23
Вт, апр

Законодательство в Казахстане не гарантирует защиту от убытков от весенних паводков

Каждой весной регионы Казахстана ожидают прихода паводков. Этот год не стал исключением.  Только в Северном Казахстане высота снежного покрова превысила прошлогодние показатели в 1,5 раза, большой снег лежит на территории и других областей, традиционно подвергающихся весеннему подтоплению.

Кроме того, по информации председателя комитета по водным ресурсам Ислама Абишева,  45 водохранилищ Казахстана находятся в аварийном состоянии, из них 34 объекта относятся к республиканской собственности, еще 11 – к   коммунальной, 5 водохранилищ находятся в крайней степени аварийности, на ремонт которых требуется порядка 66 млрд тенге, цитирует спикера телеканал «Хабар».

Основной риск 2016 года – ранняя весна, когда снег начнет таять быстро и в большом количестве. Однако в комитете водных ресурсов заверяют, что готовы к любой ситуации и готовы привлечь дополнительные ресурсы в случае необходимости.

Степень готовности специальных служб можно оставить на суд профессионалов, а вот эффективность финансовых инструментов для управления убытками в результате паводков, разрушения обветшалых гидросооружений остается под большим вопросом. Так за 2015 год премии по классу гражданско-правовая ответственность владельцев объектов, деятельность которых связана с опасностью причинения вреда третьим лицам, в число которых входят и гидросооружения,  составили  568,9 млн тенге, против 594,7 млн годом ранее, при этом  количество объектов в 2015 году застраховано больше на 1,7% до 2 468 объектов, чем годом ранее. Снижение объема премий, скорее всего, связано с ценовым демпингом среди страховщиков, который вполне вписывается в условия страхования (наличие минимального и максимального тарифа), поскольку убыточность очень низкая – немногим более 4% страховщики выплачивают от собранных в 2015 году страховых премий. При этом  ежегодные убытки от ликвидации последствий исчисляются миллиардами тенге!

В текущих условиях жесткой экономии средств государственного бюджета не учитывать возможности страховых технологий – непозволительная роскошь. А закон об обязательном страховании опасных объектов концептуально не пересматривался с момента его выхода в июле 2004 года.

К примеру, прорыв дамбы, произошедший в 2015 году в Алматы, в результате которого из-за повышения уровня воды в реке Каргалинка, на окраину города сошел сель и  были частично подтоплены микрорайоны Карагайлы и Таусамал, стал ярким примером безответственного отношения владельцев опасных объектов к возможным и фактическим последствиям и вреду, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте. Ведь ликвидация последствий осуществлялась опять-таки за счет средств государственного бюджета и благотворительных  отчислений, а не за счет страхования, которое является классическим инструментом, с  помощью которого организуется финансирование процесса ликвидации последствий от катастроф.

 

Источник: Казахстанский портал о страховании