Последние события, связанные с пожарами в городе Алматы, показали насколько крупными могут быть последствия и убытки. Напомним, последний крупный пожар произошел на пересечении улиц Розыбакиева и Мынбаева, где в последствие пострадали некоторые помещения общепита.
По информации АО СК "Евразия" страховых выплат по пожарам в данных заведениях не будет, так как эти заведения не имели полисов по страхованию имущества, поэтому и ущерб возмещать попросту некому. Возможно, позже появится точная информация, но по нашим сведениям люди вновь понадеялись на авось. И видимо, компенсировать убытки будут сами пострадавшие.
Учитывая последние события, в пору говорить о введении обязательного страхования ответственности владельцев нежилых/коммерческих помещений перед третьими лицами, так как только это может стать эффективным механизмом защиты пострадавших в случае каких-либо происшествий. В мировой практике давно существуют такие механизмы страховой защиты. У нас это, как обычно, происходит только после резонансных событий. На наш взгляд, идея благая, если, конечно, не возникнет каких-то подводных камней при ее реализации. Тем более мировой опыт показывает, что введение обязательной формы действительно служит толчком к развитию массового страхования.
При страховании ответственности ресторанов и кафе будут покрываться типичные риски ответственности перед третьими лицами, такие как пожар, залив, падение предметов с крыши. Также, по страховке компенсируются убытки в связи с нанесением вреда жизни и здоровью посетителей из-за инцидентов внутри ресторана или кафе.
Пожары - это всегда высокие риски и крупные убытки. Последствия подобных пожаров масштабны и продолжительны, а страховые компании в таких случаях выступают одним из основных источников средств для пострадавшей стороны. При этом, от скорости урегулирования убытков страховыми компаниями зависит срок восстановления того или иного здания.
К сожалению, констатируем, что в целом доля застрахованного имущества ничтожно мала, это считанные проценты. Последние случаи в ТЦ «Адем», «Юбилейном» и кафе «Аспандияр» подтверждают этот прогноз.
Казахстанские страховщики сейчас предлагают полисы по страхованию имущества, однако очень часто владельцы общепита обращаются к услугам страховщиков лишь после громких трагических событий, подобных пожару. Если же ввести обязательную ответственность перед третьими лицами, то это в корне изменит ситуацию, где за последствия уже будут отвечать страховщики.
На сегодняшний день есть владельцы кафе и ресторанов, которые покупают страховку, так как они задумываются о возможных последствиях таких событий. Но массового потока страхователей, повторимся, нет, так как данный вид страхования в чистом виде добровольный.