожай и какие были события на застрахованных полях.

Алгоритм проведения эксперт­ного анализа предусматривает следующие разделы: предмет анализа, объект анализа, наиме­нование культуры, номера полей и участков, перечень документов, представленных для анализа. В ре­зультаты экспертного заключения входят: отчёт по мониторингу ве­гетационного индекса по муници­пальному району, на территории которого находятся застрахован­ные поля; отчёт по мониторингу основных метеорологических показателей по данному райо­ну; мониторинг вегетационного индекса по отдельным полям, за­явленным на экспертизу; при не­обходимости - сравнение одного вида культуры на разных полях по показателям индекса вегетации, определение неоднородности в развитии культуры на конкретном поле и выводы.

В целях реализации направле­ния использования космического мониторинга в агростраховании мы заключили соглашение с фирмой «GEOSYS Европа», которая являе­тся собственностью компании «Land O'Lakes, Inc.», с которыми мы работаем на протяжении уже нес­кольких лет. Эта программа была куплена Национальным союзом агростраховщиков и предложена всем членам ассоциации в бес­платное пользование для приоб­ретения навыков работы с данным инструментом. Фирма-поставщик «GEOSYS Европа» провела учёбу в феврале этого года, и вот члены ассоциации уже активно работают с программой.

На мой взгляд, это единствен­ный сегодня на рынке продукт, который позволяет неподготов­ленному специалисту работать с этой программой. Это уже го­товый инструмент, то есть вы в режиме онлайн можете в любой момент посмотреть, что происхо­дит на любом поле, делать срав­нения, намечать какие-то меры по снижению убытков. В об­щем-то это достаточно хороший инструмент, и мы рекомендовали его всем нашим страховщикам, поскольку он позволяет отно­сительно недорого обеспечить объективность анализа. Мы под­считали, что примерно 1-2 % от расходов на ведение дела при­ходится на подобный космомо- ниторинг. Процесс сопровожде­ния договоров, урегулирования убытков становится максимально объективным, снижает стоимость страхования.

Одна важная и сложная зада­ча, стоящая перед нами в связи с использованием данного инстру­мента и без решения которой невозможна полноценная его работа, - это обеспечение леги­тимности материалов космическо­го мониторинга в судах. Сегодня в нашем законодательстве пропи­сано, что использование матери­алов кино-, фото-, видеосъёмки признаётся на усмотрение судьи. Поскольку судьи тоже недостаточно хорошо знакомы с этим инструмен­том, очень часто они не рассматри­вают материалы,полученные при его использовании. Эту задачу мы сейчас решаем на уровне Прави­тельства, Верховного суда.

В процессе урегулирования убытков с фермерами мы им по­казываем всё, что происходило на их полях и был ли реально у них град, была ли засуха в пери­од страхования или они случи­лись до этого. Фермеры смотрят и соглашаются, благодаря чему отсутствует причина для судеб­ных разбирательств. Возможна ситуация, когда фермеры согла­шаются на снижение выплат либо вообще на отказ от выплат в том случае, если явлений, про кото­рые они написали, в реальности не было, либо они не достигли необходимых критериев.

Что касается упомянутых кри­териев, важна работа по фор­мированию критериев опасных природных явлений.Сейчас они существуют, но они сделаны не для целей агрострахования, поэтому НСА на данном этапе активно за­нимается проблемой разработки других критериев по регионам, применимых в агростраховании.

Также я хотел бы затронуть проблемы агроперестрахования в России. Вы знаете не хуже меня, что агрострахование сопряжено с большими рисками, поэтому очень важно перестраховывать эти риски. Сейчас мы занимаемся разработкой единых стандартов андеррайтинга и урегулирования убытков, они на стадии внедре­ния, и это нам позволит упро­стить процесс перестрахования. Облигаторные договоры доступ­ны в основном крупным стра­ховщикам, количество западных перестраховщиков на российском рынке пока ограничено. Небо­льшие компании ограничены в возможности перестрахования, отечественная ёмкость сильно ограничена. В основном проис­ходит перестрахование между крупными российскими страхов­щиками, естественно, это не совсем адекватно реальным потребностям рынка.

Сейчас рассматривается инициатива Центрального Бан­ка о создании государственной перестраховочной компании в России. Мы рассчитываем, что крупные катастрофические риски по животным - это африканская чума свиней и по засухам или на­воднениям страховщики смогут передавать в эту государственную перестраховочную компанию.

Спасибо вам за внимание! Хотел бы подчеркнуть, что мы в Национальном союзе агростраховщиков готовы консультировать по любым вопросам, работать вместе, поскольку полагаем, что наш совместный опыт будет полезен каждой из сторон.

 


Источник: Журнал «Рынок Страхования»