Последние три года на туристическом рынке Казахстана ознаменованы громкими дефолтами казахстанских туроператоров. История повторяется практически по одному сценарию, и, похоже, проблема, накопила определённую критическую массу. Туристы и страховщики всё меньше доверяют операторам туристического рынка. Можно даже сказать, что туристическая отрасль находится в своего рода кризисе. Каковы пути решения сложившейся ситуации - постараемся разобраться.
История вопроса
Казахстанские страховщики стали тесно взаимодействовать с операторами рынка туристических услуг с 2004 года после принятия Закона Республики Казахстан от 31 декабря 2003 года № 513-II «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента» (далее - закон ТТ). На сегодняшний день лицензию на осуществление деятельности по закону ТТ имеют 18 страховых организаций. За последние 10 лет страховыми организациями по данному классу собрано 586 млн тенге. При этом страховых выплат осуществлено на сумму 598 млн тенге, из них 94 %, или 562 млн тенге выплачено за последние 3 года (с начала 2013 года). Убыточность данного класса без учёта расходов и комиссионных вознаграждений страховым агентам выросла с начала введения в действие закона ТТ с 5 до 269 %.
Туристическая отрасль в Республике Казахстан регулируется Законом Республики Казахстан от 13 июня 2001 года № 211-II «О туристской деятельности в Республике Казахстан» (далее - закон ТД). Но практически ежегодная модернизация этого закона никоим образом не решала вопросов, связанных с финансовой устойчивостью игроков туристического рынка. Именно поэтому последние 2-3 года действия закона ТТ выявили наличие системных рисков в туристической отрасли, страхование которых является, по меньшей мере, затруднительным. Наличие подобных рисков привело к банкротству крупных туроператоров и турагентов («Гульнар Тур», «On Travel») и значительному росту страховых выплат по данному виду обязательного страхования. Только по банкротству туроператора «Гульнар Тур» оцениваемые убытки составили 2,8 млрд тенге, причём страховой убыток - на уровне 630 млн тенге.
В текущем году ситуация усугубилась ещё одним банкротством со стороны участников туристической отрасли, а именно прекращением деятельности достаточно крупного туроператора «Travel System». Приблизительная оценка общего ущерба может составить 7-8 млн долл. США, а совокупные страховые выплаты будут сопоставимы с выплатами по туроператору «Гульнар Тур».
Наличие в туристической отрасли системных рисков обусловлено следующими факторами:
1) огромным теневым оборотом средств (отсутствием подтверждающих бухгалтерских документов по оплате клиентами туров);
2) непрозрачностью деятельности туроператоров и турагентов (отсутствием достоверной периодической финансовой отчётности);
3) отсутствием четкого разделения ответственности и полномочий турагентов, туроператоров, чарте- родержателей и авиаперевозчиков перед клиентами на законодательном уровне;
4) демпингом и в результате - выстраиванием финансовых пирамид (оплатой прошлых долгов за счёт текущих продаж);
5) необоснованным решением судебных органов и отсутствием единой правоприменительной практики.
Последний пункт перечисленных системных рисков туристической отрасли, по мнению страховщиков, и является основной причиной лавинообразного роста страховых выплат. Нужно отметить, что значительный рост выплат начал иметь место после первого дефолта туроператора «On Travel». Именно тогда суды для снижения социальной напряжённости начали трактовать наступление гражданско-правовой ответственности турагента вследствие неисполнения тураген- том своих обязательств по вине третьих лиц.
Начиная именно с этого периода (конца 2012 - начала 2013 года) турагенты реально оценили пользу от страхования,когда финансовые убытки от мошенничества одного туроператора в немалой части покрывали страховщики за счёт страховых выплат. В чем же суть вопроса?
Вез вины виноватые
В соответствии с Законом ТТ «объектом обязательного страхования гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента является имущественный интерес туроператора и турагента, связанный с их обязанностью, установленной гражданским законодательством Республики Казахстан, возместить вред, причинённый имущественным интересам и (или) иным интересам туриста при осуществлении деятельности по реализации туристского продукта».
Исходя из норм закона ТД следует, что туристский продукт формирует только туроператор, то есть несёт ответственность за предоставление услуг, входящих в туристский продукт. Турагент отвечает только за продвижение и реализацию (продажу) туристского продукта, то есть выступает посредником между туроператором и туристом. В противном случае туроператор и турагент осуществляют двойное страхование одного продукта.
Ответственность турагента заключается только в правильном оформлении документов, связанных с предоставлением туристского продукта и осуществлением платежа туроператору, а не предоставлением услуг, входящих в туристский продукт.
Турагент не может нести ответственность за непредоставление туристского продукта, если он правильно и добросовестно оформил документы и оплатил туроператору, так как производителем туристского продукта и получателем денег является туроператор.
Судебная практика в разных регионах показывает, что суды выносят решения, по которым страховые компании обязывают осуществлять выплаты по ответственности тураген- тов по факту наступления ответственности туроператора, при том что ответственность турагента, который правильно оформил документы и добросовестно осуществил платёж туроператору, не наступила.
Судьи обосновывают своё решение тем, что ответственность тураген- та наступила, так как туристские услуги (входящие в туристский продукт) не были предоставлены туристу.
К сожалению, судами свободно трактуется понятие «реализация туристского продукта» для турагента, то есть не факт продажи турагентом туристского продукта, но и само предоставление услуг в рамках туристического продукта.
Турагент не может нести ответственность за непредоставление услуг в рамках туристского продукта, если он правильно оформил документы и оплатил деньги туроператору. Ответственность должен нести туроператор, который получил в полном объёме деньги за весь туристский продукт (за исключением комиссии турагента) и несёт дальнейшую ответственность за предоставление услуг в рамках туристского продукта.
В соответствии с Гражданским кодексом (статья 807) противоправные имущественные интересы страхователя не подлежат страхованию и договоры страхования, объектом которых выступают противоправные имущественные интересы, являются недействительными.
Таким образом, страхователь, осуществивший умышленные противоправные действия (мошенничество или другое преступление), вне зависимости от вида страхования (обязательного или добровольного) не попадает под страховую защиту и договор с ним считается недействительным. Кроме того, в соответствии со статьёй 843 Гражданского кодекса Республики Казахстан помимо общих оснований недействительности сделок, предусмотренных Гражданским кодексом, договор страхования признаётся недействительным в случаях, если в качестве страхового случая предусмотрено событие, лишённое признаков вероятности и случайности его наступления и которое неизбежно и объективно должно произойти в пределах действия договора, о чём стороны или, по крайней мере, страхователь заведомо знали.
В этом случае договор страхования должен считаться недействительным, если событие лишено признаков вероятности и случайности его наступления, а тем более, если фактически произошло событие, обладающее признаками страхового случая, договор страхования также должен считаться недействительным.
Опять же, согласно нормам Гражданского кодекса (статья 839) страховщик вправе отказать в осуществлении страховой выплаты, если страхователь совершил умышленные неправомерные действия, направленные на возникновения страхового случая, как страхователю, так и застрахованному или выгодоприобретателю.
Неоднозначное толкование законодательства, регулирующего страхование и деятельность туроператоров и турагентов в части неопределённости границ ответственности туроператора и турагента и возникающих в связи с этим случаев, имеющих признаки мошенничества, уже было темой обращения ОЮЛ «Ассоциация страховщиков Казахстана» летом прошлого года в Верховный суд и Генеральную прокуратуру Республики Казахстан. К сожалению, конкретного ответа на поставленные вопросы получено не было и предложено было страховщикам решать все свои проблемы в порядке надзора. А каково по этому вопросу мнение регулятора страхового рынка?
Мнение Национального Банка Республики Казахстан
Своё мнение по этому вопросу регулятор высказал в ответ на официальное обращение ОЮЛ «Ассоциация финансистов Казахстана», ссылаясь тем не менее на то, что исходя из норм Закона «О нормативных правовых актах» Национальный Банк Республики Казахстан не наделён правом официального толкования законодательных актов.
По мнению регулятора, в статье 1 Закона «О туристской деятельности в Республике Казахстан» определено, что туристские услуги - это услуги, необходимые для удовлетворения потребностей туриста, предоставляемые в период его путешествия и в связи с этим путешествием (размещение, перевозка, питание, экскурсии, услуги инструкторов туризма, гидов (гидов-переводчиков), и другие услуги, предусмотренные договором на туристское обслуживание, оказываемые в зависимости от целей поездки.
Туристская операторская деятельность (туроператорская деятельность) - это предпринимательская деятельность физических и (или) юридических лиц, имеющих лицензию на данный вид деятельности, по формированию туристского продукта, его продвижению и реализации туристским агентам и туристам, а также по продвижению и реализации туристского продукта, сформированного нерезидентом Республики Казахстан (далее -туроператор).
Туристская агентская деятельность (турагентская деятельность) - это предпринимательская деятельность физических и (или) юридических лиц по продвижению и реализации туристского продукта, сформированного туроператором (далее - турагент).
Исходя из изложенного следует, что туристский продукт формирует только туроператор, на которого возлагается ответственность за оказание услуг, входящих в туристский продукт.
При этом обязанностью турагента является продвижение и реализация туристского продукта, то есть посредническая деятельность между туристом и туроператором.
Законом «О туристской деятельности в Республике Казахстан» предусмотрено, что агентский договор на реализацию туристского продукта между туроператором и турагентом обязательно должен содержать сведения о туроператоре, сформировавшем туристский продукт, о договорах обязательного страхования гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента, об ответственности туроператора и турагента, а также об ответственности каждой из сторон перед туристом за непредоставление или предоставление недостоверной информации о туристском продукте, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, описание туристского маршрута, достоверную информацию о туристском продукте.
Вместе с тем, по мнению Национального Банка Республики Казахстан, сложившаяся ситуация по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента возникла ввиду отсутствия чёткого разграничения зоны ответственности последних при наступлении страхового случая, следствием чего стала сложившаяся судебная практика, при которой судебные решения принимаются в пользу истца, при том что ответственность страхователя не наступила.
При этом регулятор полагает, что если турагент в рамках своей компетенции правильно оформил документы, связанные с предоставлением туристского продукта и осуществил платёж туроператору, то есть выполнил в полной мере свои обязательства, дальнейшая ответственность за предоставление туристских услуг должна быть возложена непосредственно на туроператора и, следовательно, турагент не должен нести за него ответственность.
Иными словами, как полагает регулятор, каждая из сторон должна нести ответственность перед туристом в рамках своей непосредственной компетенции.
Что делать?
Становится понятно, что общественное мнение начинает складываться в пользу страховщиков, но по-прежнему продолжают отсутствовать реальные механизмы по решению назревших проблем. А пока страховщики вынуждены использовать своё законное право требовать от туроператоров и турагентов определённый (и довольно весомый в некоторых случаях) перечень документов, подтверждающий их деятельность, для того, чтобы хоть как-то минимизировать свои риски при заключении договора страхования. Этот защитный механизм, который выработали страховщики, на сегодняшний день вызывает бурю негодования в сообществе туроператоров и турагентов. Но, учитывая сложившуюся ситуацию, страховщики вынуждены хоть как-то организовать защиту своего бизнеса, в противном случае мошенники-туроператоры или отчаявшиеся турагенты намеренно будут страховать свою ответственность и совершать мошеннические действия, а страховые компании, не имея права отказать в обязательном виде страхования, будут нести необоснованную финансовую ответственность.
Полумерами эту проблему не решить - необходимо коренным образом решить системные проблемы туристического рынка, а не перекладывать ответственность на страховой рынок.
По мнению ОЮЛ «Ассоциация страховщиков Казахстана», выявленные системные риски туристической отрасли мог бы решить либо минимизировать их последствия следующий ряд мер:
1) разграничение полномочий и ответственности участников бизнеса (с позиции клиента - «с кем договор, тот и отвечает»);
2) усиление контроля по допуску на рынок туристических услуг, в том числе на уровне профессиональных объединений;
3) комплексное финансовое обеспечение:
- взносы участников бизнеса в экстренный Фонд + банковская гарантия;
- добровольное страхование гражданско-правовой ответственности туроператора и турагента;
4) закрепить в целяхгарантиро- вания деятельности туроператоров объём ответственности в виде их годового оборота;
5) определение услуг (рисков), подлежащих страхованию с широкой дифференциацией тарифов:
- турпакета;
- авиабилета;
- невыезда.
6) введение мониторинга отчётности профессиональных участников туристического рынка, а также введение арбитража в признании страховых случаев (в том числе по дате страхового случая).
В качестве предложения для системного решения проблем туристической отрасли Ассоциация страховщиков Казахстана совместно с Казахстанской туристской ассоциацией разработали проект Концепции организации механизма страхования участников туристической отрасли на базе фонда «КОРГАУ», который направлен на рассмотрение Министерству инвестиций и развития Республики Казахстан.
Источник: Журнал «Рынок Страхования»