28
Чт, март

Александр БУДНИК: Чтобы справиться со сложной ситуацией...

Вместе с переменами на рынке страхова­ния, умноженными на влияние законода­тельных и геополитических трендов, кото­рые фундаментально влияют на текущую ситуацию, происходит смещение в работе IT-компаний, работающих в области ав­томатизации страхования. Новые условия заставляют страховые компании искать нестандартные подходы к автоматизации, больше думать на перспективу и, по воз­можности, ограничивать IT-бюджеты, при этом стараясь не потерять в качестве вне­дряемых решений.

Какие приоритеты ставит перед собой один из крупнейших игроков российского страхового рынка автоматизации, рассказал Александр БУДНИК, вице-президент, ди­ректор департамента «Страхование» компа­нии «Диасофт».

Актуальные проблемы и задачи

Во многом ситуации на рынках страхования Российской Федера­ции и Республики Казахстан по­хожи. Кризисные явления, падение цен на энергоносители, экономиче­ская нестабильность, инфляцион­ные риски, неоднозначность зако­нодательства, недавнее членство во Всемирной торговой организации ставят перед участниками страхово­го рынка новые вызовы. Адаптиро­ваться к текущим реалиям сможет только современная компания, с «европейским» уровнем менед­жмента и правильно выстроенными внутренними процессами.

Сегодня тенденция на снижение деловой активности продолжается, может быть, уже не так очевидно, как в предыдущем году, но рынок пока находится в рецессии. Стра­ховые компании обеспокоены неопределённостью прогнозов, падением спроса на существующие страховые продукты, снижением уровня доходов населения, неопре­делённостью законодательной базы и проводимой политикой Банка России, достаточно стреми­тельно сокращающего количество игроков на рынке. На фоне этих факторов усиливается конкурент­ная борьба за привлечение денеж­ных средств, предлагая клиентам снижение стоимости страховых полисов, возможности рассрочки и кредитования, гибкие условия дого­воров и новые страховые продукты.

На рынке страхования Казах­стана ситуация примерно схожая с российскими реалиями. Здесь нет существенных геополитических рисков, но падение мировых цен на нефть не способствует бурному развитию отрасли. По оценкам аналитиков «S&P», рост рынка в 2016 - 2017 годах составит не более 3-5 % в номинальном выражении. Данные показатели будут достиг­нуты только за счёт добровольных видов страхования. Однако темпы роста в реальном выражении за указанный период, скорее всего, будут отрицательными, что об­условлено прогнозируемым «S&P» темпом инфляции на уровне 10 % в 2016 году и 8 % в 2017 году.

Компания «Диасофт» - круп­нейший поставщик 1Т-решений, лидер в разработке и внедрении программного обеспечения для финансовых организаций. Рабо­тает на банковском рынке России с 1991 года.

Клиентская база 300+ финан­совых организаций, среди них - 60 российских банков из списка ТОП-100 и 33 банка из 75-ти со стопроцентным иностранным капиталом.

Головной офис - в Москве, филиалы - в Новосибирске, Ярос­лавле и Чебоксарах, представи­тельства - в Лондоне и Шанхае.

Первый и единственный российский разработчик бан­ковского программного обе­спечения, включенный в «Magic Quadrant for International Retail Core Banking Systems» компании «Gartner».

Входит в ТОП-10 крупнейших российских разработчиков про­граммного обеспечения по оцен­ке рейтинговых агентств «CNews», «Коммерсант», РА «Эксперт».

Занимает 4 место в междуна­родном рейтинге «Global Banking Platform Deals Survey 2013» (Forrester)

Финансовый кризис ускорил процессы консолидации бизнеса и укрупнения страховых компаний. В такой ситуации существует нема­ло рисков, и серьёзный бизнес использует все доступные возмож­ности, направленные на минимиза­цию осложнений и нежелательных последствий, связанных с адапта- ций компаний к новым условиям. Понимая это, IT-компании стараю­тся предложить рынку не то­лько коробочные и стандартизи­рованные решения, но и униве­рсальные средства, позволяющие решать нетривиальные задачи по укрупнению бизнеса, оптимизации IT-ландшафта, быстрого вывода на рынок новых продуктов, работы с клиентами через Интернет, и мно­гие другие.

Чтобы справиться со сложной ситуацией, приходится жить по средствам, когда обязательным условием является соответствие расходов текущим объёмам биз­неса. Для этого приходится со­кращать операционные издержки, снижать себестоимость различных бизнес-процессов. Для достижения этих целей компании прилагают существенные усилия в таких на­правлениях, как оптимизация штата и филиальной сети, централизация управления, в том числе и центра­лизация IT-ландшафта компании, унификация услуг, определение и развитие приоритетных направле­ний бизнеса. Здесь же возникает необходимость в развитии элект­ронного взаимодействия с клиента­ми компании, зачастую онлайн-ус- луги являются более дешёвыми с точки зрения внутренней себесто­имости, а также повышают общий уровень автоматизации операций и процессов. Все эти задачи особенно актуальны как при слиянии, так и при поглощении бизнеса. Сохране­ние, приумножение, развитие кли­ентской базы любой бизнес ставит во главу угла, особенно в период финансовой нестабильности и вы­сокой конкуренции на рынке услуг. Повышение эффективности и сни­жение внутренних, операционных издержек создаёт определённый запас прочности для любой компа­нии и создаёт возможность опера­тивно и более гибко реагировать на изменение ситуации на рынке.

Любая IT-компания, распола­гающая зрелым, не один раз по­ложительно зарекомендовавшим себя решением, способно помочь в решении многих из вышепере­численных задач. Автоматизация внутренних процессов снижает нагрузку на персонал и высвобож­дает дополнительные ресурсы, по­могает быстро выводить на рынок новые продукты, снижает уровень бюрократичности и делает бизнес более прозрачным. Наряду с этим автоматизация внешних процес­сов, связанных со взаимодействи­ем с клиентом помогает упростить коммуникации, снизить влияние человеческого фактора, сократить время обслуживания и тем самым привлечь дополнительную целе­вую аудиторию потенциальных клиентов.

Здесь нельзя не отметить вступление Республики Казахстан во Всемирную торговую организа­цию в июле 2015 года. После этого страховой рынок становится более открытым для иностранных ком­паний, которые с большой долей вероятности воспользуются воз­можностью выйти на новый рынок. Зачастую уровень информатизации иностранных компаний намного выше, чем у российских и казах­станских компаний, и за счёт этого они имеют определённые пре­имущества в качестве и скорости предоставляемых услуг.

По данным Национального Банка на начало 2016 года на рынке рабо­тают всего 33 компании. Для сра­внения на российском рынке на данный момент - более трёхсот. Но, тем не менее, конкуренция на рынке достаточно велика, так как объёмы рынка по сравнению со страховым рынком в Российской Федерации пропорционально меньше.

Возможности IT-решений

Безусловно для решения всех этих задач нужны новые техноло­гии, отвечающие всем современ­ным требованиям к IT-системе, проверенные при решении подоб­ных задач и с чёткими перспектива­ми развития. Преимущества сейчас за теми компаниями, которые уже используют или внедряют совре­менную технологическую платфо­рму. Системы BPM (Business Process Management) позволяют структу­рировать бизнес-процессы, быстро находить и исключать «узкие» места, создавать централизованные системы, использовать в работе различные каналы обслуживания и многое другое.

К сожалению, если говорить о финансовом рынке и сравнить банковскую и страховую отрасли с точки зрения уровня автоматиза­ции процессов, страховая отрасль существенно отстаёт в развитии и распространении IT-технологий. В большинстве своём в страховом секторе распространены гетеро­генные IT-ландшафты, отсутствует интеграция IT-систем, электронный документооборот не налажен. Ко­нечно, как и в любом правиле, есть свои исключения, когда отдельный IT-проект реализуется на очень высоком уровне по сравнению с текущим уровнем автоматизации. Но пока такие проекты остаются единичными и текущая экономи­ческая ситуация отнюдь не способ­ствует тому, чтобы их становилось больше.

Здесь стоит отметить, что требования регулятора отрасли оказывают благотворное влияние на степень автоматизации, бук­вально заставляя участников рынка перестраивать свои внутренние процессы и использовать совре­менные информационные системы. Наверно, одним из ярких примеров последнего времени является пере­ход на новый план счетов, благода­ря которому многие компании уже внедрили или сейчас находятся на стадии внедрения решений, авто­матизирующих ведение бухгалтер­ского учёта по новым отраслевым стандартам.

Вообще получается очень инте­ресная ситуация: с одной стороны, контроль регулятора отрасли, кото­рый регулярно проводит проверки, мотивирует участников рынка по­вышать уровень автоматизации и выстраивать свою IT-стратегию хотя бы на несколько лет вперёд. С другой стороны, страховщикам достаточно сложно отказаться от бумажных носителей и тут во мно­гом «виновато» законодательство, не поддерживающее электронное взаимодействие или заставляющее дублировать электронные версии документов бумажными при вза­имодействии с государственными структурами.

Какое программное обеспе­чение выбрать?

Можно ли использовать для автоматизации иностранное про­граммное обеспечение? Этот во­прос волнует сейчас многих не только в России, но и на пост­советском пространстве, особенно в странах Евразийского экономи­ческого сообщества, где процесс интеграции бизнесов друг с другом намного выше, чем с остальными республиками. В целом,конечно, можно, но с достаточно большим числом оговорок. В России сейчас взят курс на импортозамещение и использование иностранного про­граммного обеспечения в россий­ских компаниях пошло на убыль, по крайней мере при реализации новых проектов.

Внедрение новых IT-решений в страховых компаниях происхо­дит по стандартной схеме. Пред­варительно страховой компании проводится анализ требований к продукту, составляется пере­чень автоматизируемых биз­нес-функций, изучаются аспекты совместимости информационной архитектуры новой системы с уже применяемым парком IT-реше- ний. После определения бизнес-фу­нкций, на этапе выбора системы зачастую приходится отказываться от иностранного программного обеспечения. Самые распростра­нённые причины отказа можно сформулировать следующим об­разом: ядро системы плохо под­даётся или совсем не поддаётся модификации, нет возможности вносить изменения в программ­ное обеспечение в соответствии с новыми требованиями законода­тельства или надзорных органов, сложно адаптировать систему российской специфики страхового бизнеса.

В целом, если говорить о вы­боре, зачастую страховая компания выбирает не продукт, а подрядчи­ка, который будет реализовывать тот или иной проект. Здесь немало­важную роль играет репутация интегратора, его компетенции, уровень зрелости его собственных процессов и репутация на рынке. Если говорить о компании «Диа­софт», то здесь я могу говорить о 25 годах опыта на финансовом рынке и более чем 300 клиентах как российских, так и зарубежных компаний.

Точки IT-спроса

Для страхового рынка одной из актуальных проблем остаётся интеграция существующих IT-реше- ний. Не для кого не секрет, что большинство компаний подби­рают определённое решение для автоматизации конкретной биз­нес-задачи. В результате во многих компаниях IT-ландшафт состоит из 5, 6, 7 различных систем, которые должны каким-то образом вза­имодействовать друг с другом. Основной задачей такого взаимо­действия является централизация данных о клиентах.

Тут ещё стоит отметить мо­билизацию страховых сервисов, которая по сравнению с банков­ской сферой остаётся на доста­точно низком уровне. Страховые компании не так часто, как банки, сталкиваются с потребностью взаимодействовать со своими клиентами и необходимость переложить часть функций на смартфон пока ещё не назрела. Но, думаю, в течение нескольких лет основные игроки страхового рынка обязательно придут к это­му, так как сфера интернет-услуг расширяется и всё меньше людей хотят ехать в офис для заключе­ния договора страхования.

Хотел бы отметить, что, на мой взгляд, будущее страхового рынка - за универсальными, комплексными страховыми решениями, такими как «Diasoft Insurance». Подобные решения, способные автоматизиро­вать как отдельные бизнес-процес­сы, так и всю компанию целиком, позволяют со временем сократить количество используемых в IT-лан- дшафте систем, постепенно заме­няя собой другие, более мелкие решения, не способные решать все задачи страховой компании в ком­плексе. Затраты на замену системы сравнительно быстро окупятся за счёт сокращения стоимости владе­ния программным обеспечением, увеличением производительности, отсутствием необходимости по­стоянно интегрировать различные решения друг с другом.

Решение «Diasoft Insurance» построено на информацион­но-технологической платфор­ме «meNext», которая представ­ляет собой компонентную среду, обеспечивающую проектирова­ние, разработку и исполнение корпоративных бизнес-приложе­ний. Современные технологии, используемые в платформе, и широкая функциональность, заложенная в комплексном решении «Diasoft Insurance», позволяют автоматизировать все направления деятельности стра­ховой компании.

Сейчас, в период кризиса, технологичная промышленная платформа необходима как никог­да раньше. Использование инно­вационных технологий поможет страховым компаниям не только быстро и более удобным способом продавать свои продукты, но и обеспечит повышение операци­онной эффективности бизнеса и новые конкурентные преимуще­ства - как в настоящий момент, так и в будущем.

 

 
Источник: Журнал «Рынок Страхования»