20
Сб, апр

История повторяется: В поисках эффективности

Изображение с сайта Expertonline.kzВалютные вихри в экономике приводят к тому, что страховой бизнес становится всё менее прибыль­ным для своих акционеров. Расходы страховых компаний возрастают, в то время как премии собираю­тся с небольшой динамикой: многие классы страхования достигли потолка собираемости премий.

Финансовые итоги 2015 года, скорее всего, будут неутешительными. Однако уже сейчас следует думать, за счёт чего можно будет зарабатывать в следующем году.

Итоги семи месяцев

Итоги семи месяцев 2015 года оказались для страхового рынка вполне приемлемыми. Объём страховых премий, принятых по договорам прямого страхования, по состоянию на 1 августа 2015 го­да составил 159 078 млн тенге, что на 11,2 % выше аналогичного по­казателя 2014 года. Тем не менее обольщаться по поводу позитив­ных результатов не стоит.

Показатели 2014 года включи­ли в себя негативные последствия февральской девальвации, вслед­ствие которых покупательная спо­собность населения сократилась на величину девальвации, что не могло не сказаться на рознич­ном спросе на добровольные стра­ховые продукты и на собираемость премий в целом.

В 2015 году ситуация повтори­тся, с той лишь разницей, что под­считать «цену» нынешней деваль­вации не представляется сейчас возможным. Национальный Банк Республики Казахстан объявил о политике свободного обменного курса. Однако узкий валютный рынок не в состоянии справиться с задачей рыночного ценообразо­вания. В итоге на валютном рынке наблюдается значительная вола- тильность и резкие скачки курса доллара по отношению к тенге не позволяют страховым компани­ям (СК) зафиксировать убытки. Пока что речь может идти об увеличении к концу года отдельных расходов на 40 - 55 %, что может иметь се­рьёзные последствия для финан­совой устойчивости СК, особенно для слабо капитализированных. С большой долей вероятности мож­но также предположить сокраще­ние поступления страховых премий по отдельным классам доброволь­ного страхования: действующие договоры отработают, а новые договоры страхователи могут либо не заключить, либо будут торго­ваться по цене, поскольку страхов­щики вынуждены будут поднять стоимость некоторых страховых продуктов из-за того, что междуна­родное перестрахование приоб­ретается за валюту. Но скорее всего эта тенденция проявится по итогам первого квартала следующего года.

Значительная и одномоментная девальвация тенге - неприятное и абсолютно не нужное для страхово­го рынка событие в части страховой деятельности, но компании, кото­рые разместили часть своих акти­вов в валюте, несомненно получат неплохой инвестиционный доход, хотя это и будет разовым явлением. В последние годы рынок«задыхае­тся» в старых классах страхования, а новых, способных дать импульс для масштабного роста премий и бизнеса, рынок не получает.

В итоге страховые классы-лиде­ры по динамике сбора премий ме­няются в зависимости от экономи­ческой ситуации в стране. В период низких процентных ставок, которые нам обеспечивают дорогая нефть и стабильный тенге, высокие резуль­таты показывает банкострахование. Оно подтягивает вверх премии по добровольному личному и имуще­ственному страхованию.

Например, за январь-август 2014 года поступление страховых премий по добровольному лич­ному страхованию сократилось на 30,8 % благодаря тому, что банки отказывались выдавать заёмщикам тенговые кредиты, опасаясь нового витка ослабления тенге. И сюда же лепту внесло падение премий по аннуитетам, потому что Правитель­ство поменяло правила игры на этом рынке для потребителя.

Если же посмотреть на итоги 2014 года, то по добровольному личному страхованию премии вы­росли на 2 % - до 49 493 млн тенге. По добровольному имущественно­му страхованию премии увеличи­лись на 4,2 % - до 84 223 млн тенге. И во многом рост премий по этим классам обусловлен активностью ряда банков по выдаче автокреди­тов в рамках государственной про­граммы поддержки казахстанского автопроизводства.

А максимальный прирост премий за первые семь месяцев 2015 го­да - 11,9 % - показали обязате­льные виды страхования, прежде всего обязательное страхование гражданско-правовой ответ­ственности владельцев автотран­спортных средств (ОС ГПО ВТС). Автогражданка выросла на 17,7 % - до 23 103 млн тенге, хотя ещё год назад рост автострахования был гораздо скромнее - 6,5 %.

Страховые компании напрямую связывают рост числа договоров по ОС ГПО ВТС с резким увеличе­нием автопарка страны, имевшего место в конце прошлого года. Тогда благодаря значительному падению курса рубля казахстанцы в массо­вом порядке покупали в россий­ских областях подешевевшие машины. По оценке экспертов, речь может идти о 600 тысячах новых авто, ввезённых в страну. Однако в этом году отношение тенге и рубля стабилизировалось и подобных подарков судьбы страховщикам ждать не приходится.

История повторяется

Девальвация тенге однозначно заставит страховщиков ожидать роста собственных затрат и прежде всего - по самым массовым и по­пулярным видам страхования: ОС ГПО ВТС, КАСКО и медицины.

Такой сценарий вполне возможен, если учесть опыт последней девальвации в феврале 2014 года. Тогда, по оценкам экспертов, ле­карственные препараты подорожа­ли до 30 %, причём как импортные, так и отечественные. И объясняется это тем, что расходы казахстанских производителей также возросли: подорожало сырьё и повысились зарплаты персоналу.

Что касается автомобильных запчастей и прочих средств для ре­монта автомобилей, их тоже ждёт вынужденный рост. Пусть даже

не такой резкий, как в прошлом году, когда в салонах и на рынках продавцы оперативно переписы­вали ценники, ориентируясь на новый курс доллара. Скорее всего, цены на свои услуги поднимут и станции техобслуживания. И по итогам 2015 года ожидается уве­личение общих затрат страховых компаний и столь же резкий рост убыточности страхового сектора.

В поисках эффективности

Годовая финансовая отчёт­ность компаний по общему стра­хованию за 2014 и 2013 годы и без того демонстрирует слабые коэф­фициенты К1 и К2, характеризую­щие доли прибыли и расходов в нетто-премиях. Так, показатель К1, показывающий, какая часть со­бранных премий превращается в доход, в среднем по рынку едва превысил 30 %, а показатель К2, указывающий, насколько неэф­фективно используются премии, то есть стоимость человеческих ресурсов за единицу времени, до­стиг почти 50 %.

В настоящий момент глобальный вопрос, стоящий перед компания­ми, звучит так: каким образом ре­гулировать убыточность в текущих условиях? Поднятие тарифов ударит по позициям компании на рынке точно так же, как и решение компа­нии оптимизировать выплаты.

Наоборот, гибкая политика вы­плат - сегодня одно из конкурент­ных преимуществ компании. И стра­ховой рынок наращивает выплаты в ущерб собственной прибыли.

За 7 месяцев 2015 года общий объём страховых выплат (за вычетом страховых выплат, осуществлённых по договорам, принятым в перестра­хование) составил 37 813 млн тенге, что на 9,7 % больше, чем на анало гичную дату прошлого года. Из общей суммы страховых выплат, произведённых за 7 месяцев 2015 года, наибольшую долю занимают страховые выплаты по добровольному личному страхованию – 43,9 %, по обязательному страхованию – 38,9 % и по добровольному имущественному страхованию – 17,2 %.

Поэтому в зависимости от того, насколько грамотной окажется стратегия по регулированию затрат, и будет определяться будущее конкретной страховой компании. И прежде всего – компаний средней и низкой капитализации (3–5 млрд тенге).

Аффилиированные с банками страховые компании, ориентированные на страхование заёмщиков банков, скорее всего переживут кризис легче. Ещё один минус от девальвации – «провисание» внешнего перестрахования. Компании стре­мятся максимально эффективно перестраховывать собственные риски, передавая международ­ному перестраховщику крупные риски и оставляя на собственном удержании те из них, вероятность наступления по которым страхового случая невелика или же невелика ответственность.

По итогам января - августа 2015 г. объём премий, переданных на пе­рестрахование, составил 32,5 % от совокупного объёма собранных средств или 56 590 млн тенге. При этом на перестрахование нере­зидентам отправлено 28 % от сово­купного объёма страховых премий, что больше на 7,8 %, чем за анало­гичный период прошлого года.

Стремительное удешевление национальной валюты негативно скажется на внешнем перестрахо­вании, поскольку такое перестра­хование имеет валютную основу. В результате обесценения тенге обязательства отечественных стра­ховщиков перед иностранными партнёрами могут возрасти, что негативно отразится на операцион­ных результатах компаний.

По итогам 2014 года рентабель­ность страхового сектора возросла с 8,6 % до 13,4 %. Скорее всего, итоги 2015 года в плане эффектив­ности бизнеса могут откатиться обратно.

Инвестиции нам в помощь

Единственное светлое пятно, способное хоть немного скрасить настроение страховому рынку, - ощутимый инвестиционный эф­фект, который получат страховые компании от переоценки валюты по новому курсу. Значительная часть компаний, наученная горьким опытом прошлого года, имеет на своём балансе валютные активы, кото­рые в случае переоценки принесут существенную прибыль.

Однако что касается тенговых инструментов, то их роль в полу­чении инвестиционного дохода крайне мала. А всё потому, что ситуация на фондовом рынке не способствует росту положительных ожиданий от инвестиций.

Согласно плану Министерства финансов Республики Казахстан на 2015 год объём заимствований со­ставляет 928,2 млрд тенге, из которых размещено только 390 млрд тенге. Таким образом, пересматривать план размещений Минфин, навер­ное, не будет. Что касается по­следних размещений, то, например МЕУКАМ, выпущенные в июле с погашением в 2040 году были про­даны по доходности 8,04 - 8,35 % го­довых, что с учётом текущей инфля­ции в размере 3,968 % годовых (с 01.08.2014 г. по 01.08.2015 г.) являе­тся вполне адекватной доходно­стью в тенге. Тем не менее с учётом объявления Национальным Банком Республики Казахстан свободного валютного курса инфляция может подскочить до двухзначной величи­ны и текущие ставки заимствования Минфина станут неинтересны­ми для страховых компаний - одних из главных покупателей долгов Правительства.

С другой стороны, страховые компании сильно ограничены в покупке негосударственных ценных бумаг и не могут заместить отсут­ствие хороших доходностей по государственным ценным бума­гам более рисковыми покупками. Например, страховым компаниям запрещено покупать депозитарные расписки. Это лишает страховые компании возможности приобре­тать высоколиквидные иностран­ные бумаги и снижает способность к качественной диверсификации портфеля.

Вечный вопрос: «Что делать?»

Что и говорить, ситуация на страховом рынке сложилась непро­стая. К тем вызовам, которые сло­жились по объективным причинам: слабая покупательная способность населения, зарегулированность страхового сектора, отсутствие новых и ёмких обязательных видов страхования, способствующих на­капливанию активов, немонетарный характер инфляции, добавился ещё и субъективный фактор - непред­сказуемый валютный курс.

Неэффективность казахстанско­го страхового рынка уже привела к оттоку с него крупных и сильных иностранных брендов. В итоге местные компании потеряли воз­можность получать современные страховые технологии и перени­мать консолидации рынка, которая вымоет из него небольшие ком­пании, укрупняя позиции «дино­завров», которые, как известно, не всегда бывают гибкими в бизнесе.

Наиболее приемлемый для всех вариант - повышение ём­кости местного рынка. Следует, вероятнее всего, запустить новые виды обязательного страхования, в первую очередь - страхование от катастрофических рисков и до­пуск страховщиков в обязательное медицинское страхование.

 


Источник: Журнал «Рынок Страхования»