20
Сб, апр

Автостраховка подорожает

Но лишь для тех водителей, которые часто нарушают правила

С 1 января 2016 года казахстанских автовладельцев ждут серьёзные изменения: оценивать размер вреда после дорожно-транспортного происшествия теперь будет не независимый оценщик, а страховая компания. Соответствующие поправки, передающие право оценивать ущерб при ДТП от оценщика к страховой организации, уже внесены в законодательство.

Оценка - без посредников

При росте автомобилизации населения (рост количества ав­томашин в Республике Казахстан с 2007 по 2012 год составил 49 % и на 1 сентября 2015 года легковых автомобилей в авто­парке - 4 889 928 единиц) динамика роста страховых премий по обязательному страхованию гражданско-правовой ответ­ственности владельцев транспортных средств (ОС ГПО ВТС) ежегодно замедляется. Так, рост премий в 2012 - 2013 годах составил 10 %, в 2013 - 2014 годах - уже 7,7 % и тенденция сни­жения темпов роста сбора страховых премий по ОС ГПО ВТС продолжается. Кроме того, намечается значительный ежегод­ный рост расходов страховых компаний по страховым выпла­там - на уровне не менее 24 % в год за последние 3 года.

В Ассоциации страховщиков Казахстана (АСК) отмечают, что данный шаг решит проблему отсут­ствия единой оценки, когда участ­ники рынка по-разному оценивали стоимость вреда. «Достаточно часто страховщики давали одну оценку, независимый оценщик - другую. Для обсуждения и урегулирования спора уже между страховщиком, страхователем и оценщиком в суде иногда требовалась и третья оценка. Процесс определения убытка сильно затягивался, когда разница в оценках, предоставленных раз­ными независимыми оценщиками, составляла более 10-15 %», - рас­сказывает генеральный директор АСК Павел Завалко.

С новыми правилами игры срок определения вреда от ДТП сокра­тится, что должно повысить сервис­ную составляющую страхового биз­неса. Кроме того, передача оценки вреда от ДТП в одни руки положит конец давно тлевшему конфлик­ту интересов между страховыми организациями и независимыми оценщиками: когда последние счи­тали размер ущерба, а страховые организации молча платили, часто упрекая своих визави в умышлен­ном увеличении размера ущерба.

С другой стороны,возникает риск, что страховая компания будет внимательней считать деньги и за­нижать размеры страховых выплат. За последние три года ежегодный рост страховых выплат по обяза­тельному автострахованию нахо­дится на уровне 24 %. А динамика ежегодных премий по обязательно­му автострахованию замедляется: рост премий в 2012 - 2013 годах соста­вил 10 %, а в 2012 - 2014 годах - уже 7,7 % и тенденция снижения роста сбора страховых премий продол­жится.

Убытки страховых компаний по обязательному автострахованию растут в большей степени из-за слабой национальной валюты и соответствующего удорожания импортных запчастей и материа­лов. Дорогой доллар отрицательно влияет на финансовую устойчи­вость страховых организаций и на их способность исполнять свои обязательства по заключенным договорам обязательного автостра­хования.

Новые инициативы по внедре­нию упрощённого порядка при­мирения при ДТП (Европротокола) и онлайн-продажам страховых полисов наряду с неоспоримыми удобствами для страхователей так­же могут стать причиной резкого роста убыточности страховщиков.

Страховой сектор, однако, исключает сценарий занижения размера ущерба. По словам управляющего директора Фонда гарантирования страховых вып­лат (ФГСВ) Марины Шиповаловой, Национальный Банк разрабатывает единый порядок страховых выплат. Документ жёстко регламентирует процесс оценки, что позволит из­бежать ситуации,когда страховые компании будут по-разному счи­тать ущерб. Если же автовладелец будет недоволен суммой ущерба, рассчитанной страховой компа­нией, то у него есть возможность обжаловать её в судебном порядке.

Дополнительная мера профи­лактики от «жадности» страховщи­ка - институт страхового омбудсмана, роль которого в новых условиях серьёзно меняется. Если ранее омбудсман выступал медиатором между страховыми компаниями по вопросам оценки вреда в рамках прямого урегулирования, то с ново­го года он будет урегулировать споры между клиентами страховых компаний и страховщиками. «Ре­гламент работы омбудсмана даёт ему право назначать экспертизу по конкретным вопросам у неза­висимого оценщика и проводить переговоры со страховой компа­нией о сумме вреда. Прежде чем идти в суд и нести судебные и иные издержки, страхователь может об­ратиться к омбудсману и получить консультацию относительно пра­вильности расчёта оценки ущер­ба», - отмечает страховой омбусман Андрей Копов.

Тарифы - пока удерживают

Нововведения в любом случае будут иметь серьёзные последствия для страхового рынка. Страховой бизнес будет балансировать между необходимостью экономить, то есть платить меньше, и необходимо­стью бороться за клиента, посколь­ку малоплатящие компании начнут рисковать лояльностью потребите­лей. По сути страховые компании окажутся в положении частных пенсионных фондов, которые вкладчики оценивали по уровню инвестиционной доходности. И клиенты страховых компаний будут принимать решения о по­купке страхового полиса исходя из статистики страховых выплат, и если статистика неутешительная, то, как правило, инвестор «голосует ногами».

Чтобы держать баланс между рентабельностью и клиентоориентированностью, страховой сектор начнёт бороться за снижение аварийности на дорогах. Конечно, влиять на дорожные службы и ком­мунальщиков им вряд ли удастся. Однако страховщики намерены добиваться пересмотра страховых тарифов с целью введения адек­ватного уровня оплаты страховки со стороны нарушителей правил дорожного движения.

Планируется модернизировать систему «бонус-малус», которая предполагает премирование до­бросовестных водителей и нака­зание недобросовестных. Сегодня степень наказания нарушителя, который принёс огромный убыток страховщику, одинакова с той, которую применяют для мелкого нарушителя с небольшим ущер­бом. По мнению страхового рынка, для стимулирования безаварийной езды следует адекватно наказывать водителей: к виновникам крупных аварий нужно применять более жёсткий коэффициент расчёта сто­имости страхового полиса. «Чтобы ответственность наступала не из-за того, что водителя запугали Адми­нистративным кодексом, а из-за того, что он будет считать свои деньги», - резюмирует Марина Шиповалова.

Кроме модернизирования си­стемы «бонус-малус» страховщики говорят ещё и о необходимости изменения подходов к расчёту страхового тарифа в зависимости от региона эксплуатации транс­портного средства. Например, в настоящее время коэффициент, применяемый при расчёте тарифа по автострахованию, в Алматинской области составляет - 1,78, для Алматы - 2,96. При этом областные автомашины нередко становятся виновниками ДТП на территории мегаполиса, а премия для них в 1,5 раза ниже. Убыточность обяза­тельного автострахования в Алма­ты - 49 %, в зоне риска Актобе - то­же 47 %, в Караганде - 58 %, в Астане - 68 %.

«Не так страшно, когда при ДТП виноват водитель из области, а страшно, когда он является по­страдавшим. В этом случае ущерб выплачивает алматинский водитель и растёт статистика по страховым выплатам в Алматы. В связи с этим Ассоциация страховщиков реко­мендовала, чтобы при внедрении Европротокола были пересмотрены региональные тарифы», - говорит Марина Шиповалова.

Сегментация тарифов по ка­честву страхователей приведёт к росту стоимости страхового по­лиса для определённой категории водителей. В наступающем году повсеместного поднятия цен на обязательное автострахование не ожидается.

Фонд гарантирования страхо­вых выплат как единственная ор­ганизация в Республике Казахстан, обеспечивающая функцию гаран­тирования исполнения страховыми организациями своих обязательств по гарантируемым классам страхо­вания в случае ликвидации, заинте­ресован в сохранении приемлемого уровня убыточности по обязатель­ным классам страхования. «Фонд принимает участие в разработке и обсуждении инициатив с участием страхового рынка, которые направ­лены на снижение аквизиционных расходов страховых компаний и развитие технологий,которые этому способствуют,- поясняет Марина Шиповалова. - В частности Фонд поддерживает инициативы по ведению современных средств онлайн-продаж страховых полисов через Интернет и ведение упро­щённого порядка урегулирова­ния ДТП - Европротокола».

По мнению Марины Шиповаловой, для успешного функцио­нирования этих проектов необ­ходимо одновременное развитие соответствующей инфраструк­туры, чтобы новые технологии и удобства для страхователей не обернулись для страховщиков ростом убыточности. «Важной составляющей новой инфраструк­туры страхового рынка может и должен стать Фонд гарантиро­вания страховых выплат, на базе которого у страховщиков появится возможность реализовать клиентоориентированный и высокока­чественный страховой бизнес», - отмечают в Фонде.

Таблица 1. Динамика показателей по ОС ГПО ВТС в разрезе регионов, 2012 - 2014 гг.в тыс. тенге

Область/город

 

Премии

   

Выплаты

 

Убыточность

 
 

2012

2013

2014

2012

2013

2014

2012

2013

2014

г. Астана

2 612 611

3 171 649

3 221 954

998 089

1 496 190

2 177 838

38%

47%

68%

г. Алматы

9 566 629

10 415 239

11 429 302

3 319 577

4 153 097

5642859

35%

40%

49%

Акмолинская

720 418

749 058

827 123

183 392

241 014

272 002

25%

32%

33%

Актюбинская

917 741

1 086 388

1 146 517

302 186

402 608

543 893

33%

37%

47%

Алматинская

932 153

1 064 336

1 031 759

267 234

392935

320 020

29%

37%

31%

Атырауская

1 118 219

1 314 288

1 492 063

166 175

250 576

300 472

15%

19%

20%

Восточно-Казахстанская

2 341 843

2 619 272

2 845 754

638 033

811 968

1 016 166

27%

31%

36%

Жамбылская

910 808

852 415

856 181

169 478

279 375

279 567

19%

33%

33%

Западно-Казахстанская

679 367

760 099

905934

162 879

233 650

275 460

24%

31%

30%

Карагандинская

1 801 413

2 016 139

2 167 815

662265

850 692

1 249 381

37%

42%

58%

Костанайская

1 581 437

1 712 503

1 854640

516 050

660 850

765 812

33%

39%

41%

Кызылординская

411 163

537 916

547 266

70 409

120 938

174 095

17%

22%

32%

Мангистауская

667 709

676 673

741 636

111 234

135 514

160 800

17%

20%

22%

Павлодарская

1 192 866

1 233 684

1 407 473

375147

421 999

521 883

31%

34%

37%

Северо-Казахстанская

765 784

856 343

973 179

162 167

220 660

334 093

21%

26%

34%

Южно-Казахстанская

1 695 126

1 973 290

2 192 266

408 922

588 627

829 387

24%

30%

38%

Всего

27 915 310

31 039 292

33 640 862

8 513 237

11 260 693

14 863 728

30%

36%

44%

 

 

 

 


Источник: Журнал «Рынок Страхования»