20
Сб, апр

Текущий этап развития и точки роста страхового рынка Республики Казахстан

Тлек АЛЬЖАНОВ, председатель совета ОЮЛ «Ассоциация страховщиков Казахстана»Сильные стороны страхового рынка Республики Казахстан

 

В Республике Казахстан на 1 января 2014 года осуществляли деятельность по страхованию и перестрахованию 34 компании, из них 7 компаний по страхованию жизни, количество которых стабильно на протяжении нескольких последних лет. А вот количество компаний по общему страхованию с 2010 года сократилось на 6, и эта тенденция продолжается, поскольку в 2014 году ожидается слияние 2-3 компаний. 24 компании имеют лицензии на обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, что свидетельствует о наличии филиалов и представительств во всех крупных городах областного и районного значения Казахстана. Таким образом, можно говорить о высокой доле регионального проникновения страхования.

За 2013 год на страховом рынке наблюдается увеличение уровня. На долю 5 крупнейших страховых компаний приходится 37,6 % совокупных страховых премий и 35,0 % страховых выплат. За период с 2008 года активы страховых компаний выросли в 1,95 раза и составили 523,4 млрд тенге. Доля пяти крупнейших страховых компаний в совокупных активах страхового рынка также составила 49,1 %. Крупнейшие казахстанские страховщики являются дочерними компаниями банков или финансово-промышленных групп, что свидетельствует о значительных политических возможностях акционеров страхового рынка.

Динамичный рост активов страхового сектора поддерживался требованием регулятора о поэтапной капитализации страховых и перестраховочных компаний в период с 2010 по 2012 год, и на сегодняшний день до 80 % активов страхового сектора составляют инвестиционные активы. Казахстанский страховой рынок характеризует достаточный уровень капитализации.

Страховые резервы с 2008 по 2013 год выросли в 2,8 раза и составили 240,3 млрд тенге. В настоящий момент расчёты нормативов платёжеспособности казахстанских страховщиков соответствует требованиям "Solvency I" и частично "Solvency II". С 2003 года казахстанский страховой сектор осуществляет бухгалтерский учёт в соответствии с Международными стандартами финансовой отчётности и дистанционный мониторинг финансовой деятельности страховых организаций регулятором осуществляется на ежемесячной основе. То есть в Республике Казахстан налажена государственная система мониторинга и анализа регулирования.

Кроме того, с 2001 года закреплена норма о расчёте страховых резервов сертифицированным актуарием и с 2011 года заключение штатного актуария страховой компании должно быть подтверждено ещё и независимым актуарием.

В Республике Казахстан функционирует система перестрахования, основанная на международной практике оценки риска и рейтинга. Объём страховых премий, переданных на перестрахование в 2013 году, составил 75 086,0 млн тенге, или 29,7 % от совокупного объёма страховых премий по договорам прямого страхования. При этом на перестрахование нерезидентам Республики Казахстан передано 24,0 % от совокупного объёма страховых премий по договорам прямого страхования.

Общая сумма страховых премий, принятых страховыми (перестраховочными) организациями по договорам перестрахования, составляет 26 130,8 млн тенге. При этом сумма страховых премий, принятых в перестрахование от нерезидентов Республики Казахстан, составляет 12 959,1 млн тенге. Тенденция увеличения объёма входящего перестрахования от нерезидентов за последние 3 года имеет устойчивый характер на уровне более 20 % в год.

С 2010 года динамика роста страхового рынка Республики Казахстан была стабильно выше 20 %. Исключением стал только 2013 год, когда рост рынка был зафиксирован на уровне 19,6 %.

 

Слабые стороны страхового рынка Республики Казахстан

Доля страхового сектора в экономике Казахстана остаётся ещё крайне низкой. За последние три года она не превысила показателя 0,8 % от ВВП. И, несмотря на динамичный рост активов, их отношение к ВВП остаётся на довольно низком уровне - не более 2 %.

На фоне динамичного роста показателей страхового рынка (страховых премий, активов, резервов) качество этого роста остаётся низким, поскольку сохраняется высокая доля кэптивного страхования, и по-прежнему можно отметить невысокий уровень развития добровольных агентских продуктов.

К примеру, отрасль страхования жизни с 2010 года демонстрировала наилучшую динамику прироста премий - с 99,8 % до 72,0 % в 2012 году. Этому способствовал рост объёмов банковского кредитования населения, что привело к значительному росту объёмов страхования жизни заёмщиков. Кроме того, с 2011 до середины 2013 года значительными темпами увеличивались объёмы пенсионного аннуитетного страхования. С 1 июля 2013 года заключение договоров пенсионного аннуитета законодательно приостановлено, что серьёзным образом сказалось на динамике роста отрасли страхования жизни в 2013 году, который составил всего 7,9 %.

В дальнейшем прогнозируется либо незначительный рост рынка страхования жизни, либо его регресс, если государство не снимет запрет на заключение договоров пенсионного аннуитета за счёт пенсионных накоплений. Предпосылок роста добровольных видов страхования жизни, к сожалению, пока никаких нет.

Основными драйверами роста отрасли общего страхования за последний год стали классы добровольного имущественного страхования, в том числе страхование от прочих финансовых убытков выросло на 124,5 %, в связи с оживлением кредитного рынка. Кроме того, хорошую динамику демонстрируют страхование автомобильного транспорта - рост 86,4 % и страхование грузов - рост на 64,8 %. При этом всё-таки наблюдается низкий уровень доверия страхователей к страховщикам и к механизму страхования в целом, что является серьёзным сдерживающим фактором в развитии добровольного розничного страхования.

Рост страховых премий на фоне снижения уровня страховых выплат, тем не менее, не способствует адекватному росту прибыли страховых компаний. Прежде всего это объясняется высоким уровнем аквизиционных расходов, который приводит к низкому уровню конкуренции и снижению влияния рыночных факторов на конкурентоспособность страхового бизнеса. Основными инструментами увеличения рыночной доли служат ценовой демпинг и высокий уровень агентского вознаграждения, несмотря на искусственное ограничение комиссий по обязательным видам страхования. Фактически страховые агенты диктуют страховщикам условия сотрудничества. При этом для сотрудников страховых компаний и в большей степени для страховых агентов характерен низкий уровень компетенций. И такая тенденция является следствием слабого уровня образовательных институтов страхования, которые занимаются подготовкой кадров для страховой отрасли.

Кроме того, низкий уровень конкуренции связан с недостаточным уровнем развития информационных систем и автоматизации бизнес-процессов в страховых компаниях.

С 1 января 2012 года для страхового рынка было предусмотрено изменение режима налогообложения со специального на общеустановленный. При этом вплоть до 1 января 2014 года не были определены подходы по отнесению на вычеты страховых резервов и действие некоторых законодательных норм в переходный период. Это свидетельствует о непонимании природы страхования фискальными контролирующими организациями, что также является сдерживающим фактором для развития страхового рынка, поскольку создаёт неоднозначное толкование в вопросах налогообложения.

 

Возможности страхового рынка Республики Казахстан

С учётом сильных и слабых сторон страхового рынка Республики Казахстан можно выделить ряд направлений для развития, которые ОЮЛ «Ассоциация страховщиков Казахстана» реализует в качестве приоритетных.

Прежде всего необходимо развитие экосистемы страхования. Это включает использование современных технологий «электронного полиса», которые позволят организовать системы онлайн-страхования по обязательным классам страхования и «коробочным» продуктам добровольного страхования. Одновременно необходимо реализовывать мероприятия по повышению страховой культуры населения, в том числе и посредством разработки новых социальных видов обязательного страхования, а также дальнейшим развитием системы гарантирования страховых выплат.

Большие возможности для развития ёмкости страхового рынка открываются в повышении взаимодействия со страховыми рынками стран Таможенного союза, Евросоюза и Азии и в развитии трансграничных возможностей страхования и перестрахования.

Развитие государственно-частного партнёрства страхового рынка и других социально значимых отраслей экономики, таких как, например, сельское хозяйство и строительство, позволит более эффективно использовать бюджетные средства, направляемые на развитие отраслей.

Реализацию поставленных задач ОЮЛ «Ассоциация страховщиков Казахстана» планирует в тесном взаимодействии с Национальной палатой предпринимателей в целях снижения системных рисков дальнейшего развития рыночных институтов.

 

Цель и приоритеты Ассоциации страховщиков Казахстана

ЦельюАссоциации страховщиков Казахстанаявляется комплексное и системное содействие развитию страховой отрасли для создания стратегического сектора экономики Республики Казахстан, разделяющего социальную нагрузку с государством.

 

Два направления стратегического развития:

- укрепление и развитие страховой отрасли как социально значимого сектора экономики с высоким уровнем доверия населения;

- реорганизация страхового рынка и его участников (экосистемы) для увеличения; эффективности его деятельности и достижения экономических целей.

 

Приоритеты:

- выявление и устранение системных угроз рынка;

- внедрение лучших международных практик и компетенций;

- создание конкурентоспособной экосистемы страхового рынка;

- повышение прозрачности, компетентности и открытости рынка, используя современные технические возможности IT;

- участие в разработке новых законодательных и нормативных стандартов;

- взаимодействие с международными государственными и негосударственными организациями в целях соответствующей миссии ассоциации.

 

Стратегические задачи Ассоциации страховщиков Казахстана:

- Создание ассоциации страхового рынка, работающей по принципу саморегулируемых организацийв целях защиты рынка и эффективного взаимодействия с регулятором.

- Преобразование Фонда гарантирования страховых выплат с объединением функций Фонда гарантирования страховых выплат, Единой страховой базы данных, оценки, моторного бюро, омбудсмена, актуарного центра с целью консолидации рынка и оптимизации аквизиционных расходов.

- Развитие специализированной инфраструктуры страхового рынка: андеррайтеров, аджастеров, страховых посредников.

- Реализация изменений по обязательным и добровольным классам страхования в соответствии с выбранной моделью развития страховой отрасли.

- Разработка моделей страхования катастрофических рисков, обязательного медицинского страхования и агрострахования для решения проблем социального характера.

- Внесение предложений по оптимизации надзорной функции регулятора, аналитико-информационных систем, обеспечение прозрачности, полноты и доступности статистических данных в целях своевременного выявления проблем в страховых организациях и системных рисков в страховой отрасли в целом.

 

Текущие законодательные инициативы Ассоциации страховщиков Казахстана:

- Закон об обязательном страховании недвижимого имущества физических лиц от катастрофических рисков (рисков катастроф: землетрясения, наводнения, селя, оползня, урагана; гражданско-правовой ответственности собственника недвижимого имущества перед третьими лицами: пожара, затопления, взрыва).

- Предложения по тарифному регулированию трансграничного страхования обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств для нерезидентов, въезжавших на территорию Республики Казахстан и взаимному признанию полисов между странами - членами ЕЭП.

- Закон об обязательном медицинском страховании (за основу принимается модель Бисмарка.)

- Закон об обязательном страховании от несчастного случая работника на производстве (редакционные изменения, которые будут способствовать снижению рисков страховщиков и передаче части ответственности по выплатам государству и работодателю).

- Модернизация закона о страховой деятельности (реконструкция системы обязательного страхования, изменение подходов к законодательному регулированию деятельности страховых организаций и надзора).