20
Сб, апр

Страховщики хотят поучаствовать в работе гарантийного турфонда

Изменения в закон «О туристической деятельности в РК», действующие с января 2016 года, предусматривают создание при Министерстве по инвестициям и развитию гарантийного фонда, призванного решать внештатные ситуации выездного туризма. Например, оплачивать возвращение казахстанских туристов на родину в случае финансовых проблем туроператора.

Идея хорошая, но все будет зависеть от того, какой механизм создания гарантийного фонда будет использован, полагают представители страхового рынка.

По их словам, «слабое» звено любого гарантийного фонда – неработающий механизм ответственности и оценки рисков. Если акционером станет государство, а туристическому бизнесу отведут роль плательщика, структура не сможет решать возложенные на нее задачи, – считают представители страхового сектора.

«Законодательство предлагает рассчитывать тарифы фонда от объема бизнеса туроператоров. В частности, предусматривает отчисления операторами в фонд в размере 0,5 МРП за каждого выезжающего туриста, исключая детей до 12 лет. Такой подход лишь повысит тяжесть убытков: они будут происходить реже, но станут крупней. Цена убытков вырастет, как и цена тура, так как расходы туристическая компания заложит в цену продукта», – рассказывает заместитель председателя правления Фонда гарантирования страховых выплат (ФГСВ) Ержан Конурбаев.

«На сегодняшний день я не вижу работающих схем наполнения этого фонда. Страховые компании, понимая принцип солидарной ответственности участников туристического рынка и принцип ответственности, по которому работают страховщики, осознают, что такой фонд станет убыточным для государства. Единственным наполнителем этого фонда станут туристические компании, и сильная волатильность валютного курса приведет к росту валютных рисков для выездного туризма и повлияет на платежеспособность туроператоров», – комментирует управляющий директор ФГСВ Марина Шиповалова

По мнению г-на Конурбаева главный минус текущей системы страхования турбизнеса – отсутствие мер способных стимулировать объекты страхования не допускать страховые случаи. 

 «Другое дело как это делается: либо через государственные жесткие меры, либо путем организации гарантийного фонда по принципу общества взаимного страхования, которое контролирует деятельность участников рынка и предъявляет к ним профессиональные требования, в том числе по прозрачности финансовой отчетности», – считает эксперт. 

Страховой рынок предложил собственный вариант системы гарантирования, когда страховщики участвуют в перестраховании эксцедента убытка. То есть при нехватке средств в фонде, при условии адекватного формирования, страховщики смогут своими деньгами доплатить убыток. Плюс по договоренности с туркомпаниями возможно дополнительное пропорциональное участие страховых компаний в выплате убытков: допустим, 80% рисков покрывали бы туристические компании, а 20% - страховой сектор. 

«Мы предлагаем взвешивать риски туристического бизнеса по степени риска оператора и привязывать их к параметрам скоринга. В рамках предложенной модели предусмотрен первоначальный и ежегодный взносы, а потом взнос, который зависит от объема реализованных услуг, с учетом количества клиентов компании», – рассказывает Ержан Конурбаев. 

Пока предложения страхового рынка не приняты профильным министерством. Страховщики подчеркивают: туристический сезон не за горами, а рабочая группа по вопросу организации гарантийного фонда только создана и прийти к консенсусу за пару месяцев срок, скорее всего, будет невозможно.

Страхование туристического сезона 2016 года начинается с тупиковой ситуации, констатирует гендиректор Ассоциации страховщиков Казахстана (АСК) Павел Завалко. Поправки в законодательство об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности (ГПО) туроператора ограничили ответственность страховщиков лишь техническими рисками туроператоров - например, когда тот забыл заказать чартер или поставить бронь за отель - и тем самым страхование не будет покрывать дефолты туроператоров и опосредовано турагентств.

Страхование в текущей редакции закона не покрывает все издержки туроператоров. К тому же страхование, как финансовая отрасль, не может быть планово-убыточной и если статистика говорит о том, что разрыв между премиями и выплатами доходит до трех раз, страхование перестает иметь какой-либо экономический смысл, продолжает эксперт.

Согласно данным Нацбанка РК, премии по страхованию ГПО туроператоров и турагентов по сравнению с прошлым годом сократились на 30%, выплаты, наоборот, возросли на 47%, количество страховых случаев увеличилось в 1,8 раз до 414 случаев. Как следствие, количество договоров страхования, заключаемых с туристическими компаниями, имеет тенденцию к понижению. Выплаты догнали премии, констатируют представители страхового рынка.

В итоге при страховании ГПО турагентов и туроператоров сложился законодательный тупик: с одной стороны страховщики не могут отказаться от этого класса страхования в силу того, что им некому передать страховые портфели (никто в этом не заинтересован) и, соответственно, ищут повод не заключать договора страхования с «непрозрачными» туристическим компаниям.  Тем более, что закон дает страховщику такую возможность через право требования у туркомпании дополнительных документов, перечень которых точно законом не определен. 

С другой стороны туристические компании страховаться должны в обязательном порядке. Чем скорее будет принят вариант страхования, удовлетворяющий интересы всех сторон этого процесса, тем меньше государство будет тратить денег на купирование кризисных ситуаций, а казахстанский потребитель получит возможность оперативно решать проблемы в общепринятом режиме.

 

Источник: Expertonline.kz